Как создать хаос на перекрёстке, делая всё по правилам

Валерий хотел развернуться на широком перекрёстке строго по правилам, но попал сразу в две аварийный ситуации. И хотя контактов удалось избежать, остаётся вопрос — почему всё пошло не так?

Траектория разворота на обычном перекрёстке не оговорена правилами, поэтому вопрос о том, разворачиваться ли через центр или у начала пересечения не имеет однозначного ответа. Допустимы оба варианта и в зависимости от конфигурации перекрёстка предпочтительным бывает тот или иной. В целом, безопаснее разворачиваться по малому радиусу, чтобы стоящие позади автомобили не попытались обогнуть вас слева — они могут думать, что вы готовитесь повернуть, а не развернуться.

Но в данном случае перекрёсток сложный — он не только широкий, но имеет разделительные полосы и трамвайные пути. Знаки движения по полосам запрещают поворот на первом пересечении, но дальше висят знаки, разрешающие поворот налево, а с ним и разворот.

Знаки запрещают разворот на первом пересечении, но не запрещают на втором (из левой полосы)

— При наличии поперечных трамвайных путей или сплошной разметки на пересечении разворот необходимо выполнять по большому радиусу, огибая центр перекрёстка, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Об этом прямо говорит пункт 9.1 (1). Ситуация на видео из этого разряда. Тем более, разворот по малому радиусу здесь однозначно запрещают знаки движения по полосам.

Попытка развернуться по малому радиусу на таком пересечении интерпретируется как кратковременное движение по встречной полосе и влечёт непропорционально суровое наказание: по части 4 статьи 12.15 КоАП грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на срок до полугода — как за обгон через сплошную.

— Известны как минимум три решения Верховного суда РФ, когда такой разворот приравнивали к двум поворотам налево и действительно лишали водителей прав, — добавляет Юрий Панченко.

Но попытка Валерия выполнить правила привела к тому, что на широком перекрёстке его опередила слева другая машина и траектории пересеклись. Формально Валерий всё равно имел приоритет, потому что при «нерасчётном» конфликте траекторий пункт 8.9 ПДД отдаёт приоритет автомобилям, находящимся справа.

Другое дело, что автомобиль, ехавший позади Валерия, не мог предугадать манёвр автора — у машине есть поворотники, но нет «разворотников». Проблему можно решить, нарисовав на пересечении разметку, которая определяет точные траектории движения, но и это не всегда помогает. Разметочная траектория часто не совпадает с интуитивной (водители же любят срезать углы), поэтому по мере её стирания или погребения под снегом хаос возвращается.

— При такой конфигурации перекрёстка разворот небезопасен, — считает Юрий Панченко. — Я бы повесил здесь знак «Разворот запрещён».

Потеряв время на спор с водителем Aveo, Валерий не успел покинуть пересечение, когда поперечный поток тронулся на свой зелёный, вытеснив автора видео на разделительную полосу.

Правда опять на стороне Валерия: пункт 13.8 ПДД требует от автомобилей, которые начинают движение на зелёный, пропустить тех, кто завершает манёвр на перекрёстке. Исключением являются широкие перекрёстки со стоп-линиями перед въездами на промежуточные пересечения, которые требуют учитывать сигналы соответствующих светофоров (пункт 13.7 ПДД).

С другой стороны, тронувшиеся автомобили не могли предполагать, что Валерий хочет развернуться — в момент начала их движения он как раз пререкался с водителем Aveo. И для него, вероятно, безопаснее было подождать на трамвайных путях, хотя правила и не оговаривают такую возможность.

Разворот при кажущейся простоте манёвра таит в себе скрытые риски, которые нужно учитывать всем сторонам. Например, в конце разворота водитель нередко упирается в поток пешеходов (как и в нашем случае), которые начинают движение за зелёный сигнал. В прошлом выпуске «Группы разбора» мы уже выясняли, что в этом случае их нужно пропускать.

Разворот запрещён на пешеходных переходах, в тоннелях и на мостах, на железнодорожных переездах, вблизи остановок маршрутного транспорта и там, где видимость дороги составляет менее 100 метров.

13 Comments

  1. А все потому что нет доплнительной вспомогательной разметки с указанием траектории. Как впрочем и во всем Чё. Где из трех четырех полос, дальше только две три. Ну не понимают люди, что на 50% перекрестков траектории движения не совпадают с конечным количеством полос, при этом визуально он не совершает перестроения, но с технической точки зрения стартуя с 3 ряда попадает во второй. Ну не доходит до людей. А еще более не доходит до тех кто отвечает за разметку.
    Примерно тоже и с разворотами.
    А в данном, рассматриваемом случае, могла быть как обоюдка, так и полная вина водителя разворотчика. И не факт что даже суд бы что то установил, правильно.

