В этом феврале исполнилось 15 лет, как я работаю автомобильным журналистом. И где-то в эти дни вышел номер газеты «За рулём» с первой статьёй, но найти её я сходу не смог: старые номера завалены таким количеством макулатуры, что отрою на 20-летие. Я взял те, что лежали сверху.
Газета «За рулём» была проектом одноимённого журнала, но с региональным уклоном: в каждом крупном городе была своя небольшая редакция, и каждый номер состоял как из федерального контента (центральная часть), так и местного. Нечто подобное мы сейчас проделываем с нашими сайтами.
В начале 2005 года я оказался на распутье: защитил диссертацию, но к инженерному делу охладел и чувствовал усталость. Мой товарищ Илья Костик как раз устроился работать редактором «За рулём-Челябинск» (проект был на паях с газетой «Ва-Банкъ») и позвал меня в помощники: у меня был небольшой опыт написания статьей для журналов «Формула» (о «Формуле 1») и «Автопанорама». Я согласился не сразу и без энтузиазма, скорее, как на временный вариант. Мне хотелось избавиться от тошнотворного чувства, которое оставил университет, ЧТЗ и всё с ними связанное. В тот момент я почему-то решил, что хочу быть писателем. Я убедил себя, что журналистика — неплохой компромисс.
Довольно быстро я втянулся. После университетской тоски и ощущения бесперспективности, в журналистике была какая-то жизнь. Она была простой, разнообразной, необременительной. За нами присматривал московский редактор Козлов (а мы, видимо, были его козлами). Поначалу он цеплялся к каждому моему обороту, потому что мне всегда казалось скучным писать, как было принято в большом «За рулём». Но потом то ли я стал писать лучше, то ли Козлов привык, и где-то к лету 2005 года он стал сдержанно хвалить меня.
Первые полгода у меня не было своей машины и я не водил в принципе: получив права осенью 1997 года, я восемь лет не садился за руль. Для автомобильного журналиста это создавало определённые проблемы, например, приходилось искать попутчиков, чтобы ездить на ночные гонки.
Но такое случалось: например, в «Автопанораме» работал Иван Веснин, который писал замечательные тест-драйвы, не имея водительских прав вообще.
Ночные гонки проводились на «Трассе 74» точно напротив городской свалки (дорога «Северный луч»), где по ночам стоял загадочный смог от палёной резины и самой свалки. Атмосфера там была весёлой и разгульной — настоящее подполье. Задачей было проехать 402 метра быстрее всех, но регламент был мягкий, так что ездили на чём попало. Асфальтовая полоса была короткой, так что была пара трагических случаев, но в целом поездки на такие гонки очень бодрили.
Во всей этой псевдо-гоночной теме была своя романтика, к которой мы чувствовали себя причастными. Сейчас я бы не стал писать о гонщиках часто — трафика на этом не сделаешь, — но прелесть газеты была в том, что с нас не особенно спрашивали трафик. Плюс в начале нулевых интерес к таким машинам был выше. Мы напоминали себе журналистов, которые освещали раннюю «Формулу 1» и способствовали её становлению.
После университета журналистика ощущалась изрядным дауншифтингом, да и в принципе была простой профессией. Но в то время мне и хотелось чего-то простого, чтобы ещё раз взглянуть на свою жизнь и выйти из странной западни, куда загнал себя на последних курсах аспирантуры. Мне нравилось ощущение свободы: мы писали, о чем хотели, много ездили и всегда были с людьми. Это вернуло меня обратно на рельсы. Хотя и не на те.
В 2005 году я не особенно рефлексировал на тему, хочу ли работать так всю жизнь — это случилось само собой. В работе сошлось всё, что я люблю. Я решил остаться на подольше, не оставляя мечты стать писателем.
Получилась отличная стажировка: в «За рулем» мне мало платили и не требовали чего-то сверхъестественного, но постепенно я научился общаться с людьми, фотографировать, компоновать статьи, избегать чересчур экспрессивных оборотов и следить за фактурой. Всё, чему, вероятно, учат на журфаке, я узнал методом проб, ошибок и тычин от редактора Козлова. Один из моих позоров: назвать статью про автомобиль Samand «Арабский скакун». Мне потом растолковали, что иранцы — персы, а не арабы.
