Datsun всё

Компания Nissan, владелец бренда Datsun, объявила о его уходе из России, где марка представлена двумя моделями с нечитаемыми названиями: on-Do и mi-Do. Datsun появился в России в 2014 году и теперь станет первым брендом, который посыпался на волне кризиса 2020 года. Что, в целом, ожидаемо.

Вообще бренд Datsun интересен: первоначально он использовался Nissan для обозначения экспортируемых моделей и на мировой арене был более известен, чем материнская компания. Славу он завоевал благодаря моделям вроде 280ZX (Nissan Fairlady Z), которые получили статус культовых.

Затем Nissan стал продвигать собственную марку, а Datsun сошёл со сцены. Но в десятых годах XXI века был возрождён на правах бюджетной марки для развивающихся рынков. В принципе, решение было чисто прагматичным и маркетологическим: никакого отношения к прежнему «Датсуну» такой подход не имел. Он был для Nissan примерно тем же, что и Dacia для Renault. И, вероятно, надеялся повторить сногосшибательный успех Dacia, которая дала жизнь Logan и ему подобным машинам.

Datsun Go для индийского рынка к нам, понятно, не повезли. Ну и слава богу

Стратегия Datsun была необычной: ассортимент моделей в разных странах отличался, то есть речь шла не столько об автопроизводителе, сколько именно о суббренде. В основном акцент был на компактных моделях вроде Datsun Go, но для России избрали свой путь, максимально упрощённый: здесь выбрали плотную работу с АВТОВАЗом. И обе модели Datsun (on-Do и mi-Do) были перелицованными Lada Granta, что сулило лёгкий старт и хорошее ценовое позиционирование: главный лоукостер страны под японским брендом.

Вторая модель mi-Do на базе Kalina (сейчас — Granta) вызывала вопросы: просто фейслифтинг вазовской модели без зримых плюсов

И, кстати, мои впечатления от проекта Datsun поначалу были хорошими. Например, первое время on-Do ехал чуть лучше, чем Granta, хотя последняя потом переняла почти все фишки «Датсуна», ведь технически это всё же одна модель.

Планы у Datsun были амбициозны: хотели расширять модельную гамму и постепенно отстыковывать от тольяттинских «римейков». И в этом и была гениальность идеи: начать с простых решений, приучить россиян к марке,  а затем уже выпустить прорывную модель, вроде условного «Дастера» или «Креты».

Но потом начались странные вещи. Что делал Datsun эти шесть лет? Фактически, ничего: развивал дилерскую сеть да провёл пару рестайлингов. За это время Granta тоже преобразилась и разница в цене с «Датсун» стала малопонятной: зачем вообще переплачивать? За дизайн? Ну, это дело вкуса и вообще не приоритет для лоукоста. В итоге, в прошлом году имеем 22 тысяч проданных Datsun и 136 тысяч Granta.

Осень 2014 года: скоро начнётся кризис, который выкосит из России много моделей, например, Nissan Almera, Teana, Sentra и Tiida

В какой-то мере Datsun просто не повезло: я хорошо помню первый тест-драйв в Казани, вернувшись с которого понял, что на автомобильном рынке начинается кризис: рубль стал проседать, цены поползли вверх, и в 2015 году начался полноценный спад. Видимо, поэтому марка выбрала совсем уж осторожную стратегию, модель почти не обновляла, а проект нового кроссовера бесконечно ставила на паузу.

Плюс проблемы были и у самого Nissan, который последние годы секвестировал модельный ряд, убрав почти все модели с претензией на бестселлер, кроме Qashqai. Было заметно, что японцы охладели к нашему рынку, тем более, здесь успешно выступает их партнёр по альянсу Renault.

Поэтому вероятность ухода Datsun существовала и в «хорошие» времена, в кризис же он пал жертвой глобальной стратегии Nissan, который теперь сосредоточится на рынках Японии, Китая и Северной Америки.

Не могу сказать, что мне жаль: поначалу проект был интересен, но шесть лет прокрастинаций сделали своё дело. Сейчас Datsun ассоциируется у меня с чем-то застойным и тоскливым. Кстати, почему-то его очень любят «чёрные автодилеры», которые впаривают людям «Датсуны» по космическим ценам.

6 Comments

  1. Это была порочная идея. Тем, кому нужна «типо энномарка» — те знали, что датсун это гранта. Те, кому нужна была гранта «чтобы починить в любом колхозе» — те обходили эту «энномарку» стороной. Цугцванг. Плюс типичный японско-французско-российский менеджмент, который на свои развлечения потратил сумму, сравнимую со всей прибылью от этого проекта — вот в сухом остатке одни убытки. Короче говоря, баре развлекались, холопы платили.

