Пешеход-торпеда и Land Rover

Этот инцидент произошёл в Екатеринбурге: Land Rover спокойно ехал по проезжей части, когда с тротуара ему в бок влетел бегущий мужчина. Екатерина, водитель автомобиля, сначала попыталась отъехать с места ДТП, но пешеход догнал её и в грубой манере стал обвинять в наезде. Обе стороны подали заявление в полицию, которая установит виновника происшествия. Могут ли водитель стать крайним? Да, вполне.

Случай напоминает классическую «автоподставу», хотя по взмахам рук пешехода видно, что тот пытался тормозить.

При повороте водитель обязан уступить дорогу пешеходам даже при отсутствие перехода (пункты 8.3 ПДД и 13.1 ПДД), но если люди движутся быстро или непредсказуемо, решение вопроса усложняется, ведь водитель порой не в состоянии предотвратить столкновение.

Если доходит до суда, а ущерб оказывается существенным, обычно назначается автотехническая экспертиза. В числе прочего она решает, мог ли водитель распознать опасность и предотвратить столкновение, как того требует пункт 10.1 ПДД. Если угроза была очевидна, но автомобилист не пытался тормозить, его могут признать виновным.

Инциденты такого рода могут оказаться провокациями, причём технологий развода несколько.

Вот пример аварии из Челябинска: молодой человек прыгал на проезжающие машины, хотя мотивы его остались неясны. Такой трюк он проделал дважды (крепкий парень), но от госпитализации отказался и ушёл ни с чем. Возможно, его спугнула порядочность обоих водителей, которые сразу вызывали и ГИБДД, и скорую.

Иногда в «разводах» водителей участвуют целые банды, и на видео ниже — пример работы группировки из Калининграда, которая гастролировала по городам России.

Один из участников банды бил рукой по автомобилю в момент его проезда через переход, после чего «пострадавший» и несколько «свидетелей» уламывали водителя рассчитаться за повреждение эксклюзивных часов. Схема работала: иногда мошенникам отдавали сотни тысяч рублей. Позже членов калининградской «бригады» задержали и приговорили к реальным срокам.

А на этом видео показана другая технология. Провокаторы ехали на Kia позади автора видео, и на повороте кинули в его машину бутылку — звук напоминал удар столкновения. Они попытались обвинить автомобилиста в оставлении места ДТП, а если бы он согласился на переговоры, потребовали бы денег за молчание.

Ниже — ответы на частые вопросы об автоподставщиках и резвых пешеходах.

Нужно ли оставаться на месте инцидента?

Да, иначе вас могут обвинить в побеге с места ДТП, за что по части 2 статьи 12.27 КоАП грозит лишение прав на 1–1,5 года или арест. Если пешеход получил серьёзные травмы, пусть даже по своей вине, за побег с места водителю грозит уголовная ответственность.

Даже если вы уверены, что столкновение было «косметическим», лучше не сбегать: в конце концов, мошенники могут фальсифицировать медсправки или предъявить материальный ущерб.

Всегда вызывайте ГИБДД или полицию: автоподставщики, как правило, скрываются до их появления. Но может оказаться, что пешеход действовал без умысла, и тогда побег тем более чреват.

Могут ли лишить прав, если вы отъехали с места аварии?

Автопоставщики часто имитируют столкновение, а затем догоняют автомобилиста и обвиняют его в сокрытие с места. Но даже если водитель проехал лишние 100 метров, побегом это не считается. На видео с Land Rover примерно это и произошло: женщина не остановилась сразу, но с места не уехала.

За это грозит штраф в 1000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП, но не более того. Угроза лишения прав возникает, если водитель пропал с места аварии совсем.

Будет ли водитель отвечать за пешехода-торпеду?

Если водитель не нарушал правил и пешеход действительно бросился на машину, вина ляжет на последнего. Но есть нюанс.

Например, статья 1079 ГК РФ обязывает водителя компенсировать ущерб даже виновным пешеходам, поскольку автовладелец управляет источником повышенной опасности. В ней есть исключение на случай, если пострадавший действовал умышленно. Другое дело, что этот умысел необходимо доказать, и, например, на видео с «Ленд Ровером» умысел не очевиден. Если человек влетел в машину случайно (скажем, подскользнулся), водителя могут обязать выплатить компенсацию за ущерб.

