Последняя Chevrolet Niva. Первый тест-драйв

Задняя передача включалась через раз. После Муслюмово я хотел развернуться, и так и застрял поперёк дороги, упёршись носом в противоположный край — встречный КамАЗ любезно притормозил и дождался, пока я придумал алгоритм. Чуть сдать вперёд, включить пятую, посильнее выжать сцепление и рывком заднюю. Сработало. Странная, конечно, проблема для автомобиля с пробегом 800 км.

Chevrolet Niva — автомобиль вдоль и поперёк изученный, но я никогда на нём не ездил, потому что вышла Niva аж в 2002 году и с тех пор не давала поводов тестировать себя. Ну, был рестайлинг в 2009 году, было небольшое обновление в прошлом году, а так казалось, что проще уж дождаться Chevrolet Niva II. А пару месяцев назад выяснилось, что этот выпуск «Шнивы» будет последний, потому что АВТОВАЗ выкупил долю в бывшем совместном предприятии с General Motors и скоро машина будет нести бренд Lada. А значит, отступать некуда: надо брать.

Кстати, переход на бренд Lada вызывает у меня чувство облегчение, словно Niva наконец снимет чужую маску, ведь от Chevrolet в ней не было ровным счётом ничего. Это плоть от плоти «Лада», и даже дизайн передка в стиле полу-корейских «Шеви» начала нулевых уже не смотрится ни на йоту заграничным.

Механическое управление и коробкой, и раздаткой — рычаги тугие, но для тяжёлых условий такая схема считается самой надёжной

И она ощущается автомобилем прошлого века: начиная от дизайна салон с хлипкими, не всегда срабатывающими кнопками, и заканчивая ездовыми ощущениями — где-то на полпути от Renault Duster к УАЗу Патриот.

Кнопки включения фар со слепой индикацией гуляют в сёдлах и нажимаются как будто через раз

Правда, тягучая эволюция добавила ей опций: и АБС, подушка безопасности теперь в базе, за доплату есть кондиционер и даже мультимедийная система с камерой заднего вида. Экран врезали в верх центральной консоли — вышло грубовато, но само место удобное, на линии взгляда.

Не писк моды, но вполне функционально
Управление мультимедиа вынесено в нижнюю часть и по дизайну выбивается из стилистики остального интерьера

Niva не выглядит сверхкомпактным автомобилем, но при длине в районе 4 метров она меньше, чем, например, Skoda Yeti, не говоря уже о Renault Duster.

320 литров — маловато, но терпимо. А вот отделочка откровенно на отъе…

Поэтому задние сиденья здесь тесные, багажник неаккуратный и маленький, хотя при её размерах это, в общем, простительно.

Давно я не встречал рециркуляции в виде строптивого рычажка

Эргономика у неё на троечку: с одной стороны, руль двигается по высоте, как и сиденье, и есть даже регулировка поясничного подпора. Но сама посадка всё же слегка скукоженная, что во много объясняется компактностью машины и её старомодной архитектурой: кроссоверу с псевдо-полным приводом проще обеспечить пространство в салоне.

Удивительно, что на ходу она не ощущается компактной. Субъективно она будто больше своего размера и с места трогается задумчиво и с ленцой. На это ощущение работают и вязковатые педали, и довольно большая масса (с пассажирами — под 1,5 тонны), и, главное, откровенно слабый мотор объемом 1,7 литра и мощностью всего 80 л.с. Его и крутить бесполезно: шум в салоне ближе к 5 тысячам такой, что машину уже попросту жалко. Если же не крутить, то разгоняется она флегматично, а на пятой передачи в районе 100 км/час почти засыпает: стрелка тахометра ползёт со скоростью минутной стрелки.

Двигатель (не считая качества) — главный минус автомобиля

Впрочем, если не брать сложные обгоны, дефицит динамики отходит на второй план, потому что на ней и не стремишься быть первым в потоке. Просто она требует чуть больше умений и терпеливости водителя.

