«Власти роют себе яму»: эксперты — о новом КоАП

В России готовят резкое повышение штрафов за почти все популярные нарушения, а ещё — новые формы наказания, включая «штрафной залог» и конфискацию автомобиля. Радикальный проект нового КоАП опубликовали на федеральном портале правовых актов, и в случае принятия документ заработает с 2021 года. Мы разобрались, что означает очередное затягивание гаек, которое многие эксперты считают чрезмерным.

Штрафы вырастут в разы

За ужесточение наказаний для водителей выступал теперь уже бывший премьер-министр Дмитрий Медведев, поэтому в новом Административном кодексе, подготовленном с подачи Минюста, водительская глава основательно отредактирована. Наиболее важные изменения — в таблице ниже.

Например, «подорожали» превышения скорости, причём минимальный штраф вырос сразу в шесть раз — с 500 до 3000 рублей (за 20–40 км/ч). А повторное превышение на 40 км/ч повлечёт уже лишение прав на год или штраф 10 тысяч. При этом налететь на такое нарушение в России несложно: например, не сбавив скорость на трассе в зоне действия плохо видимых временных знаков. Кстати, контролировать скорость в их зоне могут камеры видеофиксации, так что подловить водителей в целом несложно.

Пример федеральной трассы М-7 с идеальным покрытием и разметкой, где на десятках километрах расставлены знаки ограничения скорости 50 км/ч

— По-моему, власти себе роют яму, — считает автоэксперт Юрий Панченко. — Например, минимальный штраф за превышение скорости сейчас 500 рублей, но при оплате в 20-дневый срок сумма составляет 250 рублей. Но если штраф увеличивается в шесть раз, то даже со скидкой получается уже 1500 рублей. А значит, желание обжаловать возрастает многократно. Что касается штрафа в 10 тысяч рублей за повторное, тут и говорить не о чем — поголовно будут оспаривать.

И это принесёт пользу не столько государству, сколько автоюристам, считает эксперт.

— За 1000 рублей я буду составлять типовые жалобы: при таких размерах штрафов у меня отбоя не будет от клиентов, — иронизирует Юрий Панченко. — Пусть принимают: я озолочусь! Это шутка, конечно, но с долей правды.

— Автовладелец нарушает не потому, что он такой злостный вредитель, — считает юрист компании «Автоликбез» Дмитрий Славнов. — Есть города, где повсеместно висят знаки ограничения 40 км/ч. Если человек из другого города приедет туда, то нарушит не со зла, а потому что недоглядел. Бреши в казне нужно пополнять не только за счёт налогоплательщиков.

Новые составы для пьяной езды

Базовое наказание за пьяную езду не меняется, но возрастает штраф и срок лишение прав в случае отказа от освидетельствования. Идею вынашивали давно, чтобы осложнить жизнь наркоманам: отказываясь ехать в медцентр, они избегали постановки на наркологический учёт. Более жёсткое наказание сделает отказ «нерентабльным», а по правилам медосвидетельствования анализ мочи на содержание психотропов проводится в 100% случаев. Так что скрыть зависимость будет проблематично.

Попутно расширяется список веществ, запрещающих вождение: к алкоголю, наркотикам и психотропам добавляются, цитируем, «новые потенциально опасные психоактивные вещества или иные вызывающие опьянения вещества». Таким образом, лишить прав смогут даже за препарат не из списка, например, за употребление феназепама (его в перечне нет) или новых синтетических наркотиков. В России, кстати, участились случаи лишения прав за фенобарбитал — психоактивное вещество, которое содержится во многих препаратах вроде «Корвалола», «Валокордина», «Андипала».

Вводится и совершенно новый состав нарушения — езда в пьяном виде с ребёнком до 16 лет в качестве пассажира. За это предлагается штраф 50 тысяч и лишение прав на срок до трёх лет. Видимо, чтобы не подавали дурной пример.

После задержания пьяного водителя его автомобиль помещается на штрафстоянку. По новому КоАП, забрать его можно будет лишь после оплаты залога в 30 тысяч рублей — это эквивалентно базовому штрафу за пьяную езду. Если человек признан виновным, залог пойдёт на оплату штрафа.

