Коронавирус убьёт электромобили?

Самому интересно. Таких потрясений, как в апреле, мировой автопром не испытывал уже лет… да никогда. Европейский рынок, например, рухнул в четыре раза, американский — примерно вдвое, но там ситуация может затянуться. В любом случае, автопром уже получил тяжёлый удар, и это только начало, потому что рано или поздно на него повлияют беды в мировой экономике.

Электромобили стали трендом после дизельгейта, то есть примерно пять лет назад. Но за эти пять лет прогресс действительно впечатлял: почти все крупные производители переключились на разработку электромашин, а европейские страны и города друг за дружкой анонсировали запреты на использование ДВС кто с 2040 года, кто уже с 2025 года. Tesla выпустила свой первый массовый электромобиль, Volkswagen представил целую платформу, Jaguar сделал ставку на электрокроссовер, французы и до дизельгейта баловались с электротягой. Если раньше нормальным пробегом на одной зарядке считался 120-160 километров, то для новых электромобилей нормой стало 350-500 км. Попутно сильно развились сети скоростных зарядных станций, а в 2020 году начал действовать пресловутые европейские правила, согласно которым средние выбросы СО2 для выпускаемых автомобилей должны укладываться в 95 г/км (эквивалентно расходу 4 л/100 км), да ещё по новой античитерской методике измерения.

Но всё-таки электромобили были хорошей идей для жирных времён, когда капиталистический автопром испытывал традиционные проблемы перепроизводства и нуждался в новой сверхидее, чтобы заставить зажиточных граждан полностью обновить автопарки. Электромобили были дорогим удовольствием и для самих производителей, которое оправдывалось экологическим давлением на них.

И может так статься, что в обозримом будущем электромобили не смогут позволить себе ни производители, ни потребители. Когда на кону выживание, экология как таковая отходит на второй план. Тем более при дешёвой нефти и общей депрессивности.

И не будем забывать, что как таковой автомобиль достиг практически своего расцвета. Кроме локальной экологии, по сути, у автомобиля нет явных минусов. Тем более когда в мире разворачивается экономическая драма и люди меньше думают о будущем, а больше о том, где заработать здесь и сейчас.

Вероятно, спрос даже сместится в пользу более дешёвых, простых и долговечных машин — электромобили в эту формулу не укладываются.

Я не думаю, что компании будут резко сворачивать работы в этом направлении: скорее, замедлятся темпы. Если условный Volkswagen планировал к 2025 году выпускать до 10% электромобилей, то по факту будет, допустим, 2%. Если какие-то страны хотели запретить автомобили к 2030 году, то сместят срок лет на 5-10. Впрочем, многое будет зависеть от глубины ямы, в которую сползает мир: если сбудутся худшие прогнозы, лет через пять прогнозы 2015 года будут выглядеть, как гигантомания позднего Советского Союза.

Кстати, подобную логику можно применить и к переходу на возобновляемые источники энергии. А что до глобального потепления, то его, вероятно, хоть чуть-чуть, но отсрочит сам кризис, если спад экономической и туристической активности действительно будет затяжным.

Добавить комментарий