«Парфюмер»

После постов о Даниле Багрове и Гумберте Гумберте, которых я считаю маньяками и людьми недостойными, настало время похвалить моего любимого персонажа — Жана-Батиста Гренуя. Он, правда, тоже маньяк и даже похлеще тех двоих.

Сходу даже не скажешь, почему мне нравится «Парфюмер» Зюскинда. Без психиатрической экспертизы тут не обойтись. Как-то смотрел одно из последних интервью Курта Кобейна перед тем, как он вышиб себе мозги. И там Курт в очень светлой и расслабленной манере рассказывает о любимой книге — «Парфюмере».

У Кобейна есть песня Scentless Apprentice по мотивам книги, но слушать эту пилораму невозможно 🙂

Я сделал вывод, что «Парфюмер» заходит людям с определённым складом характера, интровертам, деструкторам и любителям мятного чая. В общем всем, кто ищет любовь, но от невозможности найти даёт крен в область разных маний.

Гренуй, конечно, человек конченный, а точнее, даже не начавшийся. Он сосуществует с обществом как бы параллельно, соприкасаясь в силу практических нужд. Как многие достойные люди вообще.

Общество потеряло авторитет в его глазах ещё в те первые годы жизни Жана-Батиста, когда люди полностью отвернулись от него и не дали впитать свой запах. Тем не менее, будучи убийцей с точки зрения УК и прочих регламентов, он не является убийцей внутри себя (что не уменьшает чудовищности его деяний). Он убивает не из мести, что в его ситуации уже выглядит добродетельно.

Если бы я был судьёй, который должен вынести смертный приговор Жану-Батисту, я бы сделал это, но перед этим сказал бы: «Рад познакомиться с вами! Получил истинное удовольствие от изучения вашего дела! А теперь прощайте!».

«Парфюмер» для меня — это роман, в которой все аспекты гениальности показаны в неприлично обострённой форме. У Жана-Батиста есть и природный дар, и терпение его взрастить. А ещё — взаимная нелюбовь к людям, проблемы с самоидентификацией (отсутствие запаха) и необходимость маскироваться среди людей с помощью запаха мочи и дерьма. Кстати, нужное умение, если вы обитаете в соцсетях.

В общем, если воспринимать некоторые вещи в иносказательном ключе, вы можете разглядеть в Жане-Батисте черты многих выдающихся людей, скажем Винсента Ван Гога или Имманиула Канта.

В книге есть несколько очень смачных сцен, например, как записная посредственность Бальдини пытается скопировать успешные духи «вонючего хорька Пелисье» (конкурента), разлагая их на атомы и копируя рецепты. Или как шарлатан-учёный маркиз де ла Тайад-Эспинасс (имя скопировал из Википедии) создаёт теорию о старении из-за близости к земле. Что-то вроде нынешнего заговора Covid+5G.

Но что мне нравится в Гренуе больше всего — это его бескомпромиссная тяга к абсолюту. Трудно даже понять, является ли эта тяга следствием детских травм и отсутствия якоря или же она проистекает из обострённого таланта. Но само стремление создать величайших запах, когда ты наделён величайшими способностями — это прекрасно. Гренуй не был зациклен на убийствах как таковых. Он не убивал из-за чувства недооценённости, хотя имел мотивы. Если бы для поиска идеального запах нужны были деревья, Жан-Батист стал бы лесорубом. Если бы нужны были звёзды, он первым бы вышел в открытый космос.

Концовка в книги, в которой Жана-Батиста разрывает на куски обезумевшая от восторга толпа, и неожиданна, и замечательна. Толпа, столько лет отвергавшая Гренуя, пропиталась вдруг к нему необъяснимой любовью, лишний раз показав природу толпы, вечной жертвы манипуляций. Убийца Гренуй дал толпе то, чего она так долго не могла найти сама — любовь. Но получив её, толпа всё равно не смогла ей распорядиться, хотя это уже не вина того, кто искал абсолют. R.I.P.

