Выгодно ли быть таксистом

Я тут задался вопросом: а выгодно ли быть таксистом? Сдаётся мне, что люди идут в эту профессию от некой финансовой наивности.

Мне очень нравится современное такси, особенно на контрасте с детскими воспоминаниями, когда «Волгу» с огоньком нужно было долго ловить на обочине, а поездка стоила несоветских денег. Скажем, 3-5 рублей, что в удельных величинах раз в пятьдесят дороже нынешних цен.

Сейчас же такси превратилось в удобный и недорогой вид транспорта, и картину портит разве что царящая здесь анархия, потому что как таковой профессии таксиста нет, а есть лишь набор случайных людей, среди которых встречаются болтуны, лихачи и топографические кретины. Они мало спят, зато (а может быть, потому) знают всё об управлении государством.

И тут на ум приходит Лондон с его специализированными кэбами, где пассажир отделён от водителя перегородкой, а сам водитель настолько крут, что британские (хе-хе) учёные обнаружили органические изменения мозга лондонских таксистов, связанные с необходимостью запоминать огромное количество улиц.

Лондонское такси дорогое: пользовался пару раз и всегда с болью в сердце. Скажем, поездка на расстояние до 3 км обойдётся в 10-15 фунтов — 800-1200 рублей

И чтобы люди с достатком окончательно забросили личные автомобили, хорошо бы иметь именно таких таксистов, верно?

Но сдаётся мне, что ситуация патовая, потому что при нынешней дешевизне такси вменяемый человек на хорошей машине просто не выберете эту профессию.

Я сделал очень грубый расчёт, не претендующий на точность, тем более, ситуации у всех разные. Я принял, что таксист батрачит по 8-10 часов в сутки, зарабатывая 3000 рублей за смену, что выглядит приличной величиной. Пусть из них 15% он отдаёт агрегатору, но и оставшиеся 2550 рублей — это неплохо. Если он ездит на газе, расходы на топливо снижаются практически вдвое — я принял на уровне 350 рублей за смену. Получается «чистый доход» в 2200 рублей.

При 250 рабочих днях в год это даёт 550 000 рублей, но на первый план выходят другие, менее явные расходы. Так, например, если проводить ТО по регламенту, при пробегах, которые накатывает наш воображаемый таксист, получится порядка 20 тысяч рублей, к которым нужно добавить ОСАГО (пусть будет 6 тысяч), регулярные мойки (ещё 20 тысяч) и прочие расходы, например, смену резины, штрафы и так далее. Пусть будет ещё 20 тысяч. В итоге сумма тает с 550 тысяч до 484 тысяч. Или в районе 40 тысяч в месяц.

И вроде бы это неплохо, тем более, я взял не самые экстремальные условия работы. Но теперь добавим в уравнение потерю стоимости машины, которую тоже нельзя игнорировать. Для нестарых иномарок В-класса, вроде Hyundai Solaris или Kia Rio, годовая потеря стоимости составляет 100-150 тысяч рублей в год. Итого доход снижается до 28-32 тысяч рублей в месяц. Понятно, что таксисты вряд ли создают амортизационные фонды, но если они планируют работать долго, рано или поздно этот вопрос обозначит себя.

Далее начинается зона разных вероятностных событий. Автомобиль не застрахован по каско — весь ущерб по нашей вине (а иногда и не по нашей) платим из своего кармана. Пробеги большие, а эксплуатация жёсткая — машина требует ремонтов, тем более гарантия уходит за год-два. Если использовались кредитные деньги — часть дохода тратится на проценты.

У таксистов есть возможности сократить расходы, но все они не без изъяна. Они могут работать до потери сознания (что и происходит) или экономить на всём, от качества топлива до сроков техобслуживания. Если человек становится таксистом на год-два, вероятно, такая стратегия сработает и даст ему возможность перекантоваться и найти нормальную работу. Но она не способствует формированию профессии как таковой. В длительной перспективе рано или поздно случится сбой: авария, серьёзная поломка, расстройство здоровья — и всё нажитое непосильным трудом будет потрачено на реабилитацию. Наиболее бойкие таксисты пытаются отстаивать свои права, но пока без особого успеха, потому что в массе своей водители предпочитают синицу в руках.

И хотя мы все хотим лондонского такси, мы не хотим платить за него лондонских денег. Война агрегаторов толкает цены вниз, и это создаёт условие, при которых существование профессии таксиста (с профстандартами, профосмотрами и высокой ответственностью) попросту невозможно. Текущая экономика такси — это экономика, апеллирующая к случайным людям, для которых доход в первый месяц заслоняет прочие соображения. И это имеет известные последствия.

