Как обманывают на АЗС (признания заправщика)

По сети распространилось видео, на котором человек, якобы работавший на заправке, рассказывает «как на самом деле обманывают людей». В его утверждения много откровенного бреда, но есть и рациональное зерно: мы выяснили, где тут правда, а где ложь.

Быстрый фактчекинг показывает, например, что бензовоз не может заливать в подземную ёмкость АЗС сразу 100 тонн бензина, потому что таких бензовозов попросту не бывает: по крайней мере, для гражданских заправок. Бензовозы на базе четырёхосного полуприцепа могут вмещать до 50 тысяч литров, что эквивалентно примерно 35 тоннам топлива. Но чаще используются цистерны в разы меньшего объема.

Далее «бывший заправщик» рассказывает, как при сливе 30 тонн подогревал бак снизу и за счёт расширения топлива опять получал 100 тонн, а 30 тонн «имел на халяву», получая «миллион двести на троих с кассирами». А люди, дескать, заливая в бак 50 литров, после его охлаждения получали 35 литров.

— Люди, проверяйте температуру бензина, когда заправляетесь, — подытоживает спикер. И это единственная трезвая мысль в его выступлении.

А как на самом деле?

Бензин при нагревании действительно расширяется, правда, получить 100 тонн из 30 тонн всё равно невозможно, потому что при расширении меняется объём, а не масса. Но даже если «заправщик» на видео оговорился, увеличить объем топлива втрое за счёт нагревания невозможно: для этого его нужно было бы нагреть на сотни градусов. Оно быстрее взорвётся, чем расшириться так сильно.

Тем не менее топливо действительно меняет объём при изменении температуры. Что интересно, при оптовых поставках его количество измеряется в тоннах (то есть по массе), при розничной продаже — в литрах (по объёму). То есть изменение плотности, в теории, позволяет «делать больше литров» из заданной массе. Насколько значим этот эффект?

Всё зависит от перепада температуры. Например, если 10 тонн топлива объемом 14 000 литров нагреть на 40 градусов, объем возрастёт на 670 неучтённых литров. То есть чисто теоретически такой способ может работать, хотя и не в тех пропорциях, что указал автор видео.

Получается, что АЗС, в целом, выгоднее торговать топливом летом, чем зимой? Ведь заправки покупают его в тоннах (килограммах), а продают в литрах, количество которых зависит от температуры.

В реальности эффект не настолько выраженный, потому что в подземных ёмкостях и летом, и зимой температура топлива не повторяет колебаний температуры атмосферного воздуха и меняется в пределах нескольких градусов. Но некоторые излишки топлива могут образоваться: например, если в период сильной жары резервуары постепенно прогрелись на дополнительные 5 градусов, объем топлива в них возрастёт на 0,6%. Это, кстати, больше погрешности в ±0,25%, которую должны обеспечивать АЗС с точки зрения точности дозирования.

Манипулировать этой величиной сложно, по крайней мере, если мы говорим о крупных сетевых заправках, которые на виду у клиентов и начальства. Подогреть несколько тонн топлива, скажем, на 40 градусов рискованно, а, главное, требует изрядной энергии, которую тоже нужно где-то украсть. Нагретое топливо будет парить и увеличится риск его воспламенения, в том числе при наливе в топливный бак.

Кстати, а не всё ли нам равно, какая температура топлива, если по факту АЗС заливает одно и то же количество литров? Не совсем: топливо нам нужно ради энергии, а она пропорционально массе топлива, а не объему. И при нагревании топлива количество энергии в его литре снижается, то есть получается небольшой «обвес», но не с точки зрения литража, а по энергетической ценности этого литра. И доказать что-то, по сути, невозможно: колонки настраиваются именно на «литровую точность».

При этом недоливы топлива на АЗС — явление очень распространённое, просто способы другие. Идея ввести за такой обман оборотные штрафы (то есть в пропорции от выручки) только обсуждается и поймать АЗС на недоливе в реальности очень сложно.

Наиболее популярным и безопасным способом обмана является такая настройка топливораздаточной колонки, чтобы она недоливала на больших объёмах. При проверке точности ТРК в России используются мерники объемом 5 или 10 литров, поэтому, например, проверить точность заправки на объеме 30 литров технически сложно и «не по ГОСТу».

Потому для нечистоплотных заправщиков есть более простые способы обмана, чем нагрев топлива до устрашающих температур.

14 Comments

  1. «Наиболее популярным и безопасным способом обмана является такая настройка топливораздаточной колонки, чтобы она недоливала на больших объёмах. При проверке точности ТРК в России используются мерники объемом 5 или 10 литров, поэтому, например, проверить точность заправки на объеме 30 литров технически сложно и «не по ГОСТу».»

    Интересно что у ГПН регулярно акции при заправках от 30л. совпадение? 🙂

  2. Все это не развод клиента. А развод молодого оператора АЗС, или владельца АЗС.
    Хоть топливо и покупается тоннами, но сливают его в емкости и меряют по объему. И да при сливе с топливозаправщика действительно важна температура. В земле действительно подогреть сложно, а вот в автоцистерне запросто (да еще по такой жаре, да на дальняк). Ну да это не совсем к винкам, а к малому бизнесу.

