Мать ребёнка-инвалида пыталась остановить эвакуатор, но не смогла. Кто прав?

На видео ниже эвакуатор забирает синий Peugeot 307 от Оперного театра, когда к водителю спецмашины подходит владелица легковушки и просит прекратить эвакуацию. Рядом стоят сотрудники ГИБДД, но женщина не успевает дойти до них — эвакуатор сдаёт задним ходом и уезжает. Сайт 74.RU разбирался, насколько законна такая практика.

«Ухмылялись из кабины и продолжали ехать…»

С похожей ситуацией столкнулась Лидия, мама ребёнка-инвалида на машине, обозначенной соответствующими знаками:

— Вместе со школьной экскурсией мы приехали к Краеведческому музею, парковочных мест не было совсем, поэтому я припарковалась позади школьного автобуса и частично заехала на бордюр, как и сам автобус. На машине есть знаки «Инвалид» и я положила на видное место свидетельство об инвалидности ребёнка. Выбора у меня не было: я не могла идти с ребёнком через три-четыре квартала, потому что вокруг Краеведческого музея везде парковка или запрещена, или все места заняты.

Машину Лидии эвакуировали через пятнадцать минут, и, в принципе, имели на это право: знак «Инвалид» не даёт индульгенции парковаться на тротуаре. Тем не менее, Лидия успела выйти ещё до того, как эвакуатор уехал.

— Они видели меня, ухмылялись из кабины, но машину не вернули, — досадует она. — А больше всего меня поразило, что тут же ко мне подошёл таксист, который сказал, что работает с ними, и предложил довезти до штрафстоянки за огромные деньги. Это нормально?

Ситуация Лидии напоминает недавний скандал с эвакуацией автомобилей, которые привезли детей-инвалидов, от Оперного театра. Жалобы такого рода мы получаем регулярно.

Должны ли эвакуаторщики вернуть машину после появления владельца?

Эвакуация не является карательной мерой. Наказание за нарушение правил остановки — это штраф, а перемещение автомобиля нужно лишь в практических целях, чтобы освободить проезд, например. И если водитель готов убрать автомобиль из запрещённой зоны, попутно получив штраф, машину нужно возвращать.

Подобная логика прописана в статье 27.13 КоАП РФ, которая посвящена задержанию транспортного средства — так официально называет эвакуация.

Статья 27.13 КоАП, пункт 1.1. Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

Но здравый смысл побеждает не всегда, и сама формулировка статьи несколько двусмысленна.

— В законе этот момент прописан нечётко, — считает автоюрист Лев Воропаев. — Там сказано, что если водитель может устранить причину задержания и эвакуатор не тронулся, автомобиль должны вернуть. Но судебной практики по таким делам очень мало, потому что люди предпочитают не связываться. В целом, точкой невозврата считается момент, когда эвакуатор уже поехал.

В России случались прецеденты, когда автомобилисты догоняли эвакуатор и запрыгивали на него. И оговорка про тронувшийся спецавтомобиль нужна прежде всего для предотвращения таких инцидентов: если уж эвакутора поехал, останавливать его бесполезно. Спорной остаётся ситуация, когда штрафная машина уже погружена на платформу, но эвакуатор стоит.

Мы обратились за комментарием в ГИБДД города, где нам весьма эмоционально ответили, дескать, хватит вешать на госавтоинспекцию всех собак, потому что эвакуацией в Челябинске занимается вполне конкретная контора. Мы попытались объяснить, что «контора» (ООО «Лидер Плюс») является исполнителем, но не организатором эвакуации, но нам в любом случае посоветовали спрашивать с них.

Заместитель директора ООО «Лидер Плюс» Кирилл Сташков также был довольно эмоционален и заявил, что водители эвакуаторов выполняют предписания сотрудников ГИБДД.

— У них есть на руках протокол задержания, и по закону этого достаточно для штрафного перемещения автомобиля, а если автомобилисты чем-то недовольны, то пусть обращаются к сотрудникам ГИБДД, в суд и так далее, — пояснил он.