Но зато какой кайф ехать на ней по убитой дороге от Муслюмово до Султаново: легковушки здесь порой еле тащатся, а Niva может лететь галопом, ощущая себя в седле — подвеска держит удары, не растрясает и не укачивает. После неё даже кроссоверы (ну, кроме Renault Duster) будут казаться барскими детишками, рождёнными непонятно для какой жизни. Niva и наши дороги — это прямо Инь и Янь.

Вот её стихия

Она сравнительно комфортна, по крайней мере, я настраивался на что-то более брутальное. Подвеска не только избавляет пятую точку от ударов, но и позволяет не столь тщательно следить за дорогой. И уровень шума вполне приемлем, хотя на средних скоростях колоратуру ему создаёт подвывание раздаточной коробки. До 80 км/час шум вообще не обращает внимания, хотя по мере разгона к 100 км/час шестерёночное соло уже не слышно — его перекрывает и шум ветра, и двигатель.

Когда привыкнешь к жигулёвской грубости её педалей и общей флегматичности, управляемость Niva оставляет неплохое впечатление. Руль чуть аморфен около нуля — прямо как у моей первой «шестёрки», — в колеях чувствуется её вёрткость, но, в целом, в отличие от громоздкого «УАЗ-Патриот» её чувствуешь. На скольких покрытиях хочется даже поддать жару, чтобы воспользоваться прелестями постоянного полного привода, но вот беда — мотора ей всё-таки не хватает. Хотя полноприводный характер чувствуется, и при резких манёврах лучше держать её на газу: это ощутимо помогает задвинуть её в нужном направлении.

И, конечно, она очаровывает, когда заедешь в какой-нибудь снег или грязь. Я, например, при развороте решил взять пошире и не заметил под снегом край насыпи: нос утонул, заднее колесо почти повисло. Но даёшь больше газа, и под лёгкий запах сцепления она выскакивает на дорогу.

Защиту картера придумали на Хеллоуин
Задняя подвеска зависимая — ходовка близка к обычной «Ниве»

Через все годы вместе с обычной Lada 4×4 она пронесла продольное расположение двигателя, постоянный полный привод, блокировку центрального дифференциала и понижающую передачу. Это очень круто, и мне в самом деле жаль, что не дошёл до производства концепт 2014 года, который мог бы сохранить плюсы классической «Нивы», умножив их на добродетели современных кроссоверов с точки зрения эргономики, управляемости и, может быть, динамики (правда, двигатель был проблемным звеном и в новом проекте).

Концепт 2014 года
Концепт 2018 года

Но ту Niva-II задвинули на полку, GM вообще вышел из проекта, а у АвтоВАЗа на подходе своя модель, показанная пока в виде довольно броского концепта. Судя по всему, её построят на платформе Renault Duster с поперечным расположением мотора, но может быть, усугубят внедорожные качества за счёт постоянного полного привода и большего просвета. Что касается экс-Шнивы, предположу, что её дни всё же сочтены: придумать ей покупателя всё сложнее, тем более и базовая цена сегодня — внушительные 680 тысяч рублей.

Мне, в целом, больше по душе Lada 4×4 или уж Renault Duster — каждый из них в чём-то уступает ей, но честнее. А в генетику Chevrolet Niva некое лукавство было заложено уже с рождения — чужеродный шильдик она, как мне кажется, так и не оправдала.

Впрочем, когда мотаешься на ней по уральской глуши, не можешь избавиться о тёплых чувств — не машина, а этакий верный пёс, который позволяет думать о работе, а не о том, проедешь ты или нет. Вот бы ещё задняя передача включалась с первого раза.

41 комментарий

  1. Антон Л.

