Ровно в шесть утра камеры устраивают ловушку для водителей

Челябинец Александр ранним утром ехал по улице Чичерина к пересечению с 250 лет Челябинску, когда светофор из режима мигания жёлтым перешёл в основной — сигнал при этом сменился на красный. Тормозить было поздно, и Александр проскочил перекрёсток, за что получил штраф — на первый раз это 1000 рублей, на второй — 5000 рублей.

— Я бы не смог остановиться, даже если бы применил экстренное торможение: дистанции не хватало, — объясняет Александр.

На снимке, скачанном с сайта gibdd74.info, видно, что Logan Александра пересёк стоп-линию через 1,799 секунды после включения красного. Скорость при этом составляла 62 км/час.

Инцидент произошёл ровно в 6 утра, и в СМЭУ ГАИ подтвердили, что в этот момент ряд светофоров Челябинска переходит из «ночного» режима, когда они мигают жёлтым, в основной. Переход осуществляется так: ровно в 6 утра на светофоре включается красный всем направлениям, затем одному из направлений включается зелёный и далее светофоры работают в обычном режиме.

Другими словами, красный действительно включается внезапно. При классической работе светофора о скором включении запрещающего сигнала предупреждает мигание зелёного (3 секунды) и жёлтый сигнал (3 секунды). Суммарно у водители есть 6 секунд на принятие решения и торможение. Кроме того, многие светофоры имеют индикацию обратного отсчёта.

В данном же случае красный зажёгся без предупреждения, когда до проезда стоп-линии оставалось менее 2 секунд. Время реакции водителя составляет 0,8–1 секунда, то есть непосредственно на торможение у Александра оставалось в районе секунды или около 17 метров пути. На сухом асфальте тормозной путь с 60 км/час составляет в районе 18–20 метров, на мокром возрастает вдвое, на укатанном снегу может превышать 70 метров. То есть даже в идеальных условиях затормозить перед стоп-линией он мог едва ли, на деле же дорога была скользкой: на снимке видим укатанный снег, а температура в день происшествия (19 декабря) была в районе -3 градусов Цельсия — идеальные условия для гололёда. В гололёд тормозной путь может увеличиваться до 170 метров и даже более: зависит от типа резины, конструкции автомобиля и прочих факторов.

По идее, камеры должны активироваться не сразу после внезапного включения красного

Приведённые выше вычисления — лишь прикидочные. Детально такие вопросы решаются во время автотехнической экспертизы, которая обычно назначается в случае, если произошло тяжёлое ДТП. Для инспекторов ГИБДД значимо лишь то, что водитель всё же проехал на запрещающий сигнал.

— Я подал жалобу, но на административной комиссии инспектор отказался отменять постановление, сославшись на пункт 10.1 ПДД, — рассказывает Александр. — Я объяснял, что остановился бы за перекрёстком, но инспектор заявил, что всё равно нужно был тормозить и не важно, где бы я остановился. Тогда, возможно, он бы отменил постановление.

Инспектор не советовал и обращаться в суд, поскольку было превышение скорости на 2 км/час, и для суда, с его слов, этого достаточно. Кстати, хотя с 2013 года не штрафуют за превышение до 20 км/час, лимиты скорости остались прежними: в городе это 60 км/час.

Насколько состоятельным ссылки инспектора на пункт 10.1 ПДД? Мы уже разбирали, что это самый «обвинительный» пункт, который отправил на нары немало водителей. Помимо прочего он требует вести автомобиль со скоростью, которая «обеспечивает возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требования Правил».

— Увидев светофор в режиме мигания жёлтым, водитель должен учитывать, что он в любой момент может перейти на красный, — пояснили в СМЭУ ГАИ. — А значит и скорость должна быть такой, чтобы при включении красного была возможность затормозить.

Пункт 10.1 ПДД требует также при обнаружении опасности принять все меры к торможению вплоть до полной остановки.

Какая-та логика в этом есть: раз покрытие было крайне скользким, езда с превышением скорости, которая не позволила остановиться при включении красного, выглядит рискованной сама по себе. По правилам жёлтый мигающий сигнал хоть и разрешает движение, но также в числе прочего предупреждает об опасности. Пусть формально, но требования пункта 10.1 ПДД действительно не были выполнены.

