Эвакуаторщики осваивают новые места

Из квартала между улицами Трашутина и Эльтонской в Чурилово массово эвакуировали автомобили. К нам обратились жители микрорайона с вопросом: законно ли увозить машины с прилегающей к дому территории, которую сами они считают парковкой, а эвакуаторщики — тротуаром?

Один из обратившихся, челябинец Владимир, так описывает ситуацию:

— Наши микрорайоны построили, похоже, без мыслей о том, где люди должны хранить машины — стоянок нет, а парковки во дворах не обеспечат и половину потребностей дома. И уже много лет жители используют для парковки асфальтовые дорожки вокруг дома, потому что их ширина позволяет ставить машины, не загораживая проход людям. Но тут, видимо, у эвакуторщиков не стало работе в хлебных местах в центре города, и они нашли новую кормушку у нас во дворах.

Возмущение людей вызывает необходимость ждать в людном помещении в дни, когда власти стараются ограничить контакты людей

На самом деле, эвакуация с тротуаров из челябинских дворов практикуется не первый год, и мы уже разъясняли, что, в целом, это законно. Другое дело, что для задержания автомобиль должен стоять именно на тротуаре, а не просто в дворовом проезде. Отличить бывает непросто.

Понять на глаз, тротуар это или проезды сложно, но наличие бордюра говорит всё же в пользу первой версии

Владимир прислал в редакцию снимки спорных мест. Такие дорожки вокруг домов есть почти во всех новых микрорайонах Челябинска, и понять их статус «на глаз» действительно проблематично — это может быть и проезд, и тротуар.

Эта Toyota Corolla явно нарушает: тротуар хорошо видим. Штраф — 1000 рублей, плюс ещё порядка 2000 рублей за услуги эвакуации

Одним из главных критериев является наличие бордюра: если место, куда вы планируете заехать, имеет заметный поребрик, это тротуар.

— Да, судебная практика здесь однозначна: если при заезде на асфальтовую площадку есть бордюр, пусть плохо видимый или разрушенный, считается, что это тротуар, — подтверждает автоюрист Лев Воропаев.

Плохо заметный тротуар по периметру парковки ТРК «Родник». Отсюда эвакуируют без проблем

В Челябинске есть прецеденты эвакуации с таких плохо видимых тротуаров, например, от ТРК «Родник». Локальное занижение бордюра для съезда колясок не считается «приглашением» для автомобилей.

При этом автоэксперт Юрий Панченко говорит, что бордюры должны быть хорошо различимы:

— Полноценный бордюр имеет высоту 8–15 сантиметров, в месте занижения — порядка 4 сантиметров, — говорит он.

Тем не менее, даже если бордюр установлен не по ГОСТу — не рискуйте: доказать свою правоту будет слишком проблематично.

С этого тротуара на улице Молодогвардейцев частенько увозят машины, хотя бордюра как такового нет. Но он подразумевается

Но в Чурилово ситуация ещё запутаннее, потому что на некоторые дорожки можно заехать и помимо бордюра, например, с парковок от расположенных в доме магазинов.

На некоторые дорожки можно заехать и без бордюра (дом на лице Трашутина)
А вот на эту дорожку есть свободный заезд от магазинной парковки

— Конечно, водителя можно наказывать, только если он имел возможность определить, тротуар это или проезжая часть, а если нет ни бордюра, ни знаков, то суд, по идее, должен трактовать все сомнения в пользу гражданина, — считает Лев Воропаев. — Кроме того, значимыми являются градостроительные документы, из которых можно понять, тротуар это или нет.

Владимир, житель Чурилово, запросил у управляющей компании такие документы, но и они не прояснили ситуации: спорное место обозначено дословно «тротуары — проезды с асфальтобетонным покрытием». Что вообще означает эта формулировка?

Судя по документам, эта зона допускает и движение пешеходов, и проезд транспорта

— Похоже, это понятие из уже не действующего СНиП 2.07.01–89, который допускал в отдельных случаях совмещать проезды с тротуарами при их ширине не менее 4,2 метра и длине не более 150 метров, — объясняяет Юрий Панченко.

То есть если автомобиль был запаркован именно в такой зоне, и при заезде на неё водитель не прыгал через бордюры, есть шанс оспорить постановление в суде и вернуть деньги как за штраф (1000 рублей), так и за услуги эвакуации (порядка 2000 рублей в Челябинске). Впрочем, сделать это в любом случае непросто.

— Процесс, скорее всего, затянется, а через месяц служба эвакуации наверняка подаст иск мировому судье, чтобы взыскать деньги за услугу, если автомобилист не оплатил её сразу, — рассуждает Лев Воропаев. — Если автомобилист впоследствии выиграет дело в районом суде, то для возврата штрафа нужно заявление у ГУ МВД, и делается это быстро, а вот для возврата суммы за саму эвакуацию придётся снова подавать гражданский иск.

В Челябинске автомобили из спальных районов эвакуируют часто, и важно не давать ГИБДД повода. В большинстве случаев дорожки вокруг домов являются всё же тротуарами, так что не злоупотребляйте парковой на них.

1 Comment

  1. А что с парковкой на тротуарах у подъездов? Можно просто сразу вызывать эвакуаторы или сначала гайцев? Очень волнует этот вопрос, потому что у нас в доме прям эпидемия парковой на тротуарах и газонах.

Добавить комментарий