Почему Челябинск остаётся «столицей ржавых пазиков»

Маршрутка №66: формально она должна быть почти новая, но, по данным онлайн-картотек, выпущена 10 лет назад

Челябинец Александр Хлопов уже не первый год борется с маршруточным беспределом в городе: это он придумал нейросеть для ловли нарушителей и заспамил администрацию результатами её работы. А недавно он обратил наше внимание на материалы, из которых ясно, как Челябинск превратился в столицу ржавых пазиков. В качестве иллюстрации Александр проанализировал маршрут №66, но похожая логика применима и к другим челябинским перевозчикам.

Как получают маршруты

Пассажирские перевозки в России подчиняются закону 220-ФЗ 2015 года. Не углубляясь в детали, любой перевозчик должен быть включен в реестр маршрутов, для чего необходимо пройти конкурсный отбор. Критериями являются низкая аварийность, опыт работы и качество автопарка.

Такие конкурсы проводятся в Челябинске регулярно. Например, весной этого года разыгрывалось право возить людей по маршруту №66, который соединяет Шершни с Ленинским районом. Победителем конкурса признано ООО «Урал-Дом».

Смелая заявка «Урал-Дома»

Вот что интересно: ООО «Урал-Дом» заявило на конкурсе предельный возраст своего транспорта в 1 год (на момент подведения итогов). Подтверждение этому есть в реестре маршрутов на сайте управления транспортом.

В конкурсе победила компания, заявившая предельный срок эксплуатации машин — 1 год

При этом в самих условиях конкурса не было столь жёстких требований. Выбор перевозчика осуществлялся вычислением баллов: например, если срок эксплуатации самой старой машины превышает 10 лет — за параметр «Возраст» перевозчик получал зеро. А вот если машины не взрослее 1 года, перевозчик получал 10 баллов. Также баллы начислялись за автомобили с видеорегистраторами, безналичной оплатой, кондиционерами и так далее.

Были и другие требования, например, для машин малого класса в Челябинске предельный срок эксплуатации составляет 5 лет, для среднего и большого — 7 лет. Об этом, например, заявлял нам специалист управления транспорта Челябинска Евгений Талыпов.

Чем выгодны «молодые на бумаге» машины

ООО «Урал-Дом» заявилось на конкурс с годовалыми машинами, то есть, почти новыми. Для чего нужно было перевыполнять требования по возрасту? Ответ становится очевидным при внимательном изучении результатов конкурса, протокол которого несложно скачать.

На него заявлялось три компании: помимо «Урал-Дома» — это ООО «Консул» и ООО «ЕСТА». «Консул» значительно уступал по баллам (59), а вот «Урал-Дом» и «ЕСТА» шли ноздря в ноздрю — 68,7 и 67 баллов соответственно. То есть «Урал-Дом» победил с перевесом в 1,7 балла, а каждый лишний год возраста маршруток снимает по одному баллу. То есть заявить практически новый автопарк выгодно для набора дополнительных баллов. К слову, годовалые машины заявили все участники того конкурса, то есть победить в нём должна была компания с практически новым автопарком.

Старушки вместо молодушек

При этом, по утверждению Александра Хлопова, на маршруте №66 работают автомобили, возраст которых превышает не только 1 год, заявленный по контракту, но и 5-7 лет, о которых говорили в управлении транспорта. Например, вот этот аппарат с госномером Х002ЕР174, по данным сайта autoteka.ru, выпущен в 2008 году. Тут, правда, можно заявить, что автомобиль 11 лет провёл на консервации, но возрастных автомобилей на маршруте 66 — целая дюжина, и сложно поверить, что все они стояли в таинственном гараже до 2019 года, ожидая челябинского конкурса.

Эта машина выпущена в 2008 году, хотя точный срок её эксплуатации неясен

Автобус активно эксплуатируется: нейронная сеть, которую разработал Александр Хлопов, регулярно выявляет его нарушения. Ниже подборка июньских кадров, где эта маршрутка высаживает пассажиров вне остановочного комплекса.