Впрочем, зря я так о таксистах: они такие ровно потому, что мы такие. Проведи эксперимент, и, боюсь, большинство челябинцев предпочтут дешевое, пусть и диковатое такси лондонскому варианту. Поэтому другие челябинцы, привыкшие к предсказуемости личного автомобиля, не спешат от него отказываться: такси, может быть, и дешевле, но некоторым важна стабильность результата.

Таксист, с которым я ездил в последние дни праздников, 20 минут огибал мой район, выехав в итоге к исходной точке со словами: я думал, так короче. Ремней безопасности в его машины были продёрнуты позади сидений. Но поездка до Шагола (8 км) стоила 175 рублей.

Я верю, что в перспективе лет двадцати начнётся массовый переход на беспилотные такси, идеальные во всех смыслах. «Яндекс» настроен очень серьёзно.

23 Comments

  1. Как бы так извернуться и взять всё хорошее от обеих систем? От одной — стабильность и безопасность таксопарков, от другой — гибкий график работы и систему бонусов. Правда, система бонусов и сейчас есть, но выглядит она, мягко говоря, не настолько привлекательно, чтобы держаться за ту или иную компанию. Ну скидки. Так они везде. Ну запомнили твой номер в базе — а если твой телефон сел и ты звонишь с телефона подруги? Всё, накрылись медным тазом твои преференции.
    Вот если бы агрегатор такси занимался бы еще и ОТ, то тогда можно было бы выстроить гораздо более гибкую и привлекательную систему скидок. Например, чем больше ты ездишь в Яндекс-маршрутках (условно назовем их так), тем выше у тебя скидка в такси. Причем в Яндекс-маршрутках можно даже повыше цену сделать: не 25 рублей, а 26 🙂 Но человек будет знать, что этот условный рубль компенсируется ему двумя рублями скидки в такси.
    Вообще, в Финляндии такая тема прям прокачивается (по крайней мере в 2013-15 годах прокачивалась) активно: общественный транспорт участвует в разного рода программах. Например, можно сдавать пластиковые, стеклянные или алюминиевые бутылки/банки, и их стоимость вычитается из твоего чека в магазине (если автомат в магазине стоит) или из стоимости проездного (если автомат уличный, например, на вокзале). То есть сдал ты бутылок на 2 евро, с чеком подходишь к кассе, где пополняют транспортные карты, и тебе эту сумму на счет карты закидывают. Думаю, с такси можно было бы также провернуть, только не на примере сданных бутылок (хотя есть уникумы, которые могут стеклотарой оплатить всю поездку), а на примере других каких-то социально угодных деяний.
    Короче, меня понесло че-то…

    1. Боюсь, понижать цену в такси уже сложно, даже нынешние тарифы слегка приукрашены «терпимостью таксистов» с одной стороны и войной за рынок с другой, потому что агрегаторы ещё борются с местными компаниями и где-то могут поступиться маржой.
      Если же брать нормальное такси, в котором высокие требования к водителям, нормированный день, ответственность за ДТП, регулярное обслуживание машин — боюсь, цена раза в два подскочит, и будет средняя поездка не 120, а 250 рублей стоить.
      Маршрутный транспорт, наверное, тоже привлекательный бизнес, но слишком уж завязанный на власть. Хотя можно представить какой-то компромисс, например, тот же Яндекс обладает массой информации о популярных направлениях езды на такси. Если пустить по ним псевдо-маршрутки (то есть микроавтобусы с условно-постоянным маршрутом) и сделать приложение для поиска подходящего автобуса в данный момент — может, сработает. Грубо, приложение говорит тебе, что через 5 минут очередной такой минибус будет проезжать мимо твоего дома, а следующий — через 13 минут. И маршруты гибко меняются с учётом статистики перемещений. Ну это так, из серии помечтать не вредно.

  2. Не знаю, насколько выгодно быть таксистом, а вот ездить с ними порой реально страшно. Они из телефона не вылазят. Вчера одного раза четыре пинал, чтоб на дорогу смотрел.
    Замечено, что сфера услуг в последнее время всё больше напоминает проходной двор. Кассир-флорист-парикмахер-таксист — родственные профессии. Пойти к парикмахеру, который месяц назад был мерчендайзером? Да чур меня! А вот если меня везёт вчерашний повар — это нормально, лишь бы подешевле…

    1. Да-да, есть такие профессии, в которых, как считается, умения ни к чему. Дворник, техничка, таксист, журналист…

  3. Сильно однобокий взгляд. Завтра постараюсь отписаться.