    Фу-фу-фу быть таким механизмом:)) За её стоимость можно купить новый японский мотоцикл — вершину дизайнерской и инженерной мысли:)))))

  2. Серегин

    Сейчас с тестем стоим перед выбором. Он двигается на шниве. И размышляем, купить б/у шниву в возрасте 3-5 лет, или хрей… Разница в цене около 50-70 тысяч. Я настаиваю на хрее, потому что полный привод ему на фиг не нужен, он не съезжает с дороги, во всем остальном он просто современнее

  3. Вадим Ледков

    В 2012 году мне довелось забирать Шниву новой в автосалоне и проехать на ней от Челябинска до Красной Поляны на олимпийские стройки. Так вот первые несколько сотен км она не ехала совсем. На подъемах в горах меня обгоняли магистральные тягачи, при этом Шнива демонстрировала расход в 17-20 л/100 км. После Сызрани Шнива, видимо немного прикатавшись, разогналась. Максимальная скорость достигла почти немыслимых еще вчера 140 км/ч, а расход упал «всего» до 12 л/100 км. Добрался до Адлера. Шниву брали, чтобы ездить по горам и добираться до строительных объектов. Оказалось, что она весьма неплохо ползет в гору по бездорожью, но … очень недолго. Дохлый мотор моментально перегревается. А буквально через пару месяцев Шнива начала разваливаться и за 1,5 года жизни в Красной Поляне в ней, кажется, по запчастям пару раз поменяли всю машину. В это время L-200 Инжтрансстроя продолжали работать и работать. По словам обслуживающих их работников за период строек в L-200 не сломалось практически ничего.

    • Артем Краснов

      В «Ниве» очень чувствуется почивание на лаврах. Для 2002 года это была отличная отправная точка. К 2010 году нужно было обновлять, тогда бы и Дастеру не так просто было. Ну и над качество работать: если честно, УАЗ Патриот сегодня выглядит более качественной машиной, чем Шнива. У него хоть салон не хлябает и передачи включаются

      • Вадим Ледков

        На УАЗе Патриот тоже довелось проехать несколько сотен км по асфальту и бездорожью пару лет назад. Конечно, бездорожье — его стихия. Но на асфальте ощущения от езды весьма близки к трактору МТЗ-82 во всех отношениях. Ну и, конечно, речи о том, чтобы купить УАЗ и просто на нем ездить, чтобы ничего не выло, скрипело, ломалось, гнило, и быть не может. Это транспортное средство с девизом «Наши руки не для скуки».

        • Артем Краснов

          Да, у него фундамент, конечно, от мамонта, но если брать тот же интерьер — то получше сделан (ну, новый салон поставили — чувствуется).

        • Удивляют такме мнения от людей, проехавших несколько сотен км.
          Не хочу никому ничего доказывать и тем более как-то оправдывать свой выбор, но в 2017 купил Патриот, тупо езжу на нем, как-то ничего не воет, не скрипит, не ломается и не гниет. По крайней мере, на сегодня так. Машина на каждый день. Проехал 62 т. км, в том числе 3 поездки на юг.
          Что я делаю не так?

          • Вадим Ледков

            Наверное, вы просто не прислушиваетесь к своему автомобилю. Трансмиссия на Патриотах воет из автосалона. А по поводу «не ломается», все в мире очень относительно. У меня когда-то был сосед, купивший новую Приору. Так вот он тоже всегда говорил: «Она вообще не ломается, подумаешь, за год пара шаровых, пара роликов, генератор…Это же все ПО МЕЛОЧИ, НЕ СЧИТАЕТСЯ».
            П.С. Если за 62 т. км. вы не меняли в автомобиле ничего кроме масла, фильтров и прочих расходников, тогда я искренне рад за вас и УАЗ.

          • Zemen, мы с вами тоже обсуждали тему вашего УАЗа.
            Ну, просто, вы человек хороший, и вам машина попалась хорошая. Я вот тоже за определенных китайцев, любому глаза могу выцарапать.
            А был бы «клиент говно…»
            Я тогда вам так же приводил высказывание руководителя сервисной службы УАЗ одного из дилеров, о том что у них каждый второй обязательно какой-нибудь агрегат да под замену.
            Тут недавно общался с военкоматчиками, у них три уаза на обкатке, модерн какой-то, так они неделю ездят, два месяца стоят в ремонте, заеб..сь рекламации писать (а это они еще с дороги городской не съезжали).
            Но качество самой сборки они подтянули безусловно. Но болезнь именно агрегатную, так и не вылечили.
            Половина деревенской родни на шнивах гоняют, и то же души в них не чают.
            А у меня за последние полгода, 8 обращений клиентов, по причинам неисправности КПП, и всем минимум по разу меняли КПП, по гарантии, а дальше просто отказывают.

