«Волга» с «Ленд Крузером» в лоб: можно ли было увернуться?

Это ДТП случилось в конце мая на трассе Екатеринбург-Тюмень в районе города Богданович: в лобовом столкновении погибли два человека, ехавшие в «Волге». Виновник этой аварии очевиден, и главный вопрос в том, насколько правильно действовал водитель Land Cruiser (автор видео)?

Водитель «Волги» обгонял в безрассудной манере, а когда впереди появилась машина, вместо торможения с уходом в свою полосу решил выехать ещё дальше на встречку. Сзади «Волгу» поджимал другой автомобиль, но это в любом случае не оправдание. В таких ситуациях нужно учитывать и тяжесть возможных последствий: например, касательное столкновение с попутной фурой или удар автомобиля сзади менее разрушительны и опасны, чем лобовая атака.

Для водителя Land Cruiser опасная ситуация также была очевидна в течение примерно 5 секунд до критического сближения и, вероятно, экстренное торможение в своей полосе, как того требует пункт 10.1 ПДД, увеличило бы шансы. Но для такого манёвра нужна уверенность, что сзади вас не догонит зазевавшаяся фура, поэтому степень замедления водитель всё же выбирает сам.

В Land Cruiser сработали подушки безопасности. Тем не менее, в машине пострадало несколько человек, включая детей

Юрист компании «Форлекс» Николай Попов считает, что нарушения пункта 10.1 ПДД в данном случае всё же нет. Это мнение разделяет и представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов:

— По разметке видно, что Land Cruiser тормозил, — поясняет он.

А насколько оправдана попытка увернуться в ту же сторону, куда уходит «Волга»? Николай Попов считает, что, в целом, оправдана:

— С точки зрения логики, конечно, можно было остаться в своей полосе, но предполагать, как будет вести себя водитель на встречной полосе очень тяжело, тем более в такой короткий промежуток времени — доли секунды. А если бы водитель «Волги» уходил не на обочину, а двигался прямо или пытался вернуться в свою полосу, манёвр Land Cruiser спас бы ситуацию. В конце концов, если бы водитель Toyota «спал», он бы не пытался маневрировать и было бы столкновение лоб в лоб.

Измерение ширины полотна на месте аварии

Близкой точки зрения придерживается и Дмитрий Ларионов:

— Манёвр оправдан, особенно если учесть, что «Волга» на встречной полосе была не одна. Правда, в подобной ситуации я бы советовал водителям обязательно включать поворотники: это может спасти жизнь.

Увернуться от встречного автомобиля не так просто, как иной раз кажется по видео: ситуация развивается быстро и в непредсказуемой манере. В первую очередь водитель должен готовиться тормозить: даже если это не спасёт от ДТП, снизит последствия. Что касается манёвров, обычно их совершают рефлекторно, на интуиции, и успех зависит от удачи не меньше, чем от мастерства.

При этом манёвры водителя, который ехал в своей полосе, могут быть интерпретированы против него. Характерный пример: прошлогоднее ДТП бывшего вице-губернатора Челябинской области Андрея Косилова, которое случилось на трассе между Екатеринбургом и Челябинском.

Предприниматель на своём Land Cruiser обгонял в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещён», когда впереди появилась Lada Vesta. Андрей Косилов не воспользовался возможностью сразу вернуться в свою полосу, хотя, судя по видео, шансы были. Lada Vesta попыталась объехать машину предпринимателя по встречной для неё полосе, но туда же увернулся Косилов.

Это дало ему возможность в первые часы после аварии заявлять, что «Lada вылетела мне на встречку». Но даже когда появилась запись, сторонники Косилова интерпретировали манёвр Lada как нарушение: дескать, не пытайся её водитель выехать на встречную полосу, аварии был не было. В целом, уход на попутную обочину считается более безопасным, чем выезд на встречную полосу, но в любом случае всё зависит от обстоятельств. И не никогда не пренебрегайте торможением: например, при подозрении на опасную ситуацию невредно коснуться педали тормоза хотя бы для того, чтобы автомобили позади увидели ваши стоп-сигналы. Если опасность нарастает — тормозите: этого требует пункт 10.1 ПДД, который чаще всего лежит в основе обвинительных приговоров для водителей.

 

12 Comments

  1. Поворотники в таких ситуациях резко повышают информативность. Поэтому для отработки механики не стоит забывать о них и в городе. Так принятое решение всегда будет совпадать с рефлекторным действием (которое перестанет отнимать время).
    Вообще, скорее всего, таких мелочей существует очень много. И если их грамотно доносить, да еще и использовать, эффективность может приятно удивить.
    А водители Волг — это особый класс с очень редкими исключениями.

