Коронавирус автопрома грозит остановкой производств

Провинция Хубэй, где в декабре прошлого года появился коронавирус Covid-19, является одним из центров китайского автопрома, но это лишь вершина айсберга. Внезапно с проблемами столкнулись производители, которые никак с Китаем не ассоциируются, например Hyundai и KIA. Мы попытались выяснить, возникнет ли дефицит новых автомобилей в самый разгар торгового сезона — в марте и апреле.

Сам Китай из-за карантина рискует «недоделать» за год миллион машин, но главная проблема — недовыпущенные компоненты. Вспышки зафиксированы ещё в двух автомобильных странах — Южной Корее и Италии, и из последней вирус стал распространяться по другим государствам Европы.

DFM AX7 — пример автомобиля, который собирали в эпицентре вспышки коронавируса

Самым крупным автопроизводителем Ухани является Donfeng, который имеет здесь и собственное производство, и три совместных с Renault, Honda и PSA (Peugeot и Citroen). Впрочем, прямые поставки из Ухани в Россию включают только одну модель — кроссовер DFM AX7. На наш запрос представители китайских брендов ответили, что пока проблем с поставками нет, потому что большие складские запасы (не только DFM) обеспечивают буфер. Путешествие из Китая занимает 2–3 месяца и даже больше, так что пока вырабатывается старый запас. Плюс же DFM не пользуется большим спросом: в январе, как и год назад, было продано чуть более 80 машин на всю Россию.

Удар по корейцам и японцам

Но китайская примесь есть сегодня почти в каждой машине, хотя это и не всегда афишируется. Ещё в начале февраля начались перебои с запчастями на японском заводе Nissan, который делает X-Trail и Serena.

Ещё сложнее пришлось альянсу Hyundai-KIA, который в феврале остановил производство в Южной Корее из-за недостатка китайских запчастей. В частности, речь об электрической проводке, половина которой поступала от компаний Kyungshin и Yura Corporation. Kyungshin сейчас наращивает производство в США, Индии и Камбодже, но эти меры требуют времени.

В середине февраля вспышка коронавируса произошла в самой Корее, хотя от города Тэгу, эпицентра заболеваемости, до Улсана, где сосредоточены заводы Hyundai и KIA, более 200 километров.

Впрочем, прямые поставки из Южной Кореи для российского рынка не очень значимы: все бестселлеры выпускают в России, на заводах под Питером и Калининградом, а ряд моделей (например, Hyundai i30) завозится из Чехии. Тем не менее российский кластер зависим от компонентов, произведённых в Корее и Китае. Тот же калининградский «Автотор» уже столкнулся с дефицитом деталей и рассматривает вопрос о приостановке производства: помимо корейских брендов, здесь делают BMW и коммерческие Ford.

На днях Hyundai презентовал обновлённую версию Solaris, но речи о сбое поставок пока не шло. Вопрос в том, что будет весной

Например, российские бестселлеры Hyundai Solaris и KIA Rio используют двигатели серии Gamma, собранные в Китае — провинция Шаньдун находится недалеко от Пекина, который также пострадал от коронавируса. Мы направили запрос в пресс-службу Hyundai о возможной приостановке производства, но ответа пока не получили.

В целом автозаводы России имеют определённый «иммунитет», потому что работают с большими складами запчастей — в этом разница, например, с корейскими заводами, которые получают запчасти из Китая напрямую без складских запасов. Но это лишь означает, что перебои могут начаться позже. Так, например, в ряде стран дилеры Hyundai получили уведомление о грядущих проблемах с поставками.

АВТОВАЗ, хоть и является исконно российским производителем, также использует китайские компоненты: например, они есть в приводе дворников Lada Vesta. На заводе создан кризисный штаб, но корректировать планы производства пока не стали. А вот КАМАЗ не исключает сокращение выпуска уже в марте, если коронавирус продолжит набирать обороты. Довольно зависим от азиатских производителей УАЗ, но и здесь пока лишь следят за ситуацией.

Итальянская трагедия

Италия, где заболело почти 500 человек, тоже является крупной страной-автопроизводителем. Правда, популярных моделей из Италии к нам не завозят, а крупнейшие итальянские бренды вроде FIAT и Lancia на российском рынке почти не представлены. Почти, потому что тот же FIAT продаёт у нас коммерческую технику, а ещё малыша FIAT 500, производство которого в Сербии, кстати, также остановлено из-за коронавируса.

Штаб-квартира Ferrari попала в зону риска (фото Arnaud 25, CC BY-SA 3.0 / Wikimedia.org)

В поражённых вирусом регионах находятся производители итальянских суперкаров, например штаб-квартира Ferrari расположена в «карантинном» регионе Эмилия-Романья. Компания ограничила доступ на свои заводы ряду «подозрительных» сотрудников, отменила экскурсии и посещения музеев в Маранелло и Модене.

Недалеко, в Сант-Агата-Болоньезе, расположена и штаб-квартира Lamborghini, но сообщений о карантине на её заводах пока нет.

FIAT в свою очередь распространил заявление, что коронавирус представляет угрозу для бизнеса компании, но подчеркнул, что оценивать его влияние пока рано. Производство FIAT в Европе снижено из-за перебоев с поставками запчастей, правда, речь пока о китайских компонентах — например, остановился упомянутый завод FIAT в Сербии. В компании считают, что ситуация со временем коснётся и других производителей.

Российский автопром, включая сборочные предприятия, имеет некоторую автономность за счёт складов машин и запчастей. Опрошенные нами дилеры рассказали, что пока информации о сбое поставок от производителей не поступало. В частности, в группе компаний «Автомир» заявили, что работа идёт в плановом режиме — холдинг представляет в России 15 марок, включая Hyundai, KIA, Nissan, Haval. Той же позиции придерживается автомобильная группа «Авилон» (27 брендов).