  4. Зарплату таксистов обсуждать нет смысла, она определяется рынком и соответствует текущей ситуации сверхвысокой конкуренции (зарплату кассиров пятерочки давайте еще обсудим). Поэтому считаю, что от добра добра не ищут…меня полностью устраивает текущая ситуация со сверхнизкой ценой…любые «улучшения», как это всегда бывает, приведут к повышению цены без каких-либо заметных изменений по безопасности…как-то у меня атрофировался видать тот отдел мозга который верит в улучшения без логических оснований под ними, запретами и формализмом не побороть рынок…любые дополнительные требования к таксистам просто увеличат таксу и всё…любая бумажка будет так же легко игнорироваться или покупаться, как это происходит сейчас..вангую появление «экскурсионного» такси по аналогии с маршрутками, да мало ли методов…вообще пора уже осознать, что тупые методы прямого регулирования в большинстве случаев приносят результат обратный желаемому…вместо запретов стоит посмотреть что можно разрешить для выравнивания ситуации.

    1. В общем, согласен с тобой. Тоже не очень в это верю. Проблема в том, что для самих людей в своей массе безопасность и комфорт не на первом месте, поэтому, например, премиум-тарифы (когда гарантированно авто пошикарнее приедет) в ЧЛБ не пользуются большим спросом.
      Мы тут в аэропорт по корпоративному тарифу ехали на «Яндексе», водитель был просто образцово-показательный. Ехал аккуратно, говорил мало и по существу, нигде не тупил. Я спросил его, сколько он в таком режиме наматывает в месяц, он сказал 10 тысяч км. При этом не особенно спешит.

  5. «…любые дополнительные требования к таксистам просто увеличат таксу и всё…любая бумажка будет так же легко игнорироваться или покупаться, как это происходит сейчас..вангую» Вот не совсем согласен. Принципиально агрегатору пох… на стоимость требований к водителю. У него своя такса. Ну заставят, каждого водилу получить лицензию, проходить раз в неделю медосмотр, повышать раз в три-пять лет квалификацию опять же за деньги. Конторе то кака разница, сколько работяга потратил своих кровных. Обязать контору конечно же можно, но… все равно в нашей стране это перекинут на плечи «терпилы». Знаем плавали. Все эти повышения требований к квалификации ни чего, кроме как, наполнения чужого кармана, за собою не несут.
    А, разговаривая со многими водилами, понимаешь, что они то себя чувствуют чуть ли не предпринимателями-фрилансерами.
    Типа свободный график, типа уйма свободного времени, захотел вышел захотел нет. Если авто принадлежит тебе, то желательно чтобы это авто было маломальской иномаркой, тогда и тариф процентный им повыше оплачивается, и заказы чуть повкуснее. Таксисты на своем ТС, отличаются от таксистов на ТС агрегатора. Но ведь работают, и им это не просто нравится, а их это прям затягивает, до такой степени что «нормальную» работу искать уже не стремятся от слова совсем.

    1. Не вижу противоречий…если агрегаторы перекинут бумажную волокиту на водил, то просто вырастет такса, о чем я и писал…никаких других изменений не будет.

      1. Я говорю лишь о том что такса не увеличится. Ибо проблемы негров шерифов не интересуют

      2. Кто оплатит дополнительные издержки? Сами водилы? Из своих доходов? Они уже сейчас барахтаются на грани экономической целесообразности…ниже падать по доходам там некуда. Любое регулирование у нас осуществляется во имя граждан, силами граждан и за счет граждан…т.е. нас с вами…не вижу причин, по- которым в этом случае будет иначе.

      3. Володь, «Кто оплатит дополнительные издержки? Сами водилы? Из своих доходов? Они уже сейчас барахтаются на грани» вот честно. Сам работаю в той сфере которая за последние 5 лет претерпела уже столько. Поверь мне, стоимость, кучи доп документов, и квалатестатов, и прочих корок и разорешиловок, очень хотелось бы воткнуть в увеличение стоимсоти услуг, но… первое демпинг, второе СК своим приближенным конторам ( полностью аффелированным) платит минимум в половину меньше… И ты думаешь что данная ситуация кого то абает. Все равно найдется тот кто будет делать это значительно дешевле, почти в убыток, но будет. Развития ни какого нет и не предвидится.

      4. Если всегда найдется тот кто сделает дешевле, значит дно оптимизации издержек еще не достигнуто…а если при этом существуют конторы, которые делают в 2 раза дешевле, то тут есть над чем подумать в ключе долгосрочной конкурентоспособности.

      5. «кто сделает дешевле, значит дно оптимизации издержек еще не достигнуто…а если при этом существуют конторы, которые делают в 2 раза …»
        Если НЭ принадлежит СК, то там ценник за услуги может быть и отрицательным. Люди то на окладе, а остальные издержки решаемы повышением территориальных коэффициентов, и скимежом что все это убыточно.

