Пасха

В одиннадцать вечера в Челябинске у церкви Александра Невского на Алом поле (это бывший органный зал) оказалось не так уж людно. Здесь мирно прогуливался казачий патруль, а из кустов благоговейно улыбался полицейский уазик. Белые метки у самой лестницы обозначали приемлемую социальную дистанцию (где-то метр), но те, кто её должен соблюдать, уже толпились в храме.

— Много народу? — спросил я у вышедшего мужчины.

— Ой, много, — ответил он смиренно.

Мокрая маска висела у него на бороде.

— А вы не боитесь? — кивнул я на вход.

Он ответил удивлённым взглядом.

— Вы не верите, да? — спросил я без задней мысли, а когда он шарахнулся, уточнил, — Простите, я имел в виду, вы в коронавирус не верите?

Но было поздно. Контакт уже потерян. Он заметил мой штатив и фотоаппарат. Он меня раскусил. Журналисты в этот вечер вместе с самим вирусом были приравнены к злу, но если «Ковид» — зло вроде как мифическое, то журналисты — самое что ни на есть земное. Это они придумали всю эту ересь с пандемией и чуть было не сорвали праздник.

— Вы только, пожалуйста, внутрь со съёмочным оборудованием не входите, — услышал я за спиной.

Возле меня стоял казак. Он был корректен, и оказался самым доброжелательным человеком, что я встретил за вечер. Поэтому я обещал не входить. И обещание сдержал.

Происходящее внутри и так было видно на большом экране, с которого к верующим обращался, должно быть, настоятель храма. Он разъяснял, что надо соблюдать дистанцию и что если бы не истерия, всё было бы хорошо и как прежде.

— Мы ничего запретного не делаем, — говорил он. — Но не будем давать журналистам повод злословить.

Похоже, больше всего его волновало именно это: как бы кто не начал злословить. Ну, а как нам не злословить? Всё равно что сказать чиновникам не воровать. Тут уж кто для чего рождён. А потому начну: было, например, впечатление, что здоровье прихожан в число приоритетов не входило, а дистанция нужна была только проклятым журналистам.

Когда запел церковный хор, я немного согрелся. Пел он очень красиво. Есть что-то притягательное прийти вот так посреди ночи к единомышленникам в светлое место, довериться волнам этого пения и пропустить их через себя… Я могу это понять. Но речь сейчас не о религии как таковой и не о светлом празднике Пасхи.

Речь про то, что год сейчас исключительный. И меня интересовали вещи сугубо земные: социальная дистанция, обеспеченность масками и всё в таком духе.

Когда зазвонили колокола и начался крестный ход, из храма выплыло столько народу, что я удивился, когда все они успели зайти — подходили-то по одному да по двое. Многие были в масках, но не все: кто-то щеголял с открытым лицом, кто-то стянул маску на подбородок.

Обогнув храм, верующие собрались на ступенях, и передо мной встала какая-то женщина. Я сместился — она сместилась. Я сместился ещё раз, и она тоже.

— Вы стойте, где удобно, я найду место, — ответил я, полагая, что она суетится, потому что не хочет мне мешать. Так бывает, когда пытаешь разойтись с человеком и всё время шагаешь в ту же сторону, что и он.

— А мне прямо перед вами удобно, — заявила она резко.

Тут я понял, что столкнулся со спецназом похлеще казаков. В следующие минут десять она сопровождала меня, вставая ровно перед штативом, молясь одной половиной лица, а второй приглядывая за мной. Я даже удивился её мастерству.

Не знаю, что пыталась скрыть эта женщина. Если уж опасности для прихожан нет — то ведь и скрывать ведь нечего?

Тем временем храм втянул толпу обратно и, разгорячённые действом, верующие уже не обращали внимание на белую разметку, предписывающую соблюдать дистанцию. Хвост был похлеще чем за гречкой.

Скоро на крыльце показалась женщина с круглым располагающим лицом, словно сошла с чёрно-белой фотографии начала прошлого века. Маски на ней не было.

— А вы не боитесь заразиться? — задал я свой рутинный вопрос, ожидая получить очередную порцию гневных взглядов. Но она добродушно подступила ко мне и сообщила:

— Вы знаете, я ещё десять лет назад прочитала книгу Татьяны Грачёвой «Невидимая Хазария», и там вот это всё, — она показала пальцем на полицию, — вот это всё было предсказано. Что будут эпидемии, даже, как их, пандемии. Потому что по другому править людьми стало невозможно. Потому что эта власть идёт не от бога. Потому что мы забыли истинную власть.

