Группа разбора: пешеходы-суицидники и слепой водитель

Эта авария произошла в Рыбинске: на хорошо освещённой и почти пустой дороге двое пешеходов пересекали проезжую часть по переходу, когда их полным ходом снесла Kia Spectra. Мнения о том, кто больше виновен в этой аварии, неожиданно разделились.

Инцидент могла предотвратить любая из сторон. Водитель не сбавлял скорости практически до момента наезда, хотя видимость на пешеходов ничто не ограничивало. Но и пешеходы могли заметить автомобиль и не шагать прямо под него. Формально у них был приоритет, но помимо буквы закона есть ещё грубая физика, и она была не на них стороне. Но кто прав де-юре?

Для пешеходах в Правилах есть пункт 4.5: на нерегулируемых переходах выходить на проезжую часть можно, убедившись в безопасности. Пешеходы обязаны оценить расстояние до автомобилей и их скорость, то есть переходить вслепую запрещено.

Но для разбора таких ДТП данный пункт, как правило, не так значим: ответственность всё равно ложится на водителя. В данном случае он нарушил пункт 14.1 ПДД, который требует уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по нерегулируемому переходу. Люди были уже на проезжей части, то есть обязанность пропускать была безусловной.

Вероятно, водитель отвлёкся: может быть, говорил по телефону или разбирался с магнитолой, но и это не является оправданием, равно как и ссылки на внезапность появления пешеходов. Помимо прочего водитель обязан выполнять пункт 10.1 ПДД, то есть снижать скорость вплоть до полной остановки сразу же после обнаружения опасности, и это правило распространяется даже на ситуации, когда пешеходы бегут в неположенных местах, не говоря уже о пешеходных переходах. Судя по видео, водитель не сделал всего возможного, чтобы избежать ДТП, поэтому с большой вероятностью его признают ответственным за этот инцидент.

Какое наказание ему грозит? Зависит от травм пешеходов: если вред здоровью лёгкий или средний — административное наказание по статье 12.24 КоАП подразумевает штраф до 25 тысяч рублей или лишение прав на срок до двух лет. Если причинён тяжёлый вред здоровью, по статье 264 УК РФ водителю грозит до двух лет колонии, за смерть человека — до пяти лет, за смерть двоих — до семи лет. Наказание существенно ужесточается, если водитель был пьян.

Что касается тяжести травм, обычно она устанавливается уже в процессе лечения. Например, вредом средней тяжести считается «неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительная утрата трудоспособности менее чем на треть». Скажем, длительная хромота или постоянные головокружения могут быть очень неприятны для человека, но признаны лишь вредом средней тяжести.

Кроме того, водитель несёт гражданскую ответственность, то есть обязан оплатить лечение пострадавшего человека, причём безотносительно своей виновности: статья 1079 ГК РФ обязывает компенсировать вред в любом случае. Из этого правила есть исключения, но очень специфические: например, водитель освобождается от ответственности, если доказано, что пешеход пытался покончить жизнь самоубийством и действовал намеренно.

Если у водителя есть полис ОСАГО, выплату в пределах 500 тысяч рублей на каждого пострадавшего сделает страховая компания, но и здесь всё непросто: ущерб здоровью оценивается по стандартной таблице (постановление Правительства от 15.11.2012 № 1164). Так, перелом бедра оценен в 50 тысяч рублей, сотрясение мозга — до 25 тысяч, перелом позвоночника — 50 тысяч. Если у водителя нет ОСАГО или ущерб превысил расчётные суммы, пострадавшие могут взыскать разницу через суд, включая, кстати, и моральный ущерб.

В таких ситуациях нет победителей: пешеход рискует получить травмы, лечение которых растянется на годы. Водитель помимо штрафов и лишения прав несёт большие расходы. Поэтому предотвращение таких инцидентов — в интересах обеих сторон.

19 комментариев

  1. ЯРиК

    Не оправдывая водителя, виновен он конечно на все сто.
    Пешиков он мог увидеть заранее, и судя по видео, качество конечно же отвратное, но все же, имхо…
    Проезжая стоящий справа белый автомобиль (а это по карте 42метра-Рыбинск,Дворец спорта «Полет»), у «селедки» «явно» меняется световое пятно левого фонаря ( что возможно указывает на то что он в момент проезда белого автомобиля нажимал на тормоз), при этом, имхо, правый фонарь не горит совсем. Далее световой поток заднего левого фонаря не меняется даже когда машины приседает перед самим наездом на пешехода, что может опять таки говорить о том что лампа тормоза работала и ранее. Возможно конечно ( при не горящем правом фонаре вообще)что лампа в стопе левого фонаря просто перегоревшая.
    Далее видя как после наезда продолжает останавливаться авто… Терзают меня смутные сомнения что или тормоза не совсем исправны, или солевые дороги плюс резина (с марта по сентябрь), ну а возможно и все вместе.
    У меня возникло ощущение что водила (с небольшим опытом),на жал на тормоз не сильно,но абс заблокировался, по соли машина продолжала катиться, далее уже перед самым наездом или перенажали педаль тормоза (перезапустили абс) или дернули ручник ( пассажир как то поувереннее выходил из тачки).
    Пешикам с детства вдалбливают что на дороге крутить головой надо постоянно а не задушевные беседы вести. Крутили бы головой не получили бы по ней. Вина их в невнимательности, а вернее в распиздяйском отношении к своему здоровью, за что и пострадали.