    1. не пойму, а почему «починить в любом колхозе» не относится к датсун. файс лифтинг не распространялся на начинку. отличия только в кузовне и светооборудовании.

      1. посыл заключался в том, что те, из колхоза, которым надо, чтобы сосед мог починить новую бричку — они не знали, что датсун — это гранта. Т.е. фейл заключался в том, чтоб обе целевые категории прошли мимо.

    2. думаю все проще. Закос под ино не прокатил. даже бабки у подъезда и те знали. поэтому переплачивать за шильду+ (предположительно) за ТО оказалось бессмысленным.

    3. Я думаю, для стартапа идея была неплохо: войти на рынок малой ценой, приучить россиян, что Датсун — это типа «Дэу», дешёво и сердито. Просто нужно было развиваться дальше. Понятно, что речи не шло о самостоятельных моделях, но какую-то вариацию рено дастер или лады весты вполне можно было сделать хитом в какой-то узкой нише. И так постепенно выстроить бренд, вроде Дачия, может быть даже с потенциалом экспорта.

  2. Не знаю, я один испытываю дикое разочарование от всей ситуации на автомобильном рынке? Помните, каких-то лет 15 назад — рассвет российского авторынка, когда народ стоял в полугодовых очередях на фокус, люди расхватывали мазды, ниссаны и все, что угодно. Казалось, что город наполняется новыми качественными и оригинальными авто — французские, японские, корейские, американские, европейские — бери, что хочешь. Я тогда еще был школьником и читал авто-журналы. С упоением читал о надежности и управляемости мазды 3))).
    А сейчас от автомобилей испытываю раздражение. Дворы и улицы забиты одинаковыми убогими переднеприводными коробочками на одинаковых платформах и двигателях. Куда не посмотри — одно разочарование. Назовите мне любое авто и я скажу что с ним не так.
    Мало того, что сейчас по сути нет выбора, так еще и эти брички стоят по 800 тыс в барабане)
    Датсун этот например(если мне бы сказали, что калину будут продавать еще 15 лет без серьезных изменений и еще и наплодят из нее клонов с другими названиями — я бы не поверил в этот бред. Все будто бы сговорились, и нам как папуасам впаривают бусы за наше золото.
    Они думают, на примере фольксвагена, сейчас зайдем к ним на рынок, приделаем к старому крохотному хетчбеку поло сзади багажник(дадим новую жизнь старой, заброшенной в ящик платформе) — вот он, седан для покорения стран третьего мира готов. И будем его собирать лет 15 без изменений, попутно еще наштопав клонов вроде рапида и т.п. И сейчас новые поло и рапид — клоны на одной устаревшей платформе, по конской цене, в то время как в европе будут кататься поло на совершенно новой платформе. А всякие интересные машины на новых платформах к нам впринципе не добираются(много их, те же пежо 208, 308 новые, мх-5) и если добираются, то стоят как самолет(мазда 3).
    И вот возьмем корейцев — по сути штук 10 развных авто (хетчи, седаны, кроссоверы) — а внутри одна и та же солярисовская платформа и те же силовые установки, и те же болячки родовые.
    Когда вышел первый логан(еще в фирменом красивом глубоком синем цвете, помните?) — я думал, ну ничего так, хорошая машина, для дачника вообще ништяк наверное. Но я не думал, что лоагном станет почти половина нашего автопрома — теперь тебе предлагают и логан повыше, и логан пониже, и логаны с эмблемой лады, и логаны-кроссоверы в нескольких разновидностях и степени убогости(колеос, дустер, хрэй никого не забыл?). И говорят, новая платформа до нас тоже скорее всего не дойдет — зачем нам, папуасам?
    И попутно еще ушло действительно куча самобытных производителей. Американцы вроде все ушли (помните были мускулистые доджи, шевики — не ахти какие, но все таки). Хонды ушли. Митсу ушли.. Форд ушел. Я хз, у меня какая-то автомобильная затяжная депрессия и я не вижу ей конца. Я вижу на нашем рынке почти одно убогое г..но под разными соусами с огромными ценами и без каких-либо альтернатив. И само-собой, нет никакого желания не то, что влазить в кредит ради этой убогости, а даже смотреть на это со стороны и тыкать в него палкой.

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