Интересно, что «Парфюмер» — единственный роман Зюскинда. У него вообще мало произведений: несколько повестей и рассказов. При этом они классные: я тут недавно начитывал «Тягу к глубине».

PS только не судите о «Парфюмере» по фильму — он настолько поверхностный, что впору в самом деле считать Жана-Батиста заурядным маньяком.

13 Comments

  1. Раз нельзя судить по фильму, то промолчу. Скажу только, что я в своей жизни не смогла читать две книги — вышеупомянутого «Парфюмера» и «Дом, в котором…» Мариам Петросян. Настолько физиологически неприятные произведения. Я очень точно помню, что меня начало тошнить на 12-й странице «Парфюмера». Я ещё подумала тогда, что не дошла даже до библиотечного штампа (а он на 17-й ставится). «Дом, в котором…» читался среднеотвратительно, но терпимо. От некоторых сцен хотелось сходить в душ или подышать на балконе минут 10 целительным воздухом Челябинска. Но потом я дошла до описания коридора, в котором окна по обе стороны были закрашены чёрной краской — и у меня впервые в жизни случился приступ клаустрофобии. И я решила, что творение Петросян отныне пойдёт своей дорогой и мимо меня.

    1. Там много натурализма, но почему-то меня не оттолкнуло. Ну да, люди и всё, что вокруг них, воняет. В этом, кстати, один из посылов книги. И Жан-Батист с его отсутствующим запахом в некотором смысле является чистой сущностью.
      Я вообще не отличаюсь хорошим нюхом и потому мне была любопытна сама идея представить мир в виде запахов: своеобразный писательский челлендж. Возможности Гренуя, возможно, преувеличены с точки зрения человеческой физиологии, но даже в этом преувеличении мне видится что-то правильное. Ведь гениальность и должна быть выше физиологии.
      При этом Гренуй — абсолютно творческая, любознательная личность, трудолюбивая (пытался выпаривать эссенцию из камней) и внутренне богатая (сидя добровольно в какой-то норе, столько ярких эмоций пережил).
      Но тут я тебя понимаю, потому что когда возникает антипатия к герою, остальное уже вторично. Вот мне примерно также Багров противен, ничего не могу с собой поделать.

      1. Наверное, это нормальное восприятие человека со средним нюхом. Рождённое любопытством: а как оно? Вот у меня нюх выше среднего: не как у Гренуйя, конечно, но я могу учуять просрочку через вакуумную упаковку (с условием, что рядом не будет источника другого запаха). И для меня описанное в книге, наверное, примерно так же воспринималось, как рок-концерт собакой — невыносимо.

      2. Да там, в общем, не в нюхе как таковом дело, можно назвать это обострённым видением. Он не просто запахи различает, он как бы сущность явлений воспринимает обострённо.

  2. Меня из недавно просмотренных впечатлил фильм Мы (Us). Некоторые сцены прям врезались в память крепко. И есть параллели с протестами в США.

    1. Суперский фильм, да. Я сначала думала, что тупой ужастик, но там есть подтекст и контекст, конечно.

  3. Пересмотрел интервью с Кобейном (часть про «Парфюмера»), он там описывает сцену, где Гренуй уходит в поля подальше от людей и бежит от любого человеческого присутствия (а чует он дай бог), пока не обнаруживает ту самую гору с норой, где проведёт сколько-то времени. И Кобейн говорит I can relate to that (я могу примерить эту ситуацию на себя). Вот, в общем, и ответ, почему Парфюмер заходит его поклонникам. Некоторые могут relate to that.

  4. «Я сделал вывод, что «Парфюмер» заходит людям с определённым складом характера…В общем всем, кто ищет любовь, но от невозможности найти…»
    Артём, вы теперь на вокзале жить будете?))

    1. Курт-то, кстати, с Кортни душа в душу жил. Ну, там есть вопросы разные, но с его стороны-то всё было очень даже

Добавить комментарий