Последняя Chevrolet Niva. Первый тест-драйв

Задняя передача включалась через раз. После Муслюмово я хотел развернуться, и так и застрял поперёк дороги, упёршись носом в противоположный край — встречный КамАЗ любезно притормозил и дождался, пока я придумал алгоритм. Чуть сдать вперёд, включить пятую, посильнее выжать сцепление и рывком заднюю. Сработало. Странная, конечно, проблема для автомобиля с пробегом 800 км.

Chevrolet Niva — автомобиль вдоль и поперёк изученный, но я никогда на нём не ездил, потому что вышла Niva аж в 2002 году и с тех пор не давала поводов тестировать себя. Ну, был рестайлинг в 2009 году, было небольшое обновление в прошлом году, а так казалось, что проще уж дождаться Chevrolet Niva II. А пару месяцев назад выяснилось, что этот выпуск «Шнивы» будет последний, потому что АВТОВАЗ выкупил долю в бывшем совместном предприятии с General Motors и скоро машина будет нести бренд Lada. А значит, отступать некуда: надо брать.

Кстати, переход на бренд Lada вызывает у меня чувство облегчение, словно Niva наконец снимет чужую маску, ведь от Chevrolet в ней не было ровным счётом ничего. Это плоть от плоти «Лада», и даже дизайн передка в стиле полу-корейских «Шеви» начала нулевых уже не смотрится ни на йоту заграничным.

Механическое управление и коробкой, и раздаткой — рычаги тугие, но для тяжёлых условий такая схема считается самой надёжной

И она ощущается автомобилем прошлого века: начиная от дизайна салон с хлипкими, не всегда срабатывающими кнопками, и заканчивая ездовыми ощущениями — где-то на полпути от Renault Duster к УАЗу Патриот.

Кнопки включения фар со слепой индикацией гуляют в сёдлах и нажимаются как будто через раз

Правда, тягучая эволюция добавила ей опций: и АБС, подушка безопасности теперь в базе, за доплату есть кондиционер и даже мультимедийная система с камерой заднего вида. Экран врезали в верх центральной консоли — вышло грубовато, но само место удобное, на линии взгляда.

Не писк моды, но вполне функционально
Управление мультимедиа вынесено в нижнюю часть и по дизайну выбивается из стилистики остального интерьера

Niva не выглядит сверхкомпактным автомобилем, но при длине в районе 4 метров она меньше, чем, например, Skoda Yeti, не говоря уже о Renault Duster.

320 литров — маловато, но терпимо. А вот отделочка откровенно на отъе…

Поэтому задние сиденья здесь тесные, багажник неаккуратный и маленький, хотя при её размерах это, в общем, простительно.

Давно я не встречал рециркуляции в виде строптивого рычажка

Эргономика у неё на троечку: с одной стороны, руль двигается по высоте, как и сиденье, и есть даже регулировка поясничного подпора. Но сама посадка всё же слегка скукоженная, что во много объясняется компактностью машины и её старомодной архитектурой: кроссоверу с псевдо-полным приводом проще обеспечить пространство в салоне.

Удивительно, что на ходу она не ощущается компактной. Субъективно она будто больше своего размера и с места трогается задумчиво и с ленцой. На это ощущение работают и вязковатые педали, и довольно большая масса (с пассажирами — под 1,5 тонны), и, главное, откровенно слабый мотор объемом 1,7 литра и мощностью всего 80 л.с. Его и крутить бесполезно: шум в салоне ближе к 5 тысячам такой, что машину уже попросту жалко. Если же не крутить, то разгоняется она флегматично, а на пятой передачи в районе 100 км/час почти засыпает: стрелка тахометра ползёт со скоростью минутной стрелки.

Двигатель (не считая качества) — главный минус автомобиля

Впрочем, если не брать сложные обгоны, дефицит динамики отходит на второй план, потому что на ней и не стремишься быть первым в потоке. Просто она требует чуть больше умений и терпеливости водителя.