— Ну, пусть так, но есть же сиюминутные риски заболеть. Не боитесь?

— Вы знаете, я зимой болела гриппом так тяжело, у меня даже кошка от этого гриппа сдохла. Ну, и что? Ну, грипп. Чего его бояться?

Но знаете что: верующие — слишком лёгкая мишень для злословия. Давайте лучше я позлословлю о власти, с молчаливого согласия которой весь это карнавал происходит. Не каждый верующий в курсе ситуации, плюс он имеет право оценивать её как угодно. Но власти-то проблему признали, иначе для чего этот убийственный для бизнеса псевдо-карантин и показательные рейды полиции против гуляющей молодёжи? А если признали, то почему допустили мероприятие, где собран весь спектр групп риска, социальной дистанцией не пахнет, да и с масками беда?

Наталья Котова попросила челябинцев молиться дома на Пасху, и так и хочется спросить: а чего не помолила? Так было бы аутентичней. Давайте вообще заменим все директивы просьбами, авось, кто-нибудь да послушает.

И что думает об этом губернатор Алексей Текслер? Когда коронавирус был выявлен у его пресс-секретаря Сергея Зюся, всех, с кем тот контактировал, подвергли тестированию. Будут ли поголовно тестировать всех, кто был в эти дни в церквях? Что логично, потому что достаточно одного заболевшего, чтобы заразить десятки человек, которые заразят потом сотни.

А кто из этой святой троицы — РПЦ, властей и полиции — подумал о медиках? Кто возьмёт на себя грех этого праздника, если через две недели врачи, медсёстры, бригады скорой будут задыхаться на фронтах войны с «ковидом»?

От этих двойных стандартов тошно. Если власти не признают проблему и на шведский манер делают ставку на коллективный иммунитет, давайте уже играть по крупному. То есть жить, как ни в чём ни бывало. И со смертью перейдём на ты.

Если же вирус признан реальной угрозой (мне ближе эта позиция), то власти нужно быть властью, а не рекомендательным органом вроде передачи «Спокойной ночи малыши». Иначе мы застрянет в этом полукарантине до Преображения Господне.

Что до самой веры, разве она не состоит из тонких материй, которые не зависят от материального? Почему продавцы гамбургеров сумели перейти на удалённую работу, а служители духа нет?

Впрочем, это двуличие властей проявляется ведь не только в отношении религии: самоизоляция в Челябинске в принципе какая-то очень выборочная. Когда мне позвонил тесть с вопросом, можно ли ему приехать из пригорода в Челябинск, я не знал, что ответить, кроме «как повезёт».

На прощание я пожелал женщине с располагающим лицом здоровья. И она пожелала мне того же. Надеюсь, так оно и будет. Надеюсь, созерцательность властей не создаст в области вирусный очаг, с которой будут героически бороться те, кто наблюдает за всем с хмурой тревожностью: врачи, фельдшеры, медсёстры…

29 Comments

  1. Артём вскрыл такое о чем не принято говорить, в понедельник мне кажется у администрации бомбить будет от этой статьи.

  2. Прекрасный репортаж.
    Насколько я могу судить о ситуации, никто не понимает, что реально происходит. Все потому, что такой сценарий на нашем веку ещё не разворачивался.
    Многие работают, многие из них официально (я в их числе). В Челябинске ситуация с коронавирусом относительно спокойная. У подавляющего большинства самый близкий из заразившихся — Лев Лещенко.
    В этой ситуации власти не решаются на жесткие меры, потому что они тоже не понимают до конца, что происходит, а также потому, что опасаются сильного недовольства людей.
    В итоге получается ещё хуже, так как никакой стратегии в этих действиях не чувствуется. Я вот живу рядом с лесом и не хожу в лес, хотя понимаю, что это на порядок безопасней, чем пойти в магазин. В магазин же я хожу почти ежедневно. Эта подорванная логика не соотносится с тем, как я привык сам себя воспринимать.
    Таким образом, я добровольно подчиняясь рекомендациям властей, параллельно с этим полностью осознаю всю бесполезность и бредовость действий, которые совершаю в рамках практического исполнения этих рекомендаций.
    С другой стороны, никто прямо не запрещает мне вести почти обычный образ жизни, и это дополнительно взрывает мозг. Но я сознательно жертвую этим образом жизни.
    Все потому, что я хочу доверять власти и глубоко убеждён, что эта именно та ситуация, в которой нужно быть солдатами. Но, увы, в этой власти не видно полководцев(

    1. Как хорошо написано! Прямо под каждым словом готова подписаться.