Конфискация автомобиля

Новая статья 34.34 КоАП вводит конфискацию транспортного средства (автомобиля, мотоцикла) в случае, если его собственник допустил повторную пьяную езду. То есть либо сел за руль сам, либо доверил управление кому-то ещё, в результате чего было возбуждено уголовное дело по статье 264.1 УК РФ.

— С конфискацией автомобиля пока ясности нет, — говорит автоюрист Лев Воропаев. — Из буквального толкования нормы следует, что конфисковать машину могут только в том случае, если она принадлежит иному лицу, чем то, которое фактически управляло автомобилем. Но, возможно, в статью 264.1 УК РФ также внесут изменения и укажут, что если собственник автомобиля и его водитель совпадают, то к нему могут применить дополнительное наказание в виде конфискации машины.

Автомобили пьяных водителей будут возвращаться со штрафстоянки после внесения залога, а за повторную пьянку грозит уже конфискация

Судя по всему, работать этот механизм будет так: попавшись пьяным впервые, водитель получит административное наказание (штраф 30 тысяч и лишение прав), а собственник — предписание не допускать повторения инцидента. Если сам собственник или его знакомый сели за руль пьяными повторно, за это уже грозит статья 264.1 УК РФ, автомобиль подлежит конфискации. Таким образом, лишиться машины может человек, не садящийся за руль в пьяном виде сам, но допустивший грубый недосмотр.

Насколько эта норма согласуется с другими законами — вопрос открытый.

«Дырочки» в правах возвращаются

Конечно, в виртуальном виде: накопив три грубых нарушения за год, водитель лишится прав на полтора года. В списке нарушений — весь хит-парад опасных манёвров: обгон в запрещённой зоне, проезд на красный свет, непропуск пешехода, нелегальный разворот и так далее. Зафиксировать нарушение должен инспектор ГИБДД, то есть штрафы с камер в зачёт не пойдут. Кстати, систематическим нарушителям грозит и дорогое ОСАГО.

Непропуск пешехода также попал в список грубых нарушений

Адвокат городской коллегии адвокатов Москвы Егор Ковалёв считает, что система работать не будет.

— У нас столько инспекторов нет, — говорит он. — Но, возможно, это будет лишь переходный период, а затем её распространят и на нарушения, зафиксированные камерами.

Лев Воропаев полагает, что балльная система противоречит Конституции и нормам самого КоАП.

— Эта система позволяет наказывать за одно нарушение дважды, — объясняет он. — Например, водитель допустил превышение скорости более чем на 60 км/ч во второй раз: он понесёт обычное наказание, но параллельно его накажут лишением прав.

Опасная езда

Запрет на опасную езду появился в ПДД ещё в 2016 году, но до сих пор не было штрафа. В новом КоАП он, как и ожидалось, составляет 5000 рублей. При этом до сих пор нет полного понимания, кто и как будет квалифицировать это нарушение.

— С определением опасного вождения пока не всё понятно: как считать, как фиксировать, — рассуждает Егор Ковалёв. — Какое количество перемещений без поворотника считать опасным, а какое нет? Скорее всего, будут использоваться видеозаписи и скрытые патрули.

К работе могут привлечь и «народных инспекторов»: такой законопроект обсуждается давно.

Другие нарушения

Серьёзно растёт штраф за попытку уехать от автомобиля полиции, если это повлекло опасность для окружающих: сейчас штраф за это символический.

Отмена снятия номеров за тонировку сделала 500-рублёвый штраф неэффективным, поэтому по новому КоАП за повторную езду на затемнённой машине выпишут уже 3000 рублей.

Родителей, которые перевозят детей без детского кресла, накажут на 5000 рублей, и, кстати, кресло должно иметь сертификат: нелегальные изделия креслами не считаются. При этом возить детей старше 7 лет на заднем сиденье можно и без кресла.

Также растёт штраф за нарушения на железнодорожных переездах.

Эксперты разошлись во мнениях

Юрий Панченко считает, что обсуждать законопроект ещё слишком рано.

— Ко второму и третьему чтениям он может измениться до неузнаваемости, — считает он. — Это происходило уже много раз, в том числе в отношении возврата балльной системы.