    1. Да, Волга — тачка специфическая, от них лучше подальше держаться. Редкостный хлам, если говорить о поздних выпусках (для советского времени норм была).
      А насчёт поворотника как-то у нас был холивар знатный на тему, Ярослав Фёдоров рубился, что в такой ситуации не успеешь включить поворотник. Но как по мне, сценарии разные и бывает, что успеешь. Так что попробовать стоит, как ты правильно сказал, если это на уровне рефлексов, то само получится.

      1. Я бы не говорил так уверенно, если бы однажды не пришлось проверить на практике. Не то, чтобы я такой ас, просто само собой получилось и, как мне кажется, дало нужную информацию в нужную секунду.

      2. Правильно Ярослав сказал, не будет рефлекса, для аварийной ситуации. У нас получается как всегда, не читал но осуждаю, не бывал но отрицаю (утверждаю) и прочее. Сначала надо побывать в таковой ситуевине. А потом пытаться рассудить, а можно ли на рефлекторном уровне.
        Чел на крузаке судя по столбам (от 30 до 50 метров между которыми) идет на скорости от 108 км, и волга приближается пусть даже со скоростью 90. Четыре сотни метров они пройдут за 3-3,5 секунды, что и произошло, судя по качеству видео, волга вынырнула (показалась но еще не создала для водителя крузака опасности) за 6-7 столбов (от 350 от 180 метров), плюс время на оценку ситуевины и начало маневра проехав уже два с половиной столба ( но не забываем что и волга проскочила те же два столба), и вот вам расстояние в один столб от 30 до 50 метров. а это даже меньше тормозного пути одного крузака, ну а остановочный в полтора раза больше.
        Волга, ну ни при каких обстоятельствах не должна была лезть на встречную обочину, не успеваешь обогнать жмись по максимуму вправо к обгоняемому, а обочину всегда оставь встречке. На видео даже различимо, что обгоняемая фура, начала жаться вправо, но волгарь выбрал таран на встречной обочине.

      3. Ну, дуракам закон не писал, это известно, а так, выходя на обгон, нужно всегда просчитывать варианты на все случаи и в том числе стратегию ухода. У нормального водителя всегда палец на поворотнике (потому что при обгоне, напомню, мы им пользуемся дважды), поэтому показать, что собираешься уходить на встречную обочину можно вполне. Бывает, что время не позволяет, но иногда и позволяет. И поворотник должен включать в первую очередь обгоняющий, потому что для него ситуация более прогнозируемая — он же идёт на обгон, он просчитывает риски. Но и тем, кому он в лоб вышел, можно такую возможность предусматривать.
        Соглашусь лишь, что если ситуация сразу экстренная, рефлексом будет тормозить и крутить руль. Но, подчеркну, иногда полезно и поворотник включить, в том числе для задних — им-то тоже уворачиваться иногда приходится.

      4. Кстати, в прошлом году из Башкирии когда ехал видел пример успешного уворота на встречную обочину: XRAY полез вслепую вдоль фуры, встречный поток быстро шёл, он тормозил, не успел, съехал на встречку, вернулся — и норм. Подгузник поменял и дальше поехал

  2. лет 10 назад был у меня 1в1 такая же ситуация. тока я стал дальним моргать гонщику и он ушел на мою обочину. вот так и разъехались. отходняк потом приличный. ну и еще повезли что обгоняющий понял что я от него хочу

      1. это все что я успел придумать 🙂 вернее это неосознанно получилось так. повезло что он понял что я «хочу», а так бы хз как все вышло

      2. В любом случае моргание повышает тонус водителя впереди, так что наверное да, он действительно понял, что вы не из слабонервных.

      3. хз. потом крутя в голове «задним умом» я скорее пришел к мнению что это не проявление «слабонервности» 🙂 а проявление «какой то злости/упрямости что некто занял мою полосу да еще и меня на обочину толкает». но, повторюсь, это постфактум. как оно было в «момент» событий история умалчивает.

  3. Я был в такой же ситуации, в какой оказался водитель волги. Мне повезло разъехаться со встречным авто. Я также , как и волговод свернул на встречную обочину, а встречный автомобиль не совершая никаких маневров проехал по своей полосе. Причин успешного завершения моего маневра две. Во-первых, скорость моего автомобиля и скорость встречного автомобиля были меньше, чем у волги и крузака. А во-вторых, мне на встречу неспешно двигался караван из фур. Вероятность того, что фура съедет на обочину, чтобы уступить легковушке свою полосу минимальная, а вероятность того, что несколько фур друг за другом съедут на обочину, рискуя оказаться в кювете, вообще нулевая. Поэтому, когда я понял, что деваться некуда, я включил поворотник и снизив скорость съехал на обочину.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