    2. >>>Насколько я могу судить о ситуации, никто не понимает, что реально происходит.

      Вот, кстати, интересная мысль, многое проясняющая. Точнее, у каждого уровня власти какое-то своё понимание.
      Но при этом есть перед глазами опыт Китая, который мы на этой неделе догоним и перегоним, видимо

  3. Я думаю, уже пора прекратить эти лицемерные игры в светское государство. Религия слишком мощный инструмент воздействия на массы, чтобы руководители государства (любого) с лёгкостью от него отказались. С другой стороны, религиозность есть некий символ косности и отсталости, поэтому быть церквеориентированным государством тоже как-то не комильфо.
    Что касается вируса, то Церковь во всём этом карантине играет роль Хлестакова-ревизора. Вроде и понимает, что надо отказаться, но слишком велик соблазн собрать ништяки. Поэтому и храм не закрывали, когда икону привезли, и празднества пасхальные не отменяли.

    1. Тоже считаю, что государство очень боится остаться без таких весомых рычагов управления массами как национальная идея и религия. Вот и имеем победобесие и рьяную церковь, которая уже не стесняется навязывать свои взгляды и правила и вне своих стен. Помнишь, как, благодаря ей, запретили невинный фестиваль красок? А вечные комментарии РПЦ о событиях, к которым церковь не имеет никакого отношения? Мне кажется, что заискивание государства перед церковным аппаратом перешло все границы именно сегодня, когда между здоровьем нации и соблюдением церковных канонов государство выбрало второе.

  4. Мне вот что непонятно… У нас светское государство, следовательно, власть президента формально выше власти церковной. То есть ничто не мешало ВВП сказать патриарху: Уважаемый гражданин Гундяев, в свете текущей ситуации с коронавирусом пожалуйста, дайте указания всем епархиям не проводить пасхальные богослужения в храмах. Объясните пастве, что это опасно для здоровья прихожан. Вон, даже в храме Гроба Господня тишь и благодать, и даже заседания госдумы ведутся практически в онлайн-режиме.
    И тут я вижу два варианта: либо влияние РПЦ в России настолько сильно, что Навальные вместе с оппозицией отдыхают, и поэтому пофигу патриарху всея руси распоряжения какого-то там президента; либо слухи об опасности коронавируса настолько преувеличены, что в толпе из трёх-четырёх миллионов прихожан не может случиться ничего плохого.
    И оба эти варианта вдребезги разбивают мою картину мира. Может, есть третий, более оптимистичный?

    Артём, » Есть что-то притягательное прийти вот так посреди ночи к единомышленникам в светлое место…» — Коряво читается, не находишь? После «притягательное» просится «…в том, чтобы…»
    …до Преображения Господня. (р.п.) Надя, я прав?))

    1. Да, Преображения Господня. Но я уже не обращаю внимания на опечатки Артемия. Часто буду поправлять его — он меня возненавидит. А мне еще его книги вычитывать…

  5. Что на церковь то взъелись. Ну нет веры, или не той веры, или не очень верите,…. ваши тараканы. Кто то совсем другого мнения. И запретить, это вообще не выход. А то ведь хоть и не веруешь, а там, одной спецназовки будет достаточно, чтоб,если не анафеме придать, то какой нибудь член на всегда обездвижить. По всем каналам и радио, епархия, иеромонах, патриарх просят не приходить на службы и обряды. Вы кого тормознуть то пытаетесь, и обсудить. Они с именем господа умирать идут (я не говорю о тех, кто просто как дань моде), а об истинно верующих. И что вы думаете их пневмония какая то остановит. Это ведь ИСПЫТАНИЕ. И все остальное это -так угодно Господу. А вы запретить столь светлый праздник церковь посещать. Моя бабушка верила истово, но церковь ни когда не посещала, не любила она этих марчендайзеров и супервайзера при церквях. А верила, в те времена, когда верить было нельзя, и регулярно на принудительной основе на Кузнецова за это отправлялась. И, попробуй такую бабулю остановить или не дать пройти по делам божественным. Она многих молитвой лечила, заговаривала, отливала, но, я думаю, могла и покалечить при желании.