  2. =Попытка развернуться по малому радиусу на таком пересечении интерпретируется как кратковременное движение по встречной полосе =
    В ПДД достаточно всяческих, мягко говоря, спорных моментов, но этот по своей нелогичности граничит с идиотизмом. Я соглашусь с мнением Верховного суда (там же сплошь профессионалы), если разворот происходит на нерегулируемом перекрёстке, но речь идёт о РЕГУЛИРУЕМОМ, где на период включения зелёного сигнала светофора попасть при развороте на полосу встречного движения попросту невозможно. В поперечном направлении её НЕ СУЩЕСТВУЕТ, потому что с поперечного направления в это время въезд на перекрёсток запрещён. (Не будем сейчас о стрелках.) Что интересно, если следовать Правилам, то поворот налево как бы тоже должен происходить аналогично развороту , т.е. с объездом центра перекрёстка; но этого не происходит. Все понимают, что следовать букве Правил в этом случае — лучший способ наглухо заткнуть перекрёсток. А вот развернуться по той же технологии — одно из грубейших нарушений. Ну и где здесь здравый смысл? Что не так с нашим Верховным судом?
    Кстати, о разъезде правыми бортами при повороте. Я думал, это общепринятая практика, но ошибся. На родине нашего бывшего губера поворачивают налево совсем не так, как везде. Стою в левой полосе с желанием повернуть, но встречные, которым налево, упёрлись в прицеп. Зелёный кончился, пора покинуть перекрёсток — ан нет, не получается. А кто виноват? Понятное дело, этот дебил на фуре…

    1. Ага, в прошлом году бодались по этой теме, но я всё равно нифига не понял.)))

    2. Да, согласен, запрет на разворот по малому радиусу часто кажется нелепым. Даже если встречный поток поехал, риски столкновения значительно ниже, чем, например, при опасном обгоне, а наказание идентичное.
      Но правила всё-таки привели к некоторому порядку, пару лет назад появился пункт 9.1 (1) ПДД, который в числе прочего запретил разворот по малому радиусу в случаях, когда есть трамвайные пути или разметка, то есть уже не нужна спорная трактовка с двойным поворотом.
      Кроме того, если дорожники допускают разворот по малому радиус, они оставляют отступ разделительной полосы от пересечения и это — самый удобный вариант. Если его нет, то я, скорее, соглашусь с Панченко — иной раз лучше вообще запретить разворот.

      1. Этот пункт не привнёс ничего нового. Я обязан поворачивать налево, объезжая центр перекрёстка, или же согласуясь со здравым смыслом, и формально нарушая это невнятное дополнение? Можно наказывать всех, кто цепляет «встречку», при повороте налево ,но этого не происходит, ибо нарушение считается «формальным». Но абсолютно такое же нарушение при развороте вдруг теряет признаки формальности и становится совершенно недопустимым.
        — Траектория разворота на перекрёстках правилами не оговаривается, за исключением известных ограничений вроде запрета разворота на пешеходных переходах, — комментирует автоэксперт Юрий Панченко. — Поэтому те, кто выполняет его по малому радиусу, не захватывая центр перекрёстка, в принципе имеют на это право.
        НО:
        9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
        Объясните мне на пальцах, как я должен разворачиваться, к примеру, на пер-ке Комсомольский — Мол. гвардейцев? Где, блин, правда????

      2. Аяврик, в том то и дело, что чревато и по правилам, и по здравому смыслу, один хер, найдется еще какой нибудь чел, у которого и правила свои, а уж здравый смысл вообще будет зашкаливать. В этом убеждаешься, читая статьи АК, по данной тематике, на регионе. У нас ПДД, не только читают но и понимают по разному.

  3. В таких случаях просится разрыв в разделительной полосе до пешеходного перехода именно для разворота.
    А любителям ездить строго по правилам хочется посоветовать учитывать целесообразность и предсказуемость манёвра. Как правило, эта строгость у них относится и к самому маневру, ведь ему НАДО развернуться именно здесь. Но реальность не описывается только ПДД.

    1. Я, как правило, так и делаю: представляю себе разрыв в двойной сплошной.)) Лучше уж рискнуть деньгами, чем правами, здоровьем и кучей времени.

      1. В обозначении разделительной полосы иногда используется не только краска, но и бетон, металл и лесополоса))) И тут все зависит не только от силы воображения, но и проходимости машины, а также склонности к авантюризму)
        А совет как раз из той области, которая ближе к здравому смыслу, чем к ПДД.

      2. У меня воображение не настолько мощное.)) При невозможности применения ПДД тоже стараюсь пользоваться здравым смыслом, жаль, не всем это нравится.

      3. А я про здравый смысл ваш совет и имел в виду. Только отметил некоторые ограничения.

  4. прошу объяснить принцип на примере этого перекрестка: https://www.google.ru/maps/@55.2437591,61.3865968,3a,75y,22.16h,82.78t/data=!3m7!1e1!3m5!1sYPT-ZfDaW0B7ouX8jlJwgQ!2e0!6s%2F%2Fgeo1.ggpht.com%2Fcbk%3Fpanoid%3DYPT-ZfDaW0B7ouX8jlJwgQ%26output%3Dthumbnail%26cb_client%3Dmaps_sv.tactile.gps%26thumb%3D2%26w%3D203%26h%3D100%26yaw%3D46.904858%26pitch%3D0%26thumbfov%3D100!7i13312!8i6656?hl=ru

    тут как раз и разрыв и машинка как раз по большому радиусу поворачивает, в бассейн иначе вообще не попасть.

    1. На этом перекрёстке нет светофора, так что по большому.)) Со светофором немного другая ситуация получается.

Добавить комментарий для СиплыйОтменить ответ