Но зато какой кайф ехать на ней по убитой дороге от Муслюмово до Султаново: легковушки здесь порой еле тащатся, а Niva может лететь галопом, ощущая себя в седле — подвеска держит удары, не растрясает и не укачивает. После неё даже кроссоверы (ну, кроме Renault Duster) будут казаться барскими детишками, рождёнными непонятно для какой жизни. Niva и наши дороги — это прямо Инь и Янь.

Вот её стихия

Она сравнительно комфортна, по крайней мере, я настраивался на что-то более брутальное. Подвеска не только избавляет пятую точку от ударов, но и позволяет не столь тщательно следить за дорогой. И уровень шума вполне приемлем, хотя на средних скоростях колоратуру ему создаёт подвывание раздаточной коробки. До 80 км/час шум вообще не обращает внимания, хотя по мере разгона к 100 км/час шестерёночное соло уже не слышно — его перекрывает и шум ветра, и двигатель.

Когда привыкнешь к жигулёвской грубости её педалей и общей флегматичности, управляемость Niva оставляет неплохое впечатление. Руль чуть аморфен около нуля — прямо как у моей первой «шестёрки», — в колеях чувствуется её вёрткость, но, в целом, в отличие от громоздкого «УАЗ-Патриот» её чувствуешь. На скольких покрытиях хочется даже поддать жару, чтобы воспользоваться прелестями постоянного полного привода, но вот беда — мотора ей всё-таки не хватает. Хотя полноприводный характер чувствуется, и при резких манёврах лучше держать её на газу: это ощутимо помогает задвинуть её в нужном направлении.

И, конечно, она очаровывает, когда заедешь в какой-нибудь снег или грязь. Я, например, при развороте решил взять пошире и не заметил под снегом край насыпи: нос утонул, заднее колесо почти повисло. Но даёшь больше газа, и под лёгкий запах сцепления она выскакивает на дорогу.

Защиту картера придумали на Хеллоуин
Задняя подвеска зависимая — ходовка близка к обычной «Ниве»

Через все годы вместе с обычной Lada 4×4 она пронесла продольное расположение двигателя, постоянный полный привод, блокировку центрального дифференциала и понижающую передачу. Это очень круто, и мне в самом деле жаль, что не дошёл до производства концепт 2014 года, который мог бы сохранить плюсы классической «Нивы», умножив их на добродетели современных кроссоверов с точки зрения эргономики, управляемости и, может быть, динамики (правда, двигатель был проблемным звеном и в новом проекте).

Концепт 2014 года
Концепт 2018 года

Но ту Niva-II задвинули на полку, GM вообще вышел из проекта, а у АвтоВАЗа на подходе своя модель, показанная пока в виде довольно броского концепта. Судя по всему, её построят на платформе Renault Duster с поперечным расположением мотора, но может быть, усугубят внедорожные качества за счёт постоянного полного привода и большего просвета. Что касается экс-Шнивы, предположу, что её дни всё же сочтены: придумать ей покупателя всё сложнее, тем более и базовая цена сегодня — внушительные 680 тысяч рублей.

Мне, в целом, больше по душе Lada 4×4 или уж Renault Duster — каждый из них в чём-то уступает ей, но честнее. А в генетику Chevrolet Niva некое лукавство было заложено уже с рождения — чужеродный шильдик она, как мне кажется, так и не оправдала.

Впрочем, когда мотаешься на ней по уральской глуши, не можешь избавиться о тёплых чувств — не машина, а этакий верный пёс, который позволяет думать о работе, а не о том, проедешь ты или нет. Вот бы ещё задняя передача включалась с первого раза.