    1. Ярик, так в том-то и дело, что мстово верующих в той толпе процентов 15-20. Остальные воспринимают всё как флешмоб или как хайп. Типа мы отстояли службу, а что ты сделал для спасения души? А то и России?
      Ну и да, в европах яростных католиков и мусульман ничуть не меньше, но вот там храмы и мечети закрыли. И небеса не разверзлись. И никого не поглотила #ГиенаОгненная

      1. Надь, ну я думаю так огульно процентовать народ, не надо. Не уподобляемся росстату, не та это контора.
        Не та эта тема чтобы ее истово мусолить. Ведь именно те, кто верит менее, и будут вам глазки выцарапывать и патлы рвать при удобном случае, дабы доказать свою праведность. Они же первыми и отрекутся. Было же так уже, и об этом и написано в священом писании. Темку Артем затронул, злоебучую, во всех смыслах. Хоть и пытался высказываться нейтрально, но, в каждом слове сквозит «сарказм». Не зря же говорят «в чужой монастырь со своим уставом, не ходят», хотя кто то переименует это и прочитает про «Тулу и свой самовар». А, мы, кто совсем не верующий, а кто чуть чуть верующий, свои, мысли высказываем, по поводу в котором почти не бельмеса.
        Считают, что надо, отстоять ну так их это дело. Чем рынок «ИСКРА», «ЧЕЛСИ» «УСАДЬБА» которые работают и народу там шастает более тысячи в день отличаются от описанного храма.

      2. ЯРиК, мне кажется, Артём вообще не хотел касаться темы вероисповедания и религии. Речь, наверное, больше про конкретный институт власти, который не согласуется с остальными и вообще зарвался. Я могу ошибаться, но вроде писали, что мечети и костёлы закрыли, только православную церковь не тронули. Что, получается, остальные концессии и религии могут пройти это испытание верой, а православные нет? Ну и конечно вот это поганенькое выставление журналистов за двери какими-то непонятными казаками при полном бездействии полиции, стоящей рядом, завершает эту картину лебезения светской власти.

      3. Всё верно, Ольга. Я не воинствующий атеист. В контексте этой статьи интересовал только один вопрос — как всё это происходит в дни, когда половина бизнесов закрыта, когда полиция выборочно ловит людей, а по телевизору с утра до вечера «сиди дома». И больший негатив у меня к власти, которая делает исключения по какому-то неясному принципу. А резкая реакция церковников объяснима, чувствуют же нутром неправоту, оттого и оправдания ищут.

      4. Церковь лицемерна как и опекающая её власть. Только здесь ещё и скудоумие своё показала. Не было бы шумихи с журналистами, сохранила бы лицо. А теперь всем виден её воинственный настрой, а это как бы не совсем с идеями христианства согласуется.

  6. ЯРиК , получается, настоятель — всего лишь хрен в рясе, который никакого влияния на паству не имеет, его бабушки силой к храму привели и угрозами пыток заставили службу вести? Я начинаю сомневаться в просветительской роли церкви, которую ей всегда приписывали. Все судороги правительства по обеспечению самоизоляции разбиваются о людское невежество. Вроде бы пусть эти фанатики жертвуют лишь собой, но завтра они пойдут в магазины и поликлиники, нахватавшись благодатного вируса. Вот и нашелся повод для конфликта верующих и безбожников. Ну кто так государством управляет???

    1. нууу, всему свое время. время церковного просветительства и психотерапии прошло. остался механизм «зарабатывания»

      тут бы анекдот про кружок рыболовов вспомнить, но пожалуй не буду…

      1. Чебурашка, есть только одно но, почему то у большинства критиков, которые помнят про рыболовный кружок, когда речь заходит за более воинствующие конфессии, по типу Мусульманства, сарказм проходит, и возникают сплошные пиететы.
        А здесь, в рамках православия, можно и похихикать.

      2. есть такое нередко, глупо спорить
        но у меня к прочим религия/конфессиям и етц там я бы даже сказал более скептическое отношение чем к православию

        ЗЫ. мне, как пожившиму среди мусульман кавказцев досыта, смешно рассказывать какой у меня «пиетет» xD
        есть у меня подозрение что у вас в сумме не наберется стока опыта 😉

      3. Я не вел беседу про опыт. Хотя общения, так же было предостаточно. и даже не без ознакомления с традиционными писаниями основных конфессии нашей необъятной. И скепсиса, я, не к одной из них, как то не испытываю. И как бы фраза была достаточно обобщенная, хоть и в ответ на ваш коммент, и без привязки к вашей личности, хотя и с констатацией ваших фразеологических оборотов

      4. значит не совсем корректно вас понял
        но смысла на сегодня в любой религии не вижу. нет у нее тех целей которые не может достигнуть сам человек при их отсутствии. что нужны религиозные помещения чтобы не красть, не убивать? или при их существовании люди красть и убивать перестают? понятно что это риторические да еще и религиозные вопросы смысла в которых просто нет.