      6. Мне кажется прямая аффилированность запрещена законом. Если это не так, то можно жаловаться антимонопольщикам.

      7. Владимир, ты меня конечно извини, но дурака включать, в этом вопросе, как бы не сложно, и наивно полагать, что кто то не хочет держать яйки в одной корзинке, и денюжка должна оставаться в семье. Так что бросай, пытаться казаться наивным.
        Все всё прекрасно понимают. ООО » альфа» совсем не равно ООО «бета» да и директора разные. Но…
        Ты еще скажи, что РСА (по справочникам которых считается стоимость запчастей по страховому убытку) и финомбудсмен, ваще ни каким боком не за СК,Ю а радеют исключительно за нас с вами.

      8. ЯРиК, тема с аффилированностью давняя и антимонопольщики (если наши мышей не ловят, то Москвичам только дай повод) вполне научились с ней работать…на моих глазах две конторы с учредителем на Британских Виргинских островах с разными директорами и всем остальным тоже разным спокойно признали аффилированными и никаких проблем…на самом деле — глаза боятся, а руки делают…вот и всё…подавай жалобу и смотри как они работают…если начнут тянуть кота за тестикулы — всегда есть надзорное ведомство, а над ним еще одно.

      9. Вот хотелось бы сказать: » Наивный чукотский юноша», но…»я то знаю, что ты знаешь» Володь, у тех парней, на которых ты ссылаешься, материальчик есть на всех и каждого. вот только мест отдаленных на всех не хватит. Им бы с для начала с высшим светом разобраться а уж потом по черни пройтись. Те лярды их пока н особо интересуют. А с лярдов, взыскиваемых с СК через суды в виде пень штрафов и прочих выплат кроме самого ущерба, платиться подоходный налог, что так же выгодно государю. Так что было бы желание, не было бы раздрая на этом рынке. вот наконец то Сбер, начал поговаривать о заинтересованности в рынке страхования КАСКО первоочередная, а в планах и ОСАГА. И, даже поселднему коту в подворотне стало понятно, под кого зачищается страховой рынок последние пять лет. Щас на втором и части первого эшелона доотыграют и ….

  6. ЯРиК, странно, но я постоянно наблюдаю затейливую картину как галантерейщики лихо и подробно разбираются в делах кардинала, знают все его интересы и все его чаяния…у нас мля каждый таксист знает как надо управлять государством…знает у кого есть какой компромат и прочие инсайды…это своего рода таблетка от позывов к действию…я уже устал это всё слушать…даже начинаю подозревать во всем этом жидо-массонский заговор…ну странно же, когда какой-нибудь начальник смены на ММК (например!) свято уверен что 51% акций его предприятия принадлежит лично Путину и потому нечего даже рыпаться, там всё куплено…и так везде…вся Россия на 50%+1 акция принадлежит лично Путину-Медведеву-Сечину и пр…они держат на каждого газель с компроматом и не дают нам тут развивать свою галантерею…

    1. Если это про парней которые все знают. Ну так они реально почти все и про всех знают.
      Если галантерейщик — это по отношению ко мне. То в сфере экспертной деятельности в рамках автострахования, я действительно немного разбираюсь, потому что работаю в этой сфере. А про деньги страховых, ну да лично за руку не ловил, но в свое время лично был знаком со многими руководителями филиалов СК в ЧЕ и начальниками отдела урегулирования.
      Кому принадлежат контрольные пакеты акций мне глубоко безразлично, я чужих денег не считаю. А то что положено по закону, и с юридической точки зрения чисто, я заберу, и помогу забрать, своими силами или с помощью коллег. обратившемуся.

      1. Вот честно долго пытался понять как это всё относится к повышению поборов с таксистов…но увы…связи не нашел…предлагаю не притягивать аналогию с СК и их аффилированными оценщиками (будь они неладны), и тогда всё встанет на свои места.

      2. Да я, ваще мимо проходил, и жду кккккогда же жеш Парящий над дорогой выступит, а его фсё нет и нет. Уже вроде и уволняться хотел, ан нет жеш, пашет как та лошадь, что от работы скоро сдохнет, или от никотина полученного при перекурах между работой

  7. выгодно быть таксистом, когда никакого образования нет, и никуда больше не берут, кроме как в такси. на права учиться 2,5 мес. меньше, чем на кого-либо другого. сварщик, слесарь, сантехник — все это училище и 4 года учебы. поэтому, если выбор между дворником, грузчиком (на которых вообще не надо учиться) и таксистом, конечно выбор очевиден. причем и машина не нужна даже, можно арендовать.
    если же у тебя есть образование и ты хороший спец в какой-либо сфере, вряд ли таксистом работать выгоднее.

Добавить комментарий