Нейронная сеть Александра много раз поймала маршрутку с госномером Х002ЕР174 на нарушениях, но власти почему-то их всё равно не видят

И это — не единственный пример: программа Александра обнаружила на маршруте №66 машины 2006, 2007, 2008, 2010, 2011 годов выпуска и так далее. Откуда они появились на маршруте и как это соотносится с условиями контракта — загадка.

Куриная слепота властей

Но ведь власти должны проверять соответствие заявки реальности, разве нет?

— По условиям этого конкурса победитель должен была предоставить 25 новых автобусов разного класса, и это легко проверялось тем же управлением транспорта Челябинска, — рассуждает Александр Хлопов. — Но, по моим оценкам, минимум половина автопарка, работающего на маршруте №66 сейчас, не удовлетворяет этому критерию.

Возраст техники можно проверить и уже после начала обслуживания маршрута, но ни одно ведомство не выявило глобальной проблемы.

Александр получил несколько ответов от чиновников. Так, заместитель главы города по дорожному хозяйству и транспорту Максим Куляшов пояснил, что с января 2020 года проведено 38 мероприятий по проверке качества работы транспорта. Результат? Несколько водителей и предприятий были привлечены к ответственности, а их руководству выписаны требования об устранении нарушений. Но в остальном работа маршрутов идёт своим чередом.

По подсчётам Александра, минимум половина маршруток №66 не удовлетворяет критериям конкурса

Глава Челябинска Наталья Котова в ответе на запрос конкретизировала, что по маршруту №66 проводилось несколько проверок, но, например, 29 апреля 2020 года не было выявлено ни одной единицы транспортных средств данного маршрута, а 21 мая 2020 года водитель и должностное лицо ООО «Урал-Дом» были привлечены к административной ответственности по статьям 12.31.1 КоАП и 11.33 КоАП. Речь идёт о штрафах порядка 10 тысяч рублей для должностных лиц, что при единичном наказания не является серьёзным препятствием, когда на кону миллионные обороты транспортных компаний. Попутно госпожа Котова пояснила, что за состояние автобусов, выходящих на линию, полностью отвечает руководство транспортного предприятия.

Если переводить эти ответы с бюрократического языка на русский, получается, что власти по-прежнему не замечают проблему и не применяют системных подходов для её решения.

— Если компания заявляет одни машины, а по факту использует другие, её нужно лишать права работать на данном маршруте, а не просто штрафы выписывать, — считает Александр Хлопов.

Но дело ограничивается формальными мероприятиями и небольшими штрафами. Очевидно, что при таком подходе манипуляции с характеристиками маршруток «рентабельны», ведь тот же новый ПАЗ стоит 2-3 млн рублей, тогда как десятилетний можно приобрести за 0,5-1 млн рублей. А вот за этот ПАЗик 2012 года просят всего 280 тысяч.

Мы попытались связаться с директором ООО «Урал-Дом» Альфиёй Даутовой, но оперативно получить комментарий не удалось. Мы готовы привести точку зрения перевозчика на проблему.

Не только маршрут №66

Александр Хлопов отмечает, что проблема старых ПАЗиков характерна не только для маршрута №66:

— Его я привожу в качестве наиболее яркого примера, но в запросе Наталье Котовой я также указывал на состояние техники маршрутов №3, 22, 23/32, 42/49, 77, 91, и во всех случаях получил ответ, что вопрос находится на совести самих перевозчиков.

Получается шито-крыто: власти предъявляют к маршруткам требования, выполнение которых де-факто добровольно. Реальных рычагов воздействия на маршрутчиков или нет, или власти не хотят их применять.

One Comment

  1. Тут как бы все всё понимают. Альфия Даутова активно башляет администрации, чтобы та закрывала глаза. И продолжаться это будет до тех пор, пока либо не случится какой-нибудь ужасной аварии, после которой начнут казнить всех, кто под руку попадётся, либо пока кто-нибудь не нажалуется Обнулённому. И это просто позор. Позор и власти, и нам, кто эту власть допустил.

Добавить комментарий