Челябинск — единственный город в России, где все светофоры объединены в единую сеть и управляются из вот этой комнаты, которую здесь называют ЦУПом по аналогии с космическим центром управления полётом. Она чем-то и похожа: на эти экраны выводится всё, что может понадобиться для тонкой настройки системы — погода, расположение снегоуборочных машин и общественного транспорта, аварии. Более того, система умеет распознавать ваши лица. Правда, до полной автоматизации процессов ещё года четыре: пока большая часть светофоров работает по заранее установленным программам. Но есть исключения.
Пока адаптивный режим работы тестируется на двух магистралях: это гостевой проспект Комарова и Комсомольский проспект. Они фиксируют интенсивность потока с помощью камер, причем на Комсомольском используются оптические камеры, на на Комарова — инфракрасные. Обрабатывая данные, система в режиме «прямого эфира» меняет фазы светофоров, добиваясь максимальной пропускной способности: по оценкам, это увеличивает её на 15%.
Пока это только эксперимент. Его результаты обнадёживают, но окончательно судить об успешности буду ближе к концу года. Постепенно этот опыт начнут распространять на другие улицы Челябинска, но это уже задача следующего уровня сложности. Сделать адаптивными светофоры на сетке улиц сложнее, чем в одном направлении, ведь системе придётся искать компромисс между «интересами» разных потоков. Полностью адаптивными челябинские светофоры должны стать к 2024-2025 годам.
Кстати, адаптивные светофоры не просто реагируют на текущую обстановку, но стараются её предугадать на основе предыдущего опыта или, например, метеорологических условий. В теории, они могут менять алгоритмы при распознавании ДТП, хотя это отдельная и довольно сложная задача. Пока система распознавания аварий работает в режиме накопления статистики, которая учитывает затем для изменения схемы движения на опасных участках.
Эта статистика используется для изменения схемы организации движения, например, на ряде опасных участков в прошлом году запретили левый поворот.
Кроме упомянутых участков с адаптивными светофорами, остальные работают по заранее заданным алгоритмам, которые разрабатывают и постоянно корректируют специалисты, реагируя на обстановку в городе. Это не совсем ручная работа: если обнаруживается проблема, например, неожиданная пробка в Парковом, данные загружаются в специальную программу Lisa+, которая выбирает оптимальные фазы — естественно, перед окончательным утверждением их сначала тестируют.
Алгоритмы светофоров меняются несколько раз в суток, и в момент их пересменки на табло обратного отсчёта загораются прочерки: уже рассказывал, что это нормально. Больше опасностей таит внезапный переход светофоров из режима жёлтой мигалки в основной — на перекрёстках с камерами в эти секунды легко словить штраф. Есть возможность менять режим светофоров и в ручном режиме, но используется это разве что в случае форс-мажоров.
Например, в случае эпических заторов из-за аварии оператор может временно включать «зелёный коридор» для машин одного из направлений, чтобы не допустить полного паралича.
А вообще возможностей у таких систем много, и одна из самых пугающих — на экране ниже.
В России пока нет городов с полностью адаптивной системой управления светофорами: дальше всех продвинулись Казань и Москва, где «умные» светофоры работают на некоторых участках. В Челябинском ЦУП же гордятся, что только у нас все объекты уже объединены в единую сеть, что создаёт хороший фундамент для их дальнейшего обучения. Правда, процесс этот не быстрый.
Пока же перенастройка светофоров происходит под контролем людей. И происходит это практически в ежедневном режиме.
Эту статью на главную 74 надо, наш город самый лучший ))
так она там
Ух ты, Воителев до сих пор в СМЭУ работает, он еще у меня в университете преподавал.
П.С. Пробок в Челябинске, возможно, и стало меньше, вот только кругом сплошная грязь и разруха. Раньше образцом унылой провинции я считал Саратов, но после визита в Челябинск в прошедшие выходные, к сожалению, родной город вырвался на 1 место.
А как же Курган? 😀
Как-то стремно сравнивать Челябинск с Курганом. Во-первых, 4-х кратная разница в населении, а во-вторых, стремиться надо к лучшему, а не к Кургану. Понятно, что Казанью Челябинск никогда не станет. Но хотя бы не быть хуже Екатеринбурга, Уфы, Нижнего Новгорода, Самары вполне реально. Более того, я считаю, что лет 10 назад так и было. Только с тех пор эти города рванули вверх, а Челябинск скатился вниз.
То была ирония. А так да — скатились
Челябинск — лучший город земли!
И это тоже правда
мля как вставить фотку, заб*ся уже хтмл-коды изучать
Вставь вот это в статью! Пусть завистники засохнут!
ЧМЗ — вообще столица мира…а они там про какую-то Казань, УФу и прочие непонятные города.
Ну прям жир же капает, ну:))
Какой жир? Мне категорически не нравится тот же Екатеринбург, грязи там нисколько не меньше чем у нас, и я откровенно не понимаю почему его постоянно превозносят…у нас в последнее время конечно тоже наворотили человейников, но Е-бург в этой гонке выйграл давно и с большим отрывом.
Я в Екате мало бывал, центр у них красивый и виадуков поболее, но вот поговоришь с Екатцами — жалобы на ровно те же проблемы, что в и ЧЛБ. Хотя у них упадничества поменьше
Челябинск — далеко не единственный город России, в котором все светофоры (точнее, светофорные объекты) объединены в единую сеть. Если в АСУДД Челябинска — 355 светофорных объектов, то в АСУДД Екатеринбурга — 650.
Верю. Но наши вот говорят, что в ЕКБ не единая сеть, как в Казани и Москве) Кому верить, не знаю
Челябинские светофоры создают аварийные ситуации!!! Вы стоите на красный и закончился отсчёт времени, но при этом зелёный не загорается??? На видео плохо виден сам отсчёт, но хорошо видно как он закончился и все покатились..- на красный!!! Круто???