        • Видимо да, я глухой и не знаю про свой автомобиль ничего. А вот если другой опытный человек проедет несколько сотен — он и расскажет, что с ней не так)))

          У меня 2 разных новых иномарки до того было, на обоих рулевую рейку меняли на пробеге около 15-20 т.км.

          И да, все относительно. В том числе вопрос цены.
          При разнице цен самих автомобилей и запчастей на иномарки и на уаз в разы и десятки раз их вполне можно считать расходниками. Именно, что мелочи.
          Новая головка блока на мотор УАЗа стоит около 95 тысяч рублей.
          Коробка передач новая — 80 т.р. Задний мост — 70 т. р.
          Поинтересуйтесь, сколько все это будет стоить, например, на тот же L200. Ну или хотя бы прочие всякие резинки/сайлентблоки, что одинаково подвержены износу.
          Тогда будет разговор.
          Для сравнения: на предыдущей иномарке (недорогой корейский кроссовер) на пробеге 95 тыс только за ремонт коробки (износ вала и шестерен 4 и 5 передач) отдал в 2015 году 50 тыс. рублей.
          Будет ломаться уаз — тупо пойду и новый куплю.
          Может показаться, что разговор перевожу в иную плоскость, финансовую, но лично у меня автомобиль чтоб ездить, а не для самоутверждения или покрасоваться. Именно с утилитарной целью он был куплен и подход к его наличию и эксплуатации исключительно такой.

          Чисто поинтересуюсь: приведите пример современного нового автомобиля, который не ломается. Чтоб вот прям совсем. Чтоб только топливо заливать. И чтоб его реально купить можно было.
          А то мож я не знаю чего-то, езжу на Патриоте своем как в танке, не слышу, информацией не владею.

          • а что за корейский недорогой кроссовер?

          • Sportage, 2010 г.в. В старом еще кузове.

          • 1 владелец был у данного авто?

          • Выше написал, что имел 2 новых иномарки. Это была одна из них. Владелец был один, это я ) с 2008 года покупал только новые автомобили.

    • ЯРиК

      все ведь познается в сравнениях.
      Шнива болезнена почти вся, от коробки до ходовки, но почти все можно сделать в полях (хотя проще выкинуть саму машину). L-200 болезнен только по топливной системе. УАЗ — каждая 3 машина это пизнессс.
      http://lilu4you.ru/vsyo-poznayotsya-v-sravnenii-na-snimkax/?fbclid=IwAR3s4pM-I0WWXUDm8a4sxEz8xL27aDctYsk2UNUvcPhPSvfJNYkTwlrBGOc
      Тоже сравнения, красивые ( мне понравились), особенно где 69 человек в сравнени

      • Антон Л.

        L200 вы погорячились упоминать в одном предложении с УАЗом и Шнивой:) У меня элька проехала 250, только рессоры менял на ней 1 раз и крестовины карданов. Больше никаких проблем. Я продал её лет 5 назад уже, она до сих пор иногда мне на глаза попадается.

        • ЯРиК

          Антон, ну упоминал не я, а другой человек. и писал я что все познается в сравнении » L-200 болезнен только по топливной системе.» это основные его недостатки, все остальное расходники. У меня и не было более к нему претензий. Жене моей просто не нравился его дизайн. она до сих пор его беременным тараканом называет.
          Но, очень хорошо, что ты не столкнулся с ремонтами топливной, форсунки стоят не мало, а ТНВД в докризисные времена стоил 2/3 от стоимости автомобиля

      • Именно, что в сравнении. Тогда и цены хорошо бы сравнить, шнивы, УАЗа, и Л-200.

