«Ответственность инспектора ДПС нулевая»: юрист о причинах ложной эвакуации

Челябинец Андрей запарковал свой Mercedes Vito в проезде, ведущем от главного корпуса ЮУрГУ к памятнику Курчатова, а когда вернулся, машину уже эвакуировали. Причина — остановка ближе пяти метров до пешеходного перехода. Хотя ни знаков, ни разметки не было видно, оспорить такую эвакуацию весьма сложно.

Левый знак валяется, правый стоит точно за стволом дерева

Переход от третьего корпуса ЮУрГУ в сторону студенческой поликлиники действительно предусмотрен. Но «зебры» на асфальте нет, левый знак повален из-за перекладки тротуара, а правый не виден в густой листве. Судя по фотографии сервиса Google.Maps, в 2017 году перехода здесь не существовало, зато было дерево. В крону его крону позже и поставили знак.

В ГИБДД города взяли паузу и заявили лишь, что водители обязаны выполнять требования знаков. На вопрос, должны ли эти знаки быть видимы, нам ответили, что в конкретной ситуации будут разбираться после жалобы водителя: Андрей уже направил её в адрес руководства ГИБДД города.

Автоюрист Лев Воропаев скептически относится к перспективе отменить штраф после такой жалобы:

— Сделать это необходимо, но с вероятностью 99% ему ответят отказом, и тогда придётся обращаться в суд.

По ГОСТ Р 52289–2004 знак должен быть виден с расстояния как минимум 100 метров. Но ГОСТы — это нормативы для тех, кто занимается организацией движения, а не самих водителей.

— Скорее всего, судья будет оценивать ситуацию исходя из своих внутренних убеждений, то есть сказать наверняка, признают знак видимым или нет, сложно, — рассуждает Лев Воропаев.

Андрея волнует не только штраф в 1000 рублей, который он может оплатить с 50-процентной скидкой, но и расценки на эвакуацию — в Челябинск она стоит 2000 рублей. Услугу, кстати, можно оплатить не сразу, что удобно в таких спорных ситуациях. Но чтобы доказать службе эвакуации (ООО «Лидер Плюс»), что Андрей им ничего не должен, ему придётся доказать правоту в суде:

— Необходимо вступившее в силу постановление суда, которое отменит штраф, причём по реабилитирующим основаниям, — объясняет Лев Воропаев. — Но этого недостаточно: далее необходимо обратиться в суд с исковым заявлением к Министреству финансов, которое впоследствии компенсирует из бюджета понесённые убытки службе эвакуации.

Другими словами, эвакуаторщики получат деньги за свои услуги либо с Андрея, либо из бюджета.

А можно ли привлечь к ответственности сотрудника полиции, если его действия будут признаны незаконными?

— Если бы прокуратура добивалась взыскания убытков за подобные дела из кармана инспектора ДПС, допустившего нарушения, наверное, и проблемы бы не было, — рассуждает Лев Воропаев. — Но в России такое не практикуется, поэтому инспекторы могут пачками оформлять документы, которые потом оспариваются в судах. Фактического наказания за это они не получают.

Мы получаем жалобы на «ложную эвакуацию» часто. Иногда автомобилисты сами заблуждаются, например, не знают полного списка причин для эвакуации. Но бывает, причина в очень спорной установке знаков. В июле автомобиль челябинца увезли из-под знака, скрытого стволами деревьев. Месяцем позже разгорелся скандал из-за парковки около Оперного театра: запрещающие знаки здесь были закрыты плёнкой, которую внезапно убрали и вывезли машины, стоящие в их зоне действия.

Обжалование спорных случаев — процесс довольно муторный. Непросто даже посмотреть запись процесса эвакуации, которую сотрудники ГИБДД обязаны делать в отсутствие понятных. При обращении на штраф-стоянку инспектор, оформляющий постановление, как правило ссылается на трудности получения записи от экипажа, который выезжал на место.

— Водитель имеет право ознакомиться со всеми материалами дела, но для этого нужно обратиться в ГИБДД с ходатайством — они обязаны предоставить материалы в разумный срок, обычно в течение одного-двух дней, — поясняет Лев Воропаев. — Просто так они, как правило, запись не дают.

И если эвакуация всё же была незаконно, водителю придётся изрядно погонять бумажки. В лучшем случае он просто отменит постановление, в худшем: потратит время и не добьется ничего. Мы попросили ГИБДД города предоставить нам запись эвакуации машины Андрея, после чего можно будет судить о том, был ли виден знак с места остановки.

Добавить комментарий