  2. Аяврик

    Меня тоже убивает пешеходная безалаберность. Вроде и в школе физику учили, и по ТВ-интернету каждый день страшилки показывают… Не-а, не доходит…
    Пару лет тому видел сюжет по ТВ о небольшом сравнительно предприятии с прогрессивным (ят.д.) руководителем. Он застраховал здоровье всех сотрудников на солидные суммы, но не просто так. Если куришь-бухаешь, не следишь за здоровьем — выплаты ощутимо снижаются. К вышеописанной ситуации такой подход вроде тоже сохраняется. Т.е. ломишься на красный в капюшоне и наушниках — вот тебе на аспирин и адью, не кашляй. Уж не знаю, что стало потом с этим капиталистом — по миру пошёл или в госдуму. Но принцип кажется здравым.

    • ЯРиК

      Здоровье поправилось?

      • Аяврик

        На пути.) Вы там, говорят, почудили знатно! Жду хронику от Артёма. )

        • Парящий над дорогоЙ

          Видимо я что то пропустил. Что со здоровьем у тезки? Так понял ты тоже все пропустил?

          • Аяврик

            Решил по твоему примеру откосить от мероприятия. Но у меня-то уважительная причина, а вот с тобой надо чего-то решать. Никакой, млин, дисциплины на блоге… Может, рассказ какой-нить с тебя стребовать? О! Про Сан Эдуардыча напиши!

          • Парящий над дорогоЙ

            Тёзка, ты точно дальнобой? Или ещё стрелочником на РЖД колымишь?))) Так плавно и мягко стрелки перевёл, я почти повелся. Только тяжёлые женералиссимовские погоны удержали курсовую устойчивость.

  3. ЯРиК

    Если Артем не против, пока пофлудим.
    Как я говорил, что вы в ответе, за моего «наташку в кубе» тоже.
    Короче отремонтировали антомобиль, криворукие сервисники.
    И вот какая попея с этого получилась.
    Сухими буквами претензии в СК.
    если АК сможет (захочет) опубликовать обезличенную претензию в СК, по вопросу качества ремонта.
    А то мож и за рекламу посчитает.

    • Аяврик

      Я-то думал, ты дружишь со всеми СК, а тебя эти ****, оказывается, тоже обижают?

      • ЯРиК

        В данном случае сервис, а не СК. СК, претензию ещё рассматривает

  4. Киноман

    Имхо водиллу ослепила встречка. Считаю что надо карать жестоко любых самоделкиных, лезущих своими шаловливыми ручками в фары. Это дорогой высокоточный прибор, а не холст для творчества юный техник. Обнаглевшие ездят даже с какими-то мощнейшими гирляндами на крыше и между фар.

    • Парящий над дорогоЙ

      «Обнаглевшие ездят даже с какими-то мощнейшими гирляндами на крыше и между фар.»

      Езжу с такими «гирялндами».на крыше. Заводскими, ага. Иппонцы придумали — ага.

      Включаю такие на трассе поздно-поздно ночью…. Когда на трассе нет никто.

      Меня тоже тудажжжж в «обнаглевших» ? Или может как то всех не будем под одну гребенку/? )

      • Киноман

        У нас тут ездил кто-то, кажется на черокки с какими-то прожектором между фарами. Выглядело как поделка с алиэкспресс. думал, как его ещё не оты…ли за это гаишники? Ну и всякие типы со своей китайской ксеноновой сваркой слепчщей бесят. За завод я ничего против не имею.
        Хотя современные кроссоверы заводскими фарами не слабо слепят, особенно тех, кто пониже, как напр. спектра из видео.

        Фильмы: джокера конечно, он вроде уже как раз появился с дубляжом на торрентах. Или ещё пару годных кино с ним: умереть во имя, мастер, она.

    • Парящий над дорогоЙ

      Лучше подскажите что посмотреть в ддддддлиннннные выходные. Вы же Киноман?

    • Аяврик

      Данунах… Светло, как днём. Опятьжа не видим — не едем. Хотя колхозников хватает, да.

    • ЯРиК

      Ага, я, даже марку машиныи модель разглядеть с этого видоса не могу, а вы колхозный ксенон определили. А может это кошкаевод на штатном

      • Аяврик

        УАЗ 452, им фары сразу на конвейере бить надо.

        • ЯРиК

          Соглашусь.
          Я бы ещё владельцам нексеноновых фар, в обязательном порядке к задним пассажирам или крышке багажника веревкой корректор фар привязывал. А то они про него тоже ни хрена ни разу не знают, а потом ещё моргают типа показывают, что я долбогрыз а у него ближний горит, и пох что слепит даже водил фуры.

  5. ЯРиК

    в общем ссылка на гуглю диск про ремонт Наташки в кубе
    https://drive.google.com/drive/folders/1B4bZqJlDfedEOqANwlqYiJRaWb4TBWCX?usp=sharing
    Будет инетересТно смотрите

Добавить комментарий