Автоюрист Лев Воропаев говорит:

— По закону, конечно, процесс организуют сотрудники ГИБДД и только они имеют право отдать распоряжение на разгрузку автомобиля.

Кирилл Сташков в свою очередь добавил, что происходит это регулярно:

— Если владелец появился до того, как началось движение эвакуатора, мы возвращаем автомобиль, и такое случается каждый день. Но распоряжение в любом случае поступает от сотрудников ГИБДД, так что все вопросы к ним.

Что касается конфликта с Лидией, Кирилл Сташков ответил следующее:

— Женщина нарушала правила, а когда машину увезли абсолютно законным образом, стала прикрываться ребёнком-инвалидом, устраиваться истерики, звать телевизионщиков и другие СМИ. Ей пытались пойти навстречу, но она совершенно ничего не воспринимала.

В любом случае, вопросы к работе челябинских эвакуаторов остаются. Хотя процессом управляет ГИБДД города, по странной причине эвакуаторы чаще работают в точках, расположенных в непосредственной близости от штрафстоянки и нередко нарушают правила самостоятельно. Ниже видео из нашей рубрики «Нарушение месяца».

При этом проблема безобразной парковки существует не только в районе Краеведческого музея, от которого до штрафстоянки на Энгельса чуть более километра. Например, в нашей рубрике «Я паркуюсь, как баран» огромное количество жалоб приходит от жителей улицы 40 лет Победы из-за парковки на тротуарах, газонах и около мусорных баков. Но эвакуаторы, если и появляются здесь, то значительно реже, чем в центре города.

20 Comments

  1. Здесь, я думаю можно и организаторам мероприятий вопросы задавать. Знаете ведь что мероприятие у вас особенное, что значительная часть приедет на своих машинах, закройте временно именно сегодня стоянку рядом с местом где проводится мероприятие. Это касаемо и краеведческого, там места достаточно. У ёперного правда все перекопали, но опять же можно с помощью тех же гаишников, парковочные места у обочин освободить, просто временно ограничив стоянку для автомобилей без знака инвалид. А так реальное ощущение обычного заколачивания денег. Тот же бизнес и ничего личного.

  2. Конечно, автомобиль со знаком инвалида не даете права нарушать ПДД, но с другой стороны, никаких условий для водителей таких машин не создано: нет выделенных мест на парковках (а если и есть, то они заняты другими авто, не имеющими отношения к знаку), нет возможности организовать временный подъезд и остановку у театров, музеев и прочих досуговых мест. В общем, берут с того, у кого проще отнять.

    1. Строго говоря, мест для инвалидов у нас сейчас довольно много. А что до парковки у Краеведческого, женщина сама признаётся, что поленилась их искать и встала там, где автобус. Да и с парковщиками на местах для инвалидов борются как раз ненавистные ей эвакуаторы и, по моим наблюдениям, эффект есть: очень часто вижу эти места пустыми.
      В данном случае вопрос лишь в том, что можно было вернуть ей машину, раз уж она появилась на горизонте. В остальном у неё больше эмоций.

      1. Я сейчас посмотрела с разных ракурсов парковку у Краеведческого музея: там нет мест для инвалидов. Собственно, о чем я и толкую.

      2. А ты на гугл-карте смотрела или вживую? Потому что у гугла (яндекса) могут быть старые карты. Я тоже не знаю, есть там или нет, но женщина сказала, что не пыталась искать: бросила сразу у въезда. В любом случае, мест для инвалидов по городу довольно много. Всегда можно хотеть большего, но в целом за последние лет пять проблему почти решили

      3. Я на фотках смотрела. Летних, осенних и зимних (возможно, не этой зимы). Нет там парковки для инвалидов. Завтра там пойду, специально посмотрю.
        Насчет того, что женщина не искала: ну что тут скажешь? Не искала, да. А если бы и искала, то не нашла бы. И с ребенком инвалидом ей пришлось бы через трамвайные пути кондыбать или от Сада камней? В целом, конечно, ситуация сдвинулась в лучшую сторону, но когда в Че приезжает моя подруга из Москвы, у которой ребенок-инвалид, она просто в шоке: ни в транспорте проехать, ни в магазин зайти.