41 Comments

  1. Фу-фу-фу быть таким механизмом:)) За её стоимость можно купить новый японский мотоцикл — вершину дизайнерской и инженерной мысли:)))))

  2. Сейчас с тестем стоим перед выбором. Он двигается на шниве. И размышляем, купить б/у шниву в возрасте 3-5 лет, или хрей… Разница в цене около 50-70 тысяч. Я настаиваю на хрее, потому что полный привод ему на фиг не нужен, он не съезжает с дороги, во всем остальном он просто современнее

    1. если ездить по асфальту и разница в 70к то я бы не думая взял хрей

  3. В 2012 году мне довелось забирать Шниву новой в автосалоне и проехать на ней от Челябинска до Красной Поляны на олимпийские стройки. Так вот первые несколько сотен км она не ехала совсем. На подъемах в горах меня обгоняли магистральные тягачи, при этом Шнива демонстрировала расход в 17-20 л/100 км. После Сызрани Шнива, видимо немного прикатавшись, разогналась. Максимальная скорость достигла почти немыслимых еще вчера 140 км/ч, а расход упал «всего» до 12 л/100 км. Добрался до Адлера. Шниву брали, чтобы ездить по горам и добираться до строительных объектов. Оказалось, что она весьма неплохо ползет в гору по бездорожью, но … очень недолго. Дохлый мотор моментально перегревается. А буквально через пару месяцев Шнива начала разваливаться и за 1,5 года жизни в Красной Поляне в ней, кажется, по запчастям пару раз поменяли всю машину. В это время L-200 Инжтрансстроя продолжали работать и работать. По словам обслуживающих их работников за период строек в L-200 не сломалось практически ничего.

    1. В «Ниве» очень чувствуется почивание на лаврах. Для 2002 года это была отличная отправная точка. К 2010 году нужно было обновлять, тогда бы и Дастеру не так просто было. Ну и над качество работать: если честно, УАЗ Патриот сегодня выглядит более качественной машиной, чем Шнива. У него хоть салон не хлябает и передачи включаются

      1. На УАЗе Патриот тоже довелось проехать несколько сотен км по асфальту и бездорожью пару лет назад. Конечно, бездорожье — его стихия. Но на асфальте ощущения от езды весьма близки к трактору МТЗ-82 во всех отношениях. Ну и, конечно, речи о том, чтобы купить УАЗ и просто на нем ездить, чтобы ничего не выло, скрипело, ломалось, гнило, и быть не может. Это транспортное средство с девизом «Наши руки не для скуки».

      2. Да, у него фундамент, конечно, от мамонта, но если брать тот же интерьер — то получше сделан (ну, новый салон поставили — чувствуется).

      3. Удивляют такме мнения от людей, проехавших несколько сотен км.
        Не хочу никому ничего доказывать и тем более как-то оправдывать свой выбор, но в 2017 купил Патриот, тупо езжу на нем, как-то ничего не воет, не скрипит, не ломается и не гниет. По крайней мере, на сегодня так. Машина на каждый день. Проехал 62 т. км, в том числе 3 поездки на юг.
        Что я делаю не так?

      4. Наверное, вы просто не прислушиваетесь к своему автомобилю. Трансмиссия на Патриотах воет из автосалона. А по поводу «не ломается», все в мире очень относительно. У меня когда-то был сосед, купивший новую Приору. Так вот он тоже всегда говорил: «Она вообще не ломается, подумаешь, за год пара шаровых, пара роликов, генератор…Это же все ПО МЕЛОЧИ, НЕ СЧИТАЕТСЯ».
        П.С. Если за 62 т. км. вы не меняли в автомобиле ничего кроме масла, фильтров и прочих расходников, тогда я искренне рад за вас и УАЗ.

      5. Zemen, мы с вами тоже обсуждали тему вашего УАЗа.
        Ну, просто, вы человек хороший, и вам машина попалась хорошая. Я вот тоже за определенных китайцев, любому глаза могу выцарапать.
        А был бы «клиент говно…»
        Я тогда вам так же приводил высказывание руководителя сервисной службы УАЗ одного из дилеров, о том что у них каждый второй обязательно какой-нибудь агрегат да под замену.
        Тут недавно общался с военкоматчиками, у них три уаза на обкатке, модерн какой-то, так они неделю ездят, два месяца стоят в ремонте, заеб..сь рекламации писать (а это они еще с дороги городской не съезжали).
        Но качество самой сборки они подтянули безусловно. Но болезнь именно агрегатную, так и не вылечили.
        Половина деревенской родни на шнивах гоняют, и то же души в них не чают.
        А у меня за последние полгода, 8 обращений клиентов, по причинам неисправности КПП, и всем минимум по разу меняли КПП, по гарантии, а дальше просто отказывают.