        • Артем Краснов

          Ну, я бы тогда не исключал сравнения новой Шнивы с подержанным L200 — подозреваю, что при равных ценах, надёжность и остаточный ресурс у второго всё равно будет выше 😀

          • Вот это интересно было бы, сравнить, при равных-то ценах)

          • Хотя вообще насколько корректно сравнивать новое с подержанным — вопрос.

          • Артем Краснов

            А почему это вопрос? Типа человек никогда не выбираем между новой и подержанной? Исходной точкой является бюджет, а остальные критерии обычно подвижны. Я не беру кредитофилов, которые смотрят сразу и Ладу Гранту, и Порше Кайен.

            За 750-800 тыров L200 будет 7-10 летний https://auto.ru/cars/mitsubishi/l200/all/?sort=cr_date-desc&price_from=750000&price_to=800000

            Конечно, можно нарваться на укатанный экземпляр, но чисто интуитивно мне кажется, что хорошо выбранный L200 меньше ежедневного геморра доставит

          • Артем, соглашусь, бюджет первичен.
            Хотя я, например, при ограниченном бюджете предпочту умерить хотелки и выберу новое, но попроще. Как-то к старому не лежит душа.
            Подходы и другие могут быть, максимум того, что можно, за минимум денег, хоть и раритет. Все люди разные.

          • Артем Краснов

            Ну да, бюджет тоже можно чуть-чуть подвигать, но в целом, мне кажется, выбор между новой и б/у допустим и никаких фундаментальных трудностей тут нет. В принципе, есть фанаты, которые «только б/у» или «только новое» (обычно очень бедные и очень богатые), а средний человек готов пошире взять. Тем более иногда нужна машина со специфическим набором качеств, например, вместительная, и за условные 800 тысяч можно взять «Ларгус» или, допустим, минивэн — вот тут выбор любопытный

          • Если мне нравятся новые автомобили и покупку б/у принципиально не рассматриваю, могу ли считать себя очень богатым? 😀😀😀

          • Артем Краснов

            При нынешних ценах ты прямо пипец олегарх 😀 Я вот разве что о новой гранте думаю 😀

          • Ой, олегаркх, ага 😀 Прям сразу и приятно, и страшно, вдруг пролетарии окружающие придут раскулачивать 😀
            То, что нравятся новые, еще ничего не означает 😀 Я удивляюсь, как народ вообще сейчас умудряется машины покупать с нынешними ценами 😀 Наверное, я ретроград или с психологией моей не то что-то, но не воспринимаю я цены типа машина B-класса за 1 млн, ну не могу… Причем это не вопрос доходов, а чисто психологически.
            Недавно как раз заходил в салон Лада, посидел в гранте, решил, что норм машина и деньги относительно вменяемые просят. Вроде ничего так вариант 😀😀😀 Новая притом 😀😀😀😀

          • Артем Краснов

            Ну вот и я также. Мне новые больше нравятся (да всем, наверное), но в силу обстоятельств я пока выбираю б/у) В смысле, свой Ситр 😀

          • Серегин

            Про б/у и новое. Года два назад я прямо заставлял отца продать паджеро и купить новый хрей. Сейчас агитирую за ремонт. Потому что продав 14 летний паджеро ему не хватит на хрей. Тем более он его отремонтировал

  4. ЯРиК, не исключаю, что с машиной лично мне повезло, да. Кому-то повезло меньше. И наверное, это не совсем хорошо, когда вроде бы новый автомобиль требует замены агрегатов.
    Но изначально отметил 2 момента. Первый — большинство критиков уаза на них не ездили. Возможно, те, кто ездит, просто молчат. Я никогда не говорил, что уаз — машина мечты. Это автомобиль компромиссов. Один большой компромисс. И у меня порой тоже есть желание позабивать гвоздей в головы отдельным его конструкторам и сборщикам.
    А второй момент, самый главный: в нынешние времена прорывов и скачков говорить о покупке нового, качественного и надежного — все равно, что сказочку рассказывать.
    Да, мне бы очень хотелось ровно с таким же отношением, как к уазу, ездить, например, на том же Прадо или L200. Чтоб не заморачиваться, а если что — пойти и поменять его на новый. Но увы, страна с колен встает, не до того.