      4. Эмоционально всё понятно. Вопрос в том, что эвакуаторщики тоже не телепаты. Они видят машину, которая запаркована с нарушением и тащат. Если они каждый раз будут слушать вибрации космоса, нет ли у человека очень уважительных причин для нарушения, наверное, ничего хорошего не выйдет. Тот факт, что на машине знак инвалид, не говорит о том, что она в данный момент перевозит инвалида и парковка с нарушением необходима. Так что чисто формально эвакуаторщики всё правильно сделали. Ну и если они не будут этого делать, этой женщине в следующий раз не достанется место для инвалидов, которые в Челябинске всё же есть. На парковках ТРК, например — лично проверял

      5. «Вопрос в том, что эвакуаторщики тоже не телепаты. Они видят машину, которая запаркована с нарушением и тащат»
        Эвакуатрощик без движений указующего перста сотрудника ГИБДД и оформления соответствующего протокола и палец о палец не могёт ударить

      6. ЯриК, буковоед, блин) Я в данном случае весь тандем имел в виду: ГИБДД плюс «лидеровцы». Гаишники точно также не телепаты

      7. Артем, так я и не настаиваю на телепатии. Женщина была неправа, я не спорю. Но говорить, что у нас все условия созданы для водителей-инвалидов, тоже перегиб. У ТРК есть парковки, да, но не будет же героиня данного материала парковаться у Кубы, чтобы идти с ребенком в музей. А у Краеведческого музея нет парковок для инвалидов. Так что дама в пролете в любом случае.

      8. >>>Но говорить, что у нас все условия созданы для водителей-инвалидов, тоже перегиб
        Боюсь, все условия вообще ни для кого не созданы. Закон сожительства. Всегда нужен разумный компромисс.

  3. Как бы мне ни были противны эвакуаторщики и весь этот богомерзкий бизнес, но это всё же меньшее зло, чем оголтелые паркмены и паркменши особенно с индульгенцией в виде наклейки «инвалид»…если возле музея нет парковочных мест — то это проблемы сугубо паркующихся…нет, администрация не обязана предоставлять парковки…к тому же из статьи читается, что большинство детей попало в музей таки на автобусе, школьная экскурсия же…в чем была проблема поехать на этом автобусе? У нас люди даже не думают такими категориями…если есть выбор, нужно всегда выбирать автобус…но зачем? На машине же удобнее…из двух фигурантов статьи — оба хуже!

    1. Сиплый, речь идет о ребенке-инвалиде, которого перевозить в автобусе может быть и сложно, и опасно. Например, при некоторых формах ДЦП для транспортировки ребенка требуется специальное удерживающее кресло. Обычное автобусное и даже обычное детское не походит, потому что дело в шейной фиксации. Во-вторых, вы не думаете, что ребенок мог находиться на домашнем обучении, то есть стартовал не из школы. Может, вообще из больницы. Давайте оставим матери ребенка самой решать, на чем его везти в музей.
      Другое дело, что при этом мама не должна нарушать правила. Кстати, вот встречный вопрос: если она припарковалась за автобусом, то, получается, автобус тоже нарушил ПДД. Почему его не эвакуировали?

      1. >>> Почему его не эвакуировали?
        Как ты себе это представляешь? 😀

      2. В Челябинске, по-моему, максимум пазики таскают. Большие автобусы нет

      3. Вопрос к тому и был, что автобус может нарушать, потому что его не на чем утащить 🙂

      4. Водитель, скорее всего, был на месте, так что его вполне могли оштрафовать.

      5. Предлагаю не гадать насчет инвалидности ребенка…совсем не факт что у него ДЦП, если так, то вопрос снимается…мне же представляется, что у него что-то позволяющее посещать школу и школьные экскурсии.

      6. Да, инвалидность разная бывает, согласна. Но ДЦП тоже позволяет посещать и школу, и экскурсии 🙂

Добавить комментарий для СиплыйОтменить ответ