Премия Дарвина: о бестолковом кольце на Блюхера

На сложносочинённом перекрёстке улиц Блюхера и Дарвина нанесли новую разметку, которая сделала проблемы развязки ещё более наглядными — сразу несколько читателей обратились с жалобами (включая ЯРиКа). Съездил, поглядел: проблемы в самом деле есть.

После реконструкции кольцо перестало быть кольцом: теперь это клубок перекрёстков, в котором легко запутаться

— На кольце складывается опасная ситуация, — пишет нам Юлия. — При движении в направлении центра в районе остановки «ТК «Кольцо»» происходит сужение крайней левой полосы прямо перед перекрёстком. Она приводит в буквальном смысле в тупик!

Одна из полос просто исчезает: «Газель» пытается увернуться, встраиваясь в поток. Когда он разреженный, сделать это несложно, но в часы пик такая схема создаёт нервотрёпку

И действительно, вторая слева полоса в направлении центра внезапно исчезает, упираясь в направляющий островок с диагональной разметкой. Автомобилисты вынуждены перестраиваться правее.

Заступы на разметку здесь — обычное дело

Исчезновение полосы обусловлено конфигурацией самого перекрёстка — улица Блюхера оказывается уже, чем части бывшего кольца. Но изогнутая форма дороги превращает тупик в неожиданность для большинства водителей, поэтому довольно часто они вынуждены заезжать на разметку и встраиваться в поток в резкой манере.

Автоэксперт и автор справочника «Юридическая грамотность автомобилистов» Юрий Панченко считает, что в этом месте как минимум необходимы дополнительные стрелки 1.19.1, которые предупреждают о приближении к сужающемуся участку дороги.

Подобная разметка в виде «косой зебры» используется для разделения встречных потоков и обозначения мест для стоянки

Что интересно, в этом месте использована дорожная разметка 1.16.1, которая используется в том числе для обозначения стоянок транспортных средств, но стоять на «полосатой» части нельзя, равно как и заезжать на неё: за это грозит штраф 500 рублей.

Выезд на Дарвина: пять полос сливаются в две

Но есть на бывшем кольце как минимум ещё одно коварное место: это выезд в сторону улицы Дарвина и Троицкого тракта.

— Какой умник так проектирует дорогу? — возмущается читатель 74.RU Ярослав. — Только что чуть пешика не сбил. Пять рядов переходят сразу в два, да ещё с последующим смещением влево, а на самом «горловом» выходе — пешеходный переход. Маршрутки в несколько рядов стоят: то ли пешеходов пропускают, то ли друг друга. Я, конечно, сам олень, но сделано это… (вырезано цензурой. — Прим. ред.). Пока катали асфальт, переход был на 50 метров дальше и было безопаснее. А так премия Дарвина в чистом виде!

Даже в относительно тихий час машины едут по диагонали, не особенно соблюдая разметку. Место и в самом деле не совсем логичное
Идти по такому переходу просто страшно

Место здесь действительно спорное — пять полос на выезде с кольца переходят в две на Дарвина уступом. Улицу хотели расширять, но общественность была против, поэтому дорога останется четырёхполосной (по две в каждую сторону).

Но это создаёт проблемы — на выезде с кольца идёт слияние потоков, а венчает всё упомянутый пешеходный переход, сделанный в самом широком месте дороги словно специально. В чём вообще логика?

А тут ещё выезд со второстепенной дороги (от АМЗ), который добавляет ещё две полосы трафика

Юрий Панченко считает, что сделано это ради увеличения пропускной способности перекрёстка:

— Это так называемые зоны накопления транспорта, куда автомобили стекаются после перекрёстка, чтобы потом, при включении красного, спокойно проезжать. Проблема резкого сужения дорог характерна для Челябинска вообще, и сложности возникают, когда нет разметки или знаков.

Улицу Дарвина хотели расширять до шести полос, но под давлением общественности передумали

Это действительно так: дорожная революция конца нулевых привела к неравномерному расширению дорог, поэтому в Челябинске очень много косых перекрёстков. Кроме того, сужение дорог часто провоцирует конфликты, потому что совершенно неясно, кто кому должен уступать.

Представьте, что разметки нет: движущиеся по левой полосе будут уверены, что она не заканчивается, а круто поворачивает направо

На перекрёстке Дарвина и Блюхера в целом схема движения однозначна: уступает тот, чья полоса упирается в тупик. Но это — пока видно разметку. Когда она скроется под снегом или сотрётся, проблемы возможны. Например, при движении по Блюхера в сторону центра те, кто едет по левой полосе, будут считать, что она не сужается, а просто идёт вдоль разделительной полосы. Они начнут вытеснять поток правее, создавая конфликты и замедляя трафик.

Современное кольцо на Дарвина — это гибрид регулируемых и нерегулируемых перекрёстков

Кстати, кольцо на Дарвина неверно называть круговым движением с точки зрения ПДД. После реконструкции оно превратилось в одноуровневую развязку, состоящую из нескольких пересечений, одно из которых регулируемое, остальные — нет. Кроме того, здесь есть нерегулируемые пешеходные переходы, что превращает проезд развязки в изрядный тест на внимательность.

Добавляют хаоса и сами водители: многие ломятся через несколько полос и без поворотников

Кстати, при проезде таких бывших колец нужно очень внимательно смотреть на знаки: схема движения может быть очень неинтуитивной. Этой проблеме был посвящён один из выпусков рубрики «ПДД для бывалых».

2 Comments

Добавить комментарий