    1. Наверное, такой способ обмана со стороны бензовозчиков возможен, но опять же в отношении АЗС, которые совсем уж не следят за хозяйством, потому что при сливе топлива температура должна измеряться, а чтобы получить какой-то навар, подогреть нужно капитально, а не на полградуса.

  3. «не развод клиента. А развод молодого оператора АЗС, или владельца АЗС.» именно их и облапошивают. а не клиента.
    «подогреть нужно капитально, а не на полградуса.» ну вот представь, топливо куплено у транснефтепродукта в п. Полевом-Н-синеглазово, и его необходимо доставить в поселок Париж или Еленинку, ну или любое другое село Карталинского района, плечо около 300км+50, едет АЦ-8или12дм3 причем старенький камаз со старенькой цистерной, на улице +25. Да нормально он нагреется к моменту отгрузки.

    1. Я согласен, но это явление абсолютно естественно, и если АЗС его не учитывает… ну, что сказать. Тут даже без злого умысла в накладе останешься. Это уже история не про мошенничество, а про полное непонимание того, что и зачем ты делаешь. Я, кстати, не знаю точно. но подозреваю что на НПЗ топливо отгружают ни при 0 градусов, а плюс-минус про 20 градусах (летом).
      Соглашусь, однако, что если на АЗС совсем поверхностно к делу относятся, можно оставить бензовоз на палящем солнце, нагреть его, грубо, до 40 градусов и получить, в принципе, несколько бесплатных баков.

      1. «… можно оставить бензовоз на палящем солнце,…», зимой можно оставить бензовоз на 40-гражусном морозе, и угореть на несколько баков… 🤔
        Подогреть 30-40 тонн за пару часов, пока бензин едет с нефтебазы до АЗС, это ж какой подогреватель надо иметь… На Азс тоже не балбесы принимают, они не враги своему карману. Есть пара знакомых, ушедших с бензовозов именно по причине тотального контроля за перевозками.
        Реальнее воровать непосредственно на азс, регулируя налив колонок. Безин покупают понемногу, поэтому для легковых тема не особо актуальна. Другое дело дизтопливо, его по 300 — 500 л. берут, есть где развернуться. Много раз буквально хватал за руку, но толку никакого. ☹️

      2. Так и я про то. Все рассуждения на тему «подогреть бензовоз» упираются в экономику этого процесса, ибо чтобы его подогреть, нужно сжечь примерно столько топлива, сколько потом украдёшь 😀 Ну и вариант на жаре оставить канает, только если АЗС совсем безголовые, об чём также писал.
        ЗЫ разведка донесла, что ты вернулся к любимому делу? Можно поздравить? )))

      3. Чтобы продать что-нибудь ненужное, надо купить что-нибудь ненужное (с)

  4. Ага. И то что после охлаждения 50л сожмутся аж до 35л. Купил ты в магазине душном 5л воды — дома поставил в морозилку и стало 3.5)

    1. ))) Если что, то плотность льда меньше воды, поэтому объём будет больше, а не меньше.

  5. «Вернулся» — слишком сильно сказано. Скорее, пытаюсь втиснуться в переполненный рыночный автобус. Да и «любимым делом» я бы это не назвал. Так что наш разведчик излишне оптимистичен. 😁

    1. Ну это я от себя добавил. Чтобы придать ситуации загадашности. Не, ну вот меня самого иной раз уже подташнивает о машин, но когда дорога, погода и настроение хорошие — ну кайф же

  6. Пару раз сталкивался с наглым способом обмана , когда топливо вообще не наливают. Этот способ можент проканать когда водитель привык заливать понемногу на 200-300 р. при такой заправке указатель топлива на приборке может едва сдвинуться, поэтому сложно отследить факт заправки.
    Другой вариант, когда ты заливаешь 10,например, а перед тобой водитель тоже заливал 10л. Наглый заправщик не включает колонку совсем, а табло колонки показывает результат запраки предидущего клиента 10л.
    Бороться просто. Всегда брать чек и открывать подачу бензина в пистолете после оплаты. Если есть возможность, то после заправки можно заглянуть в бак. На мотоцикле работает. )
    Последний раз попытка такого развода была на заправке перед бродокалмаком. Я заливал 5л в бак мотоцикла. 5л это больше чем полбака (9л), поэтому даже при отсутствии указателя топлива хорошо видно сколько бензина в баке. Тетка на АЗС на несколько секунд включила колонку, чтобы я услышал, что колонка отработала. Из пистолета ни капли не вылилось, так как я никогда не включаю пистолет заранее, когда заправляю мотоцикл. Подхожу к мотоциклу, а бак пустой. Жду когда тетка включит насос, а тетка пытается изобразить , что процесс окончен и я могу отчаливать. )) В конце концов она залила бенз. после нескольких минут препирательств.

Добавить комментарий