      6. Видимо да, я глухой и не знаю про свой автомобиль ничего. А вот если другой опытный человек проедет несколько сотен — он и расскажет, что с ней не так)))

        У меня 2 разных новых иномарки до того было, на обоих рулевую рейку меняли на пробеге около 15-20 т.км.

        И да, все относительно. В том числе вопрос цены.
        При разнице цен самих автомобилей и запчастей на иномарки и на уаз в разы и десятки раз их вполне можно считать расходниками. Именно, что мелочи.
        Новая головка блока на мотор УАЗа стоит около 95 тысяч рублей.
        Коробка передач новая — 80 т.р. Задний мост — 70 т. р.
        Поинтересуйтесь, сколько все это будет стоить, например, на тот же L200. Ну или хотя бы прочие всякие резинки/сайлентблоки, что одинаково подвержены износу.
        Тогда будет разговор.
        Для сравнения: на предыдущей иномарке (недорогой корейский кроссовер) на пробеге 95 тыс только за ремонт коробки (износ вала и шестерен 4 и 5 передач) отдал в 2015 году 50 тыс. рублей.
        Будет ломаться уаз — тупо пойду и новый куплю.
        Может показаться, что разговор перевожу в иную плоскость, финансовую, но лично у меня автомобиль чтоб ездить, а не для самоутверждения или покрасоваться. Именно с утилитарной целью он был куплен и подход к его наличию и эксплуатации исключительно такой.

        Чисто поинтересуюсь: приведите пример современного нового автомобиля, который не ломается. Чтоб вот прям совсем. Чтоб только топливо заливать. И чтоб его реально купить можно было.
        А то мож я не знаю чего-то, езжу на Патриоте своем как в танке, не слышу, информацией не владею.

      7. а что за корейский недорогой кроссовер?

      8. Выше написал, что имел 2 новых иномарки. Это была одна из них. Владелец был один, это я ) с 2008 года покупал только новые автомобили.

    2. все ведь познается в сравнениях.
      Шнива болезнена почти вся, от коробки до ходовки, но почти все можно сделать в полях (хотя проще выкинуть саму машину). L-200 болезнен только по топливной системе. УАЗ — каждая 3 машина это пизнессс.
      http://lilu4you.ru/vsyo-poznayotsya-v-sravnenii-na-snimkax/?fbclid=IwAR3s4pM-I0WWXUDm8a4sxEz8xL27aDctYsk2UNUvcPhPSvfJNYkTwlrBGOc
      Тоже сравнения, красивые ( мне понравились), особенно где 69 человек в сравнени

      1. L200 вы погорячились упоминать в одном предложении с УАЗом и Шнивой:) У меня элька проехала 250, только рессоры менял на ней 1 раз и крестовины карданов. Больше никаких проблем. Я продал её лет 5 назад уже, она до сих пор иногда мне на глаза попадается.

      2. Антон, ну упоминал не я, а другой человек. и писал я что все познается в сравнении » L-200 болезнен только по топливной системе.» это основные его недостатки, все остальное расходники. У меня и не было более к нему претензий. Жене моей просто не нравился его дизайн. она до сих пор его беременным тараканом называет.
        Но, очень хорошо, что ты не столкнулся с ремонтами топливной, форсунки стоят не мало, а ТНВД в докризисные времена стоил 2/3 от стоимости автомобиля

      3. Именно, что в сравнении. Тогда и цены хорошо бы сравнить, шнивы, УАЗа, и Л-200.