Что делать, если вы подозреваете автоподставу?

Мошенники будут агрессивно давить на психику, угрожать и оскорблять. В переговоры с ними вступать не обязательно: лучше запереться в автомобиле и вызвать ГИБДД. Требования урегулировать конфликт на месте оставляйте без внимания: запросы жуликов, как правило, превосходят возможные штрафы.

Например, если при наезде на пешехода он получил лёгкие травмы, штраф составляет 2,5–5 тысячи рублей. Альтернатива — лишение прав на срок 1–1,5 года. За средний вред здоровью положен штраф 10–25 тысяч или лишение прав на срок до двух лет, но автоподставщики обычно не доводят до серьезных травм — они им самим невыгодны.

Если в действиях пешехода не найдут умысла, водитель должен компенсировать вред здоровью или имуществу, но и здесь не нужно паниковать: во-первых, есть выплаты по ОСАГО (при наличии полиса), во-вторых, автопоставщики часто ведут себя как футболисты, преувеличивая «боль». Реальный ущерб может быть не столь велик, и в любом случае его нужно подтверждать документально или с помощью экспертиз.

11 Comments

  1. я бы бегунов через пешеходный вообще считал на 50% виновными
    сюда же относятся и велосипедисты которым лень слезть с велика и они переход проезжают на скорости.

    1. Соглашусь полностью. Когда пешеходам начнут выписывать реальные штрафы за переход, например, в неустановленном месте, любителей срезать сразу поубавится. Остается вопрос, что делать с бабушками, взыскать с которых штраф реально невозможно, но которые при этом любят пересекать перекрестки по диагонали. На Теплотехе, например, или на Свердловском между Комсой и Островского таких тьма.

      1. Пешеходов штрафовать дело муторное. Например, они могут переходить дорогу даже вне переходов при выполнении ряда условий, то есть тут ещё нужно доказать, он действительно нарушал (видимость знаков фиксировать и прочее). Плюс отдельный гемор — установление личности. Не все паспорт с собой носят, а кататься с каждым для установления личности тоже дело небыстрое.
        Вот как нейронные сети будут нас по морде лица различать, вот тут начнётся.

      2. задержание до выяснения 🙂
        сразу зашевелятся

      3. Это только в теории. Тут как с высаживанием школьников без билета на мороз — такой хай поднимется. Потому что у одного жена рожает, другой с сердцем больным, третьего родственники потеряют… Плюс время сотрудников. Задержание — слишком серьёзная мера. Но помечтайте, конечно

      4. Раньше безбилетников сажали в автобус. Они там сидели пару-тройку часов, пока не наберется полный, потом их увозили куда-то. Наверное, на расстрел. Ну или на каторжные работы, ХЗ. Я маленькая была, точно не скажу.

      5. все бабки получаются субсидии. лишение оных из-за неуплаты штрафа сразу замотивирует 🙂 ну и конечно задержание до выяснения. пооорут и перестанут. супротив бездушной машины правосудия употеют.
        + я бы делал автоматически виновным пешехода ежели оный пострадал в неположенном месте

  2. Не готов сказать, где все это происходило, но явно не на магистрали, а на кокам то съезде или выезде «со двора».
    С одной стороны соглашусь с Чебурашкой, но не в данном случае.
    Почему? ну если я правильно определил место дислокации, то это примерно вот это место, или ему подобное https://www.google.ru/maps/@56.7872259,60.5325904,3a,90y,13.48h,75.24t/data=!3m6!1e1!3m4!1s5IrrPwnS8tdMt71CYIwyfQ!2e0!7i13312!8i6656?hl=ru Ровер движется от газели и поворачивает в сторону дома. Это не совсем дорога, это технологический проезд ко дворам и как бы по моему, тут двигаться надо с большей ответственностью.
    Ну а сама ситуация по ДТП, по видео. Что то мне говорит, что все могло решится мирным путем, но девочки просто полезли в головную часть мужского органа из трех букв (и это совсем не ухо).

  3. На первом видео вполне «жизненная» ситуация: присмотритесь, там НЕТ проезда! Водитель Ренджа тупо пересек тротуар вне дороги! И тут негодование пешехода вполне понятно и справедливо.

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