Газеты выходила примерно через две недели после сдачи номера, а мнения читателей мы узнавали разве что лично. То есть, фактически, я вообще не думал о том, хорошая ли статья, если её в принципе пропустил Козлов. У интернет-авторов всё совсем по-другому: ритм работы и обратная связь гораздо интенсивнее. С другой стороны, в интернете веселее: в газете мне порой казалось, что мы существуем где-то на окраине Вселенной.
А, бывает, увидишь изодранный номер на помойке — грустно. Тираж, кстати, был смехотворным: официально в районе 7500, но в реальности продавали 3-5 тысяч.
А потом меня переманили на 74.ru, но это уже другая история. Расскажу лишь пролог: не зная моего телефона, директор 74-ки Юля Шевченко позвонила в редакцию «Ва-Банка» с претензией, что якобы журналист Краснов написал в статье какую-то чушь. Ей дали мой номер и так мы, в общем, и договорились.
Примеры более-менее удачных статей из «За рулём» я как-то публиковал на старом блоге:
— про сравнение пикапа и квадроцикла;
— про крутой раллийный аппарат;
— о фанате, который собрал старый Ford Fiesta;
— про автопробег на крутых тачках;
— про самодельный внедорожник приятной наружности;
— про поездку на «Уралах», подготовленных для трак-триала;
— про «Ниву» для ралли.
Спасибо, с интересом прочитал.
Прикольно блин:) А я тоже на такие драг-гонки по-русски ходил, где девяточки и 99 гонялись, нормальная штука, веселая тусовка)
Там, кстати, и довольно серёзные аппараты были, не всегда презентабельные внешне, но весьма шустрые. На базе гтров, супр, бэх и прочего
Слушай, подскажи, как можно убедить себя стать писателем? Вот интересно просто … 🙂
Не знаю. Я не убеждал) Я по-другому написал «В тот момент я почему-то решил, что хочу быть писателем. Я убедил себя, что журналистика — неплохой компромисс».
Невнимательно прочитал
А если в чём и нужно себя убеждать, то в том, чтобы не становиться писателем 😀
Как будто из 90-х чем-то пахнуло…после прочтения ощущение какой-то огромной пропасти между тем временем и нынешним…говорю же ушла эпоха…тогда это был тренд…сейчас скука и меловой период истории…чисто поностальгировать…
Не, в 90-х по-другому было, это чистой воды нулевые
ААААААа, Артем. Не видел что выслал, по пожару на подземной стоянке. Одна фотка лишняя. Где пишете про затопление и воду (Территория подземной парковки сейчас затоплена после пожара). На самом деле, это крыша отремонтированного автомобиля, слой шпаклевки.
Я видел, переслал журналистке, там подпись неверную сделали или что?
Да эта фотка вообще не имеет отношения к инценденту.
Удалили фотку, я так понял, ты её не туда хотел послать )
Фотки за рулем отправлял видимо галку не туда ткнул. прицепилась паровозом
Ну, видишь, а у ИИ, который наши новости пишет, ещё не хватило возможностей для распознавания, чтобы отличить крышу тачки от потопа на стоянке 😀
НУ люди то поверили.про то что не сгорело так затопили. Просто фотка не моя была, другой эксперт опытом делился.
Вот и стали мы (с тобой) авторами фейкньюса. Длинная рука госдепа чувствуется
2003 год, соревнования виртуоз руля, подходит худенький репортер брать интервью, на улице дождь садимся в машину это мое первое общение с прессой было. Так я познакомился с Артемом Красновым )) то тот репортаж так нигде и не нашел.
Хм, у меня ощущение, что он вышел и даже вроде тебя на фотке помню. Надо поднять подборку, но не обещаю, что быстро)
Nostalgie…Как давно это было!
Ах, Артемий! Как же приятно бывает оглянуться назад, на проделанный путь. и вздохнуть с облегчением, с чувством выполненного долга, с ностальгией… Романтические времена, чаяния и мечты, воздушные замки, которые материализовались в реальные. Когда-то ты себя убедил, что журналистика — компромисс. Сейчас ты мэтр и глыба, на тебя равняются. Это о многом говорит.
Красная 8 ка купэ не принадлежала никогда Климову.
Даже не живя в Челябинске, видно столько нестыковок .
Кабриолет
А так конечно приятно вспомнить те времена