Как «Яндекс» срастается с властью

«Яндекс» нашёл компромисс с администрацией президента: структура управления компании меняется так, чтобы государство могло влиять на ключевые решения. Подробности хорошо расписаны в статье «Ведомостей».

В целом, новая схема выглядит этаким стоп-краном на экстренный случай, причём довольно мощным. При необходимости государство может, например, отстранить генерального директора (и вернуть после разрешения кризисной ситуации).

Я уже писал, что период свободы в интернете заканчивается, и не только в России. IT-гиганты, работающие с большими данными (big data) получили сегодня настолько большую власть, что вопрос их контроля для любого государства стал экзистенциальным: либо эти тех, либо наоборот, но двух вожаков быть не может.

В «деприватизации» есть определённый смысл, потому что мощь IT-компаний растёт и скоро (если не уже) им по силам будет поднять мятеж, развязать войну или посеять панику — в зависимости от задач. Сделка «Яндекса» с государством и предсказуема, и понятна и в чём-то целесообразна.

Вопрос как всегда в золотой середине. Тут как с герметичностью подводной лодки: одна капля — это вроде бы не критично, если за ней не пойдёт лавины. И, подозреваю, что она пойдёт.

До сих пор основным рупором государства было телевидение, но разочарование людей в «официальных каналах» уже сложно игнорировать — «Вечерний мудозвон» отразил эту тенденцию. То же в относится к печатке, радио и другим традиционным СМИ: они в основном работают на традиционную аудиторию, почти полностью упуская людей, родившихся после изобретения интернета.

Поставить его на колени — задача сложная из-за ветвистой структуры сети, зато сулящая огромные выгоды в будущем. Последние шаги государства создают условия для появления «госинтернета», хотя на это потребуется время. При всей размазанности ресурсов, в последние годы интернет начал коагулироваться вокруг сервисов крупных IT-компаний, и сегодня ни одни блогер или СМИ не самодостаточны — они вынуждены использовать те или иные платформы, вроде того же «Яндекс.Дзена», YouTube или чего-то ещё. Это упрощает государствам задачу, потому что если поставить на колени гигантов (а в России — ещё и отключить чужаков на китайский манер), можно взять контроль над большей частью интернета. Коллективы «повстанцев» получат часть аудитории за счёт прямых заходов, но общий баланс будет смещён в пользу лояльных ресурсов.

В целом, айтишников и нужно контролировать — они тоже не святые и думают преимущественно о бабле инвесторов. «Яндекс» развивается хищно, так что существовать в безвоздушном пространстве ему бы не дали ни в одной стране.

Но общий настрой российских властей именно сейчас наводит меня на мысли, что мы рано или поздно вернёмся к аналогу советской пропаганды, только на современной IT-платформе. Что означает большую её эффективность.

Условно, перед публикацией любой статьи робот проверит её на степень лояльности государству. И что будет входить в это понятие — вопрос открытый. Правки будут вносить даже без участия автора. Он напишет «прорвало трубу», а робот заменит на «оптимизирована подача тепла» (ну и автор, конечно, сразу же станет иностранным агентом).

Это уже ощущается. Не скажу, что цензура достигла ужасающих масштабов — пока нет (но мы и не едим с чиновничьих рук). Но в целом даже мы стали чаще дискутировать на тему, «а можно ли писать об этом так», потому что претензии летят всё чаще. Мы стали анализировать безобидные выражения на предмет, не являются ли они оскорблением власти. Мы стали придерживать публикации, чтобы не стать разносчиками фейк-ньюс. Во этом есть и конструктивный элемент, ибо журналистов тоже нужно держать в узде. Вопрос лишь в границах.

Журналистов приучают чувствовать дыхание верхов. И настрой всё больше напоминает менталитет писак советского времени, которые отфильтровывали из реальности только факты, ложащиеся под линию партии. Пока полюсов два, но и это не спасает: у провластных журналистов всё хорошо, у оппозиционных всё плохо, середина пустая. Де-факто эти два лагеря одинаковы, и с таким настроем перемагнитить «минус» на «плюс» будет не так уж сложно, когда за дело примутся IT-гиганты с их AI-роботами.

Так что не удивлюсь, если лет через пять лесной пожар сожрёт половину Сибири или город-миллионник выйдет протестовать против ядерного полигона, но об этом никто не узнает. А те, кто узнают, поймут всё именно так, как удобно чиновникам: оптимизация лесных угодий, субботник на свежем воздухе…

А  часть вины я бы возложил на сам российский люд — на нас с вами. Потому что уравновесить этот тренд могла бы не интернет-вседозволенность (о ней пора забыть), а люди с крепкой позицией, не завязанной на сиюминутное политиканство. Люди образованные, чувствующие, различающие полутона. А они вырождаются всё больше, поэтому семена, которые государство разбросает с помощью «Яндекса», упадут на плодородную почву.

Блабериды — это заготовки для светлого IT-будущего.

3 Comments

  1. Какая умная, развернутая, интересная и тонкая реклама твоей книги!

  2. Артём, о каких людях с крепкой позицией Вы говорите? Ведь информация — это всё! Если перепишут историю, как у Оруэлла, если из всех доступных каналов будут вещать об «оптимизации лесных угодий» и «субботниках на свежем воздухе», если реальные события будут сиюминутно хорониться в хвалебных одах власти, не останется никого, кто мог бы реалистично оценивать происходящее! Трезво оценивать и «видеть полутона» будет просто некому. Даже участвующие в погребении правды исполнители будут лишь разобщёнными винтиками, не имеющими представления, что делает коллега, поэтому даже саботажа ждать не приходится.

  3. «Люди образованные, чувствующие, различающие полутона. А они вырождаются всё больше» — в последнее время считаю, что это заблуждение…нет таких людей и никогда не было…не может вырождаться то, чего никогда не существовало.

Добавить комментарий