      4. Ну, я бы тогда не исключал сравнения новой Шнивы с подержанным L200 — подозреваю, что при равных ценах, надёжность и остаточный ресурс у второго всё равно будет выше 😀

      5. Вот это интересно было бы, сравнить, при равных-то ценах)

      6. Хотя вообще насколько корректно сравнивать новое с подержанным — вопрос.

      7. А почему это вопрос? Типа человек никогда не выбираем между новой и подержанной? Исходной точкой является бюджет, а остальные критерии обычно подвижны. Я не беру кредитофилов, которые смотрят сразу и Ладу Гранту, и Порше Кайен.

        За 750-800 тыров L200 будет 7-10 летний https://auto.ru/cars/mitsubishi/l200/all/?sort=cr_date-desc&price_from=750000&price_to=800000

        Конечно, можно нарваться на укатанный экземпляр, но чисто интуитивно мне кажется, что хорошо выбранный L200 меньше ежедневного геморра доставит

      8. Артем, соглашусь, бюджет первичен.
        Хотя я, например, при ограниченном бюджете предпочту умерить хотелки и выберу новое, но попроще. Как-то к старому не лежит душа.
        Подходы и другие могут быть, максимум того, что можно, за минимум денег, хоть и раритет. Все люди разные.

      9. Ну да, бюджет тоже можно чуть-чуть подвигать, но в целом, мне кажется, выбор между новой и б/у допустим и никаких фундаментальных трудностей тут нет. В принципе, есть фанаты, которые «только б/у» или «только новое» (обычно очень бедные и очень богатые), а средний человек готов пошире взять. Тем более иногда нужна машина со специфическим набором качеств, например, вместительная, и за условные 800 тысяч можно взять «Ларгус» или, допустим, минивэн — вот тут выбор любопытный

      10. Если мне нравятся новые автомобили и покупку б/у принципиально не рассматриваю, могу ли считать себя очень богатым? 😀😀😀

      11. При нынешних ценах ты прямо пипец олегарх 😀 Я вот разве что о новой гранте думаю 😀

      12. Ой, олегаркх, ага 😀 Прям сразу и приятно, и страшно, вдруг пролетарии окружающие придут раскулачивать 😀
        То, что нравятся новые, еще ничего не означает 😀 Я удивляюсь, как народ вообще сейчас умудряется машины покупать с нынешними ценами 😀 Наверное, я ретроград или с психологией моей не то что-то, но не воспринимаю я цены типа машина B-класса за 1 млн, ну не могу… Причем это не вопрос доходов, а чисто психологически.
        Недавно как раз заходил в салон Лада, посидел в гранте, решил, что норм машина и деньги относительно вменяемые просят. Вроде ничего так вариант 😀😀😀 Новая притом 😀😀😀😀

      13. Ну вот и я также. Мне новые больше нравятся (да всем, наверное), но в силу обстоятельств я пока выбираю б/у) В смысле, свой Ситр 😀

      14. Про б/у и новое. Года два назад я прямо заставлял отца продать паджеро и купить новый хрей. Сейчас агитирую за ремонт. Потому что продав 14 летний паджеро ему не хватит на хрей. Тем более он его отремонтировал

  4. ЯРиК, не исключаю, что с машиной лично мне повезло, да. Кому-то повезло меньше. И наверное, это не совсем хорошо, когда вроде бы новый автомобиль требует замены агрегатов.
    Но изначально отметил 2 момента. Первый — большинство критиков уаза на них не ездили. Возможно, те, кто ездит, просто молчат. Я никогда не говорил, что уаз — машина мечты. Это автомобиль компромиссов. Один большой компромисс. И у меня порой тоже есть желание позабивать гвоздей в головы отдельным его конструкторам и сборщикам.
    А второй момент, самый главный: в нынешние времена прорывов и скачков говорить о покупке нового, качественного и надежного — все равно, что сказочку рассказывать.
    Да, мне бы очень хотелось ровно с таким же отношением, как к уазу, ездить, например, на том же Прадо или L200. Чтоб не заморачиваться, а если что — пойти и поменять его на новый. Но увы, страна с колен встает, не до того.