Ряд экспертов отметили, что структура документа изменилась до неузнаваемости, например, в нынешнем КоАП нарушениям водителей посвящена статья 12, в новом — статья 21.

В случае принятия нового КоАП следить за временными знаками придётся с особой тщательностью

Егор Ковалёв считает, что повышать штрафы нужно было давно, и документ примут без особенных изменений.

— Если предложил Минюст, вряд ли будут смягчения, — рассуждает он. — Думаю, что всё согласовано, и об этом уже говорили, когда обсуждали снижение нештрафуемого порога до 10 км/ч. Уже тогда упоминали, что будет не снижение порога, а ужесточение штрафов.

Дмитрий Славнов считает, что России нужна прогрессивная система штрафов.

— Автовладельцы — не асоциальный тип граждан, — уверен он. — Самая действенная мера — это постепенное увеличение штрафов за повторные нарушения: 500, 1000, 3000 рублей и так далее. И тогда мальчики-мажоры будут понимать, что их папочка выложит не 500 рублей, а колоссальную сумму, или они сами лишатся прав.

КоАП в предложенном виде, по его мнению, не примут вообще.

— Общество будет бунтовать. Мы и так находимся на пороге кипения, и система не будет повышать штрафы, чтобы нагнетать гнев общества, — подытоживает он.

Авторы текста: Артем Краснов, Артур Арутюнян

5 Comments

  1. больше всего смущают 3 непропуска пешеходов в накопительной системе
    не то что бы я такой злостный непропускатель, но все мои 2 штрафа за не пропуск оставили неприятное послевкусие от общения с инспектором когда пешеход был в очень дальней стороне пешеходного перехода что меня никак не «простило»
    а в крупном городе за год накатать 2 непропуска не является чем то невыполнимым даже для ответственного водителя.

    ЗЫ я вообще считаю что штрафы должны идти в % от стоимости такого нового автомобиля в салоне.

    1. Как и любое превышение скорости, по пути в отпуск. ЗА 3000 км и обратно можно получить нехило. Сам в этом году 5 штрафов накатал по 20-40 (итого 1250рублей), при чем 4 из них по временным знакам. ( а так по новому на 3 с половиной бака бензина бы вышло). Виноват конечно же сам, но, осадочек остался. Кстати в европейской части за Волгой принято устанавливать, на одной стойке радар на скорость и первичную камеру автодории. Радар детектор оповещает только об автодории ( навигаторы тоже предупреждают только про автодорию). А между тем перед входом на этот участок ты уже, если превышал, получаешь письмо щастия.
      Хотя теперь вроде как автодория вне закона, а как оно на самом деле? по всей России , особенно Татарстан, Ульяновская, Волгоградская и прочие области где основной упор был именно на эти камеры? Аяврик, работают они или нет? а то я с осени дальше Уфы и Кургана, и Екатеринбурга не заезжал.

  2. В целом, выглядит как закручивание гаек, что, на мой взгляд, сейчас не особенно и нужно. Единственное, за что я всеми руками и ногами голосую — за ужесточение ответственности за пьяное вождение. Вот тут драконовские меры необходимы, как воздух. В том числе и изъятие автомобиля. Непропуск пешехода, опасная езда — это всё тоже потенциально может привести к ДТП и трагедии, но всё же не так часто, как пьяное вождение. Потому что нетрезвый человек за рулем может создать ДТП прямо из воздуха.

    1. Я бы тоже за пьянку поддержал самые жёсткие меры, если бы наконец навели порядок с фенобарбиталом и прочими психотропами, которые в каждой аптеке без рецепта продаются. Последнее время лишают прав за это просто в конвейерном режиме, и тут никто не может быть уверен, что съеденная 10 дней назад таблетка от давления не содержала психоактивных веществ. И за эти нанометрические дозы отжимать у человека тачку… ну как бы тоже перебор.

      1. Артём, посмотрел на 74-ке ролик к этой статье. Поймал парочку блох. До ЯРиКа, конечно, далеко.))
        Юристы говорят, что «владелец» и «собственник» — это две большие разницы.
        И опять — склонение числительных…

Добавить комментарий