        этот религиозный механизм был важен и нужен спору нет. но то время его прошло. но отказаться не могут по ряду причин

        и да я крещеный 😉

      5. блин-пардон. Как, величают, собеседника Чебурашку. Ну не удобно на такие темы общаться с «Чебурашкой», хотелось бы услышать Ваше имя сэр, и лицезреть лицо в приподнятом забрале.
        Я не говорю о церквях, храмах и прочих молельных домах, тем более современных. Вы вопрошаете про религиозные помещения, ну так они были испокон веков. Это дома богов, а не настоятелей и жрецов. Казалось бы, для чего в нашем прошлом-дореволюционном быту наличие этих помещений, ведь в каждой хате был красный угол, и большую часть жизни обращались, читали молитвы, именно в этот угол. Смысл данных заведений понятен, кураторство и наставничество, потому как именно в этих домах были более сведущие, в делах господа люди.
        У нас ранее и юродивых, боярские и княжеские рода привечали и кров давали. И это было обязанностью.
        Но времена и нравы меняются. Задаваться вопросом, зачем все это надо, в свете сегодняшнего времени, как бы многим не совсем ясно. Но это именно в сегодняшнее время с его нравами законами и устоями.
        Рассуждать про труды, писания и высказывания великих людей живших пятнадцать-тридцать (а то и более сотни) поколений назад, это, по моему, полнейшая хрень на выходе, пусть даже этим величайшие и наиумнейшие академики и профессора занимаются. Ни кто в точности не скажет, что имел ввиду Сергий Радонежский или более близкий к нам Серафим Саровский. Ну не те у нас понятийны аппараты.
        Вот даже для примера, обычная песня, https://www.youtube.com/watch?time_continue=119&v=tL1zxejuYKM&feature=emb_logo, но даже не вникая в раскадровку, понять (обычную) песню, каждый сможет по своему, и вряд ли, мы все, вникнув в слова еще не старой вроде песни, придем к какому то консенсусу, о ее содержании.

      6. Чебурашка вполне самодостаточная личность и его не напрягает сие 🙂

        а теперь предельно серьезно. Я нисколько не умаляю то, что было достигнуто/познано/записано в свое время религиями. Честь им и хвала за это. Более того, я им за это на самом деле очень благодарен (конечно же не забываем и про перегибы/борцунство против науки на определенном этапе, ну да человеческий фактор).
        Но «сегодня» я лично не вижу в этом никакой актуальности. И, уверен, в этом не возникнет на 99% (1% оставлю на ошибку) надобности. Это, имхо, как этап развития человечества (по аналогии с этапом взросления отдельного индивидуума). Но цепляться за это нет смысла, когда вырос «из штанишек».
        спасибо за обмен мнениями.

      7. Имхо. А может просто не дорос.
        Приятно было пообщаться.

  7. Бл…, детский сад какой-то, аргументация на уровне «сам дурак». Никогда не держал нынешних попов за мыслителей, но всё чаще они пробивают логическое дно…
    Давно заметил, что многие работники креста и кадила имеют звучные фамилии: Кривоногов, Гундяев, Косоротов… Надежда, что говорит по этому поводу наука филология?

    1. Аяврик. В приходе города Трехгорный, паствой заведует, тот кто когда то закончил «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №111», т.е. ребенок был немного ЗПР.
      Но это же не ко всем относится.
      Те, что вещают у голубого экрана, действительно не всегда отличаются «умом и сообразительностью», ну так они (не все) и живут немного в другом мире и других реалиях.
      Я тоже не люблю наши челябинские храмы, а вот маленькие церквушки (намоленные с семнадцатого века, а то и ранее) в какой нибудь станице или селе, посещаю с удовольствием. Там и служители поближе к народу.

    1. Наши, кстати, брали в работу это тему. Не знаю, чем закончилось. Там всё проверять нужно и с точки зрения формальной законности, ну и «по-человечески».

Добавить комментарий для Надежда СуховаОтменить ответ