    1. Я не на столько критичен, и не кретин в общем то. Тебя тыкают за уаз. Меня за китайцев. И да для меня вместительность и желание нового основной приоритет. И, да моя страна, ещё даже до дна ее дошла, вам повезло больше вы уже с колен встаёте. И как эксплуатанта я тебе конечно буду больше верить. Но, встань перед выбором между уаз и китайцем Ховер хавал я выберу второго.

    2. Ну на самом деле я вполне допускаю, что и на китайца бы сел. По крайней мере, не исключаю. Корейские авто тоже когда-то настороженно воспринимались. И да, мне тоже хочется нового и вместительного. А теперь и полноприводного (уаз, зараза, развращает)))
      Вы это, новости там всякие посмотрите, там говорят же, что встает, значит, встает)))). Еще рывок и все, прорыв, заживем. Нет же времени-то на раскачку))))) А то что за малодушие такое))))

  5. Артем, вопрос. Всегда интересно было, как обзоры пишутся. Вот это описание впечатлений, достаточно подробное, оно сразу рождается или потом уже, в процессе шлифовки статьи? Ведь если автомобиль достаточно нов для восприятия, поди запомни все, что впечатлило и как именно впечатлило. Когда едешь — слушаешь, ощущения ловишь, сравниваешь, наверняка не до красивых оборотов? Это ж и запомнить надо все… Или это с опытом приходит: проехался, отметил ключевое, вернулся к компу, написал?
    Как это работает?

    1. Интересный вопрос… Я даже задумался.
      Иногда во время поездки возникают сравнения/метафоры, к сожалению, часто они забываются или после приезда не кажутся таким уж оргинальными, потому что все ощущения за рулём, в общем, похожи: руль может быть подрезиненный, разгон тягучим ну и так далее. В целом, я ничего специально не запоминаю и не записываю.
      У меня есть ожидания от автомобиля исходя из его класса, цены и назначения, и на этом фоне запоминается то, что выбивается из ожиданий. Например, Skoda Yeti 1.2 создавал предубеждение, что он весьма дохлый на ходу, но за рулём он кажется проворным — вот такие впечатления и идут в статью.
      Ну, а в целом, после теста в голове остаётся что-то вроде таблички с баллами: динамика — 4, управляемость 3, и так далее, ну и дальше пытаешься облечь их в какие-то слова.
      Читателю прежде всего нужно понять, для кого эта машина сделана, соответствует ли она аналогичной таблице внутри него.
      И, кстати, с каждым новым тестом подбирать слова всё сложнее))) Машины вроде Шнивы в этом смысле даже интереснее, потому что в них есть контрасты. А какой-нибудь Qashqai… Мне он кажется классной машиной, но что про него написать — не знаю. Он… ну, просто машина. То что нужно для жизни.

      1. Да, восприятие статьи так и работает. Потому что при прочтении сравниваешь со своими критериями: да, это важно, хорошо, что это есть. А это неважно и пофиг, что его тут нет…))
        А, к примеру, диктофон в этом деле не помощник?

        Нынешние машины просто едут, да. Ничего интересного))))

      2. На диктофон никогда не пытался записывать. Я лучше думаю задним умом, то есть в пылу сражения сложно что-то формулировать: идёт поток впечатлений, плюс много думаешь о фотографировании, так что что-то формулироваться начинается уже в конце.
        Иногда хочется записать первые яркие впечатления от какой-то нестандартной машины, но они обычно и так в памяти застревают. Это вообще самый кайф — первые минуты за рулём чего-то необычного. Вот всё выпрашиваю на тест «буханку».

      3. У родственника есть буханка рабочая, в прошлом году купленная. Могу попробовать договориться)

Добавить комментарий для Артем КрасновОтменить ответ