    • ЯРиК

      Я не на столько критичен, и не кретин в общем то. Тебя тыкают за уаз. Меня за китайцев. И да для меня вместительность и желание нового основной приоритет. И, да моя страна, ещё даже до дна ее дошла, вам повезло больше вы уже с колен встаёте. И как эксплуатанта я тебе конечно буду больше верить. Но, встань перед выбором между уаз и китайцем Ховер хавал я выберу второго.

    • Ну на самом деле я вполне допускаю, что и на китайца бы сел. По крайней мере, не исключаю. Корейские авто тоже когда-то настороженно воспринимались. И да, мне тоже хочется нового и вместительного. А теперь и полноприводного (уаз, зараза, развращает)))
      Вы это, новости там всякие посмотрите, там говорят же, что встает, значит, встает)))). Еще рывок и все, прорыв, заживем. Нет же времени-то на раскачку))))) А то что за малодушие такое))))

  5. Артем, вопрос. Всегда интересно было, как обзоры пишутся. Вот это описание впечатлений, достаточно подробное, оно сразу рождается или потом уже, в процессе шлифовки статьи? Ведь если автомобиль достаточно нов для восприятия, поди запомни все, что впечатлило и как именно впечатлило. Когда едешь — слушаешь, ощущения ловишь, сравниваешь, наверняка не до красивых оборотов? Это ж и запомнить надо все… Или это с опытом приходит: проехался, отметил ключевое, вернулся к компу, написал?
    Как это работает?

    • Артем Краснов

      Интересный вопрос… Я даже задумался.
      Иногда во время поездки возникают сравнения/метафоры, к сожалению, часто они забываются или после приезда не кажутся таким уж оргинальными, потому что все ощущения за рулём, в общем, похожи: руль может быть подрезиненный, разгон тягучим ну и так далее. В целом, я ничего специально не запоминаю и не записываю.
      У меня есть ожидания от автомобиля исходя из его класса, цены и назначения, и на этом фоне запоминается то, что выбивается из ожиданий. Например, Skoda Yeti 1.2 создавал предубеждение, что он весьма дохлый на ходу, но за рулём он кажется проворным — вот такие впечатления и идут в статью.
      Ну, а в целом, после теста в голове остаётся что-то вроде таблички с баллами: динамика — 4, управляемость 3, и так далее, ну и дальше пытаешься облечь их в какие-то слова.
      Читателю прежде всего нужно понять, для кого эта машина сделана, соответствует ли она аналогичной таблице внутри него.
      И, кстати, с каждым новым тестом подбирать слова всё сложнее))) Машины вроде Шнивы в этом смысле даже интереснее, потому что в них есть контрасты. А какой-нибудь Qashqai… Мне он кажется классной машиной, но что про него написать — не знаю. Он… ну, просто машина. То что нужно для жизни.

      • Да, восприятие статьи так и работает. Потому что при прочтении сравниваешь со своими критериями: да, это важно, хорошо, что это есть. А это неважно и пофиг, что его тут нет…))
        А, к примеру, диктофон в этом деле не помощник?

        Нынешние машины просто едут, да. Ничего интересного))))

        • Артем Краснов

          На диктофон никогда не пытался записывать. Я лучше думаю задним умом, то есть в пылу сражения сложно что-то формулировать: идёт поток впечатлений, плюс много думаешь о фотографировании, так что что-то формулироваться начинается уже в конце.
          Иногда хочется записать первые яркие впечатления от какой-то нестандартной машины, но они обычно и так в памяти застревают. Это вообще самый кайф — первые минуты за рулём чего-то необычного. Вот всё выпрашиваю на тест «буханку».

          • У родственника есть буханка рабочая, в прошлом году купленная. Могу попробовать договориться)

          • Артем Краснов

            Хм, любопытно…

Добавить комментарий