Lada Vesta перевалил за миллион: что принёс январь 2020 автомобилистам

В январе 2020 года, как и ожидалось, началось массовое подорожание автомобилей. В качестве причины производители называют резкий рост утилизационного сбора, и есть опасения, что в течение года стоимость вырастет ещё не раз.

Стоимость автомобилей скорректировали почти все производители: например, Renault подняла цены на 2–2,5%

Самая доступная модель на рынке, Lada Granta прибавила сразу 11 тысяч рублей и теперь стоит от 456 тысяч в самой простенькой комплектации с единственной подушкой безопасности, без кондиционера, магнитолы и усилителя руля. Для сравнения, из подержанных автомобилей в возрасте до 3 лет за эти деньги можно взять иномарку более высокого класса в лучшей комплектации.

В ноябре Lada Vesta получила новый вариатор, который существенно увеличил цену «автоматических» Vesta

Ещё сильнее подорожала Lada Vesta, особенно базовая комплектация Classic — сразу на 23 тысячи рублей. Теперь «Веста» без кондиционера и подогрева сидений стоит не менее 630 тысяч рублей. Средние комплектации прибавили 15 тысяч рублей — наиболее ходовые версии Lada Vesta стоят 700–800 тысяч рублей. Ещё сильнее выросла стоимость Vesta Cross (с увеличенным просветом), например, топовая Lada Vesta SW Cross с новым вариатором обойдётся в 1,005 млн рублей. До сих пор планку в 1 млн переходили лишь специальные версии Vesta вроде модификации Sport. При этом полного привода даже у вседорожных Vesta не предусмотрено, хотя на вторичном рынке за эти деньги предлагается масса почти новых кроссоверов с 4WD.

Этот дизельный полноприводный Nissan X-Trail 2017 года выпуска стоит дешевле, чем топовая моноприводная Lada Vesta

С 1 января о подорожании автомобилей объявили BMW, Audi, Mercedes, Volvo, Chery, Hyundai, Subaru, а ряд компаний изменили прайс-листы ещё накануне нового года, например, подорожал Kia Ceed. По опыту предыдущих лет, в течение первых недель января прайс-листы изменят все ключевые игроки. Средний рост цен составляет 2–3%, то есть 20–30 тысяч рублей для автомобиля за 1 млн рублей.

Новогоднее подорожание машин — многолетняя традиция в России. Если в прошлом году основным драйвером был рост НДС, то сейчас — существенное увеличение утилизационного сбора. Например, для автомобилей с объемами двигателя 1–2 литра он подскочил сразу на 94 тысячи рублей.

Формально прибавка утилизационного сбора должна компенсировать снижение ввозных пошлин на иномарки, которое состоялось в сентябре прошлого года. На деле же пошлины снизились гораздо меньше, чем вырос утилизационный сбор. Я уже приводил примеры расчётов: так, для иномарки таможенной стоимость порядка $10 тысяч сентябрьское снижение пошлин уменьшило цену на 12 тысяч рублей, но утилизационный сбор добавил 94 тысячи. Итого — плюс 82 тысячи рублей к цене автомобиля розничной стоимостью примерно 1 млн рублей.

О росте цен объявили почти все премиум-марки: они сильнее масс-брендов зависят от импортируемых моделей

Для иномарок и отечественных машин, собираемых в России, утилизационный сбор компенсируется из бюджета за счёт госсубсидий, но и здесь всё не так просто. В декабре правительство анонсировало план снижения госсубсидий для большинства местных производителей, точнее, уровень госпомощи привяжут к степени локализации производства. Основным выгодполучателями новой системы станут марки с высокой долей российских компонентов вроде того же АВТОВАЗа (также, вероятно, Volkswagen, имеющий моторное производство). В остальных случаях компенсация утильсбора может быть неполной, что подтолкнёт цены ещё больше.

По нашим оценкам, прибавка к цене популярных моделей за счёт утильсбора составляет 6–8%, поэтому нынешнее повышение на 2–3% вряд ли будет последним.

Непрерывный рост цен в прошлом году охладил покупателей, и по итогам 2019 года продажи упали на 3% относительно более-менее благополучного 2018 года. Но, что интересно, ёмкость рынка в денежном выражении увеличилась до 2,5 трлн рублей, что является рекордной величиной за всю историю. Причина — в росте на 8% средней цены приобретаемого в России автомобиля.

Очередной скачок цен не добавляет оптимизма на 2020 год, а каких-то мер для оживления спроса пока не анонсировано. Правда, с января 2020 года возобновлены программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», но большого ажиотажа они уже не вызывают. Кроме того, ряд банков навязывает страховки, что делает выгодность госпрограмм сомнительной. Тем не менее, почти все производители предлагают собственные программы, включая скидку за пользование услугами трейд-ин. В январе и феврале автосалоны заняты распродажей машин прошлого года выпуска по старым ценам.

Несмотря на снижение спроса, в 2020 году ожидается множество автомобильных премьер, например, Kia представит компактный кроссовер Seltos, а Skoda — его прямого конкурента Karoq.

В 2020 году состоится реформа ОСАГО и вернётся полноценный техосмотр, а уже с января изменились правила сдачи экзамена на права — недавно писал об изменениях законодательства, которые касаются автомобилистов.

Мы завершили проект «Я паркуюсь, как баран»: вот его итоговый выпуск с рейтингом самых пустоголовых парковщиков. Но мы продолжаем публиковать видео в проекте «Нарушение месяца», так что присылайте записи с регистратора на электронную почту редакции «Авто».

Добавить комментарий