С другой стороны, такой алгоритм работы камер напоминает запрограммированную ловушку — этакий тест на реакцию водителей, который сам по себе опасен. Например, остановившись внезапно да ещё посреди перекрёстка, Александр был бы уязвим: в него могла влететь и машина, которая двигалась позади, и те, кто затем стартовал с поперечного направления. Классический режим светофора предусматривает мигание зелёного и жёлтый в течение 6 секунд именно для того, чтобы водители успевали реагировать на сигналы без нервозности.

Как таковой опасности для движения Александр не создал, поскольку двигался по главной дороге и машины с поперечного направления даже при мерцании светофора должны были уступать. А значит, и при включении красного всем направлениям перекрёсток оставался бы свободным для экстренного проезда. Нарушение не было злонамеренным.

Более того, даже если бы Александр ехал очень медленно, допустим, со скоростью 20 км/час, тормозной путь «Логана» не был бы нулевым. А значим, всегда возможна ситуация, когда при внезапном включении красного водитель оказывается слишком близко к стоп-линии и не успевает затормозить. То есть при таком алгоритме светофора снижение скорости хоть и уменьшает вероятность нарушения, но не исключает его полностью.

Автоюрист Лев Воропаев считает, что Александру можно побороться, обратившись в суд.

— Инспекторы ГИБДД пишут пункт 10.1 ПДД, не особенно вникания в обстоятельства дела, — говорит он. — Суды тоже не всегда разбираются, и в данном случае я бы требовал автотехнической экспертизы, хотя по административным делам суды часто отказывают в её назначении, ссылаясь на сокращённые сроки рассмотрения. Но шанс есть: экспертиза могла бы ответить на вопрос, имел ли водитель возможность своевременно обнаружить опасность и остановиться. Эксперты также могут проанализировать выбор скорости: например, мог бы он остановиться, если бы ехал без превышения?

5 комментариев

  1. Аяврик

    «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать! » — сказал, и в тёмный лес ягнёнка уволок. (с).

  2. ЯРиК

    Сам в декабре так же чуть не попал. Комса с Молодогвардейцев. Ехал в аэропорт встречать в шестом часу, только выехал из дома, от 8 микрорайона. От Ворошилова ни кого на дороге нет, впереди постоянно мигающий желтый у меня главная дорога, глаза постоянно примечают мигание желтого. Где то на подсознательном уровне понимаю, что что то в обстановке изменилось. А на светофоре уже горит красненький сигнал, вроде и скорость около 60, но и шины не прогреты, а на дороге небольшая наледь да еще и под небольшим снежком-нежданчик. Начинаю тормозить, понимаю, что авто, вот так просто «стой, раз-два»не остановить, и АБСка начинает драться, а машина как ехала так и едет без снижения скорости, перезагружаю тормоза, потому как первый раз тормозил вяло, не аварийно, на лед то я, совсем не рассчитывал. Останавливаюсь за стоплинией. Посмотрел вокруг, ну да всем горит ярко красный. Ну матюкнулся, ну дождался своего зелененького и поехал дальше. Подстава конечно, но ночной город как бы предполагает, немного расслабленное вождение, а оказывается расслабляться совсем не нужно. Вот так на ровном месте мог и первый штрафик за проезд на красный схлопотать., ну и конечно же дорожным службам тоже можно сказать небольшое спасибо, вот так даже своевременно нажав на тормоз можно просто не остановиться до стоплинии.
    Реально не подлянки, но вот почему то в последнее время совсем не удивлен. У нас и зеленый после окончания отсчета может продолжать гореть, и красный включиться при еще 35 секундах таймера зеленего. Как в прочем и равно наоборот.
    Да и смещение полос, при наличии разметки под снегом, и отсутствии повторения траектории на знаках, тот еще квест. И едешь и не знаешь пройдешь ты этот квест сегодня, или, теоретически ни чего не нарушая, станешь виновником аварии, по мнению сотрудника ГИБДД.

  3. Тоже пару раз днём видел как неожиданно с зелёного на красный переключались. Хотя секунд на зелёном оставалось ещё много.

  4. Вопрос то плёвый:
    1. да, виноват де-юро;
    2. достаточно зажержать включение камер на 5-10 сек при смене режима светофора…

  5. А для меня большая загадка зачем после красного загорается желтый , а не сразу зеленый… Видимо как раз чтобы было время завершить маневр тем, кто после экстренного торможения на красный встал посредине перекрестка …

Добавить комментарий