Представитель одного из дилеров, попросивший не называть имя, так прокомментировал ситуацию:

— Всё зависит от сроков и масштаба распространения вируса: мы работаем с «лагом» три месяца и даже больше, то есть зачастую те же китайские компоненты на машинах, которые приходят сейчас, произведены ещё до начала коронавируса. Но если вирус продолжит распространяться, запасы сократятся — тогда возможны перебои. Особенно это касается популярных и ликвидных моделей типа KIA Rio, для которых «оборачиваемость» выше, чем для Citroen C4, например.

Распространение вируса повлияло и на ряд автомобильных мероприятий, например отменён китайский этап «Формулы-1» (планировался на 19 апреля), под вопросом этап в Бахрейне, куда вирус перекинулся из Ирана. Отменён и апрельский автосалон в Пекине.

Кстати, вы как относитесь к новостям о коронавирусе? Я недавно забрал деньги за турпутёвку (мама с Глебом хотела поехать в Турцию, и пока не жалею.

16 Comments

  1. как источник информации вполне норм отношусь, тем паче тема эта вполне «автомобильная» 🙂
    а вообще эти перебои обратная сторона глобализации. «за все надо платить»

    кстати в отношениях турция/сирия намечаются похоже новый осложнения и неизвестно как это все развернется
    очучение что мир дробится

    1. Мир уж не первый год дробиться. Точнее, он пытается слиться, но слияние уже такое, что кулоновские силы начинают его растаскивать обратно.
      PS вопрос был, считаете ли вы новости о коронавируе фейком или нет. Потому что есть в интернете секта, который считают, что его нет

      1. видел и такое мнение. аргументация там правда меня не впечатлила
        хотя сам бывает люблю поглядеть всякие сайты прикольные.

        но лично мое мнение (повторюсь) — заболевание не фейк, более того оно очень опасно именно своим «началом» (понятно дело я исхожу из той информации что получаю на общих основаниях как и все)

        мое кредо — смотри что делают а не что говорят. а вот действия как раз красноречивы и они пугают
        но я очень надеюсь что в итоге победят

      2. «но лично мое мнение (повторюсь) — заболевание не фейк, более того оно очень опасно именно своим «началом» (понятно дело я исхожу из той информации что получаю на общих основаниях как и все)»
        ОСобенно в реалиях нашей медицины. Что страны в общем что города Че.

      3. Да тут и в других странах растерянность чувствуется. По сути, выбор-то такой: либо рисковать распространением заболевания, либо ставить полный бан на перемещения людей, что грозит экономическим коллапсом. И коммерсы борются с медиками. По идее, Китай нужно было сразу закрывать, оптом. Но тогда же экономика рухнуть, так что надеялись до последнего. Похоже, прогадали

      4. я гляжу на некоторые решения медицины иных стран и нахожусь в охренении:
        1. эксперимент с кораблем
        2. больного вроде как норвегии (да не суть) отправили под домашний!!!! сцука карантин к семье

        такое очучение что там какая то деградация с точки зрения дезинфекции, дератизации, дезактивации и прочих дез****.. (да для юмора чутка добавил;) )

        про нас могу сказать тока одно — подозреваемые (поправьте) сбежали из больницы О_о. я бы за такое статью спаял честно говоря после излечения/выздоровления. не планета и толпа не пуганных идиотов.

      5. Вот вы точно сформулировали: мы и есть поколение непуганных идиотов. О войнах из новостей и учебников знаем, о пандемиях — из американских фильмов.
        Я удивился, сколько в фейсбуке дебилов, которые считают всю историю раздутой. Объясняют, мол, от гриппа больше помирает.

  2. В компании Danone Россия из-за коронавируса на полном серьезе запретили сотрудникам ЛИЧНЫЕ поездки в Европу и Азию. Естественно, что это незаконно и проверить это никак невозможно, но компания очень основательно промыла сотрудникам мозги. В итоге люди начали отказываться от уже запланированных отпусков.

    1. Да и правильно. В том и проблема сейчас, что вирус распространяется за счёт свободы, а мы уже помешаны на свободе.

  3. Кстати, рынки так сильно обвалились, что всё чаще говорят о повторении кризиса 08/09, который давно прогнозировали с оговоркой что «нужен триггер». Ну, кажись, триггер появился.

    1. да, тем кому нужны была причина спада ее получили.
      видел комменты что типа нет болезни, есть создание причин для спада. но я думаю тут просто «повезло»

      1. Чисто теоретически не вижу причин, почему бы эпидемия не могла возникнуть искусственно. Не настаиваю, но и веских против не вижу. Уж больно удобная точка стартапа — самое сердце промышленного Китая.

      2. Где то же уже писали, что пидемия, не из за змей началась, а из за сбежавших из лаборатории (китайской) летучих мышей над которыми опыты ставили, которые потом насрали на тех змей, а в итоге получили, всеобщий коллапс.

      3. возможно все.
        но у меня пока в приоритете все таки естественная мутация. ведь что такое жизнь — суть постоянные изменения/мутации в попытке получить максимальную жизнеспособность 🙂
        хотя конечно вот совсем не удивился бы от новости что это искусственно полученный штамм.

      4. Не, я не настаиваю. Гипотеза с естественным появлением… естественней, так сказать

  4. Экономические последствия серьезней демографических. Это видно уже сейчас. С учётом временного лага можно предполагать, что это только вершина айсберга.
    Поэтому при всем уважении к семейной трагедии каждой жертвы предлагаю считать коронавирус явлением экономическим.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