Реформа ОСАГО и камеры: финишная прямая

Появляются всё новые подробности грядущей реформы ОСАГО, запланированной на конец августа. Два главных изменения: страховым позволят наказывать «неудобных» водителей, а тарифный коридор расширят на 10%. Из хороших новостей — обсуждается снижение территориального коэффициента для ряда «дорогих» регионов. Но главное, одновременно с реформой ОСАГО должен заработать контроль полисов с помощью камер видеофиксации. Все подробности об августовской реформе ОСАГО — в нашем материале.

«Гонщик» заплатит больше

Мы уже писали, что повышающего коэффициента для нарушителей не будет. Вместо этого компаниям разрешили формировать свою сетку повышенных тарифов и определять критерии, по которым водитель считается неблагополучным. В законе лишь прописаны нарушения, которые можно принимать во внимание — это пьяная езда, побег с места ДТП, причастность к тяжёлым авариям, а также многократный проезд на красный, превышение скорости более чем на 60 км/час или выезд на встречную полосу, где это запрещено. В зачёт не идут нарушения, зафиксированные камерами.

Увеличенный тариф получат нарушители, чьи проступки выявил инспектор

В законе появляется скользкая оговорка, что повышенный тариф может применяться при наличии иных факторов, повышающих вероятность или размер потенциального вреда. Эти факторы страховые определят сами, то есть на практике они могут включить в группу риска владельцев автомобилей определённой марки или даже цвета.

Тарифы вырастут на 11%

После скандальных попыток принять закон «о дорогом ОСАГО» в прошлом году, казалось, власти ограничились косметической реформой, которая наказывает рублём только рисковых водителей. Но уже летом Банк России анонсировал очередное расширение тарифного коридора на 11% в обе стороны. Это означает, что максимальный тариф возрастёт с 4942 до 5436 рублей.

В теории увеличенные ставки должны получить нарушители ПДД, однако закон не ограничивает страховые компании в выборе тарифов и для обычных автомобилистов. Поэтому если «рентабельность» ОСАГО в очередной раз снизится, страховка может подорожать для всех. В настоящий момент в России наблюдается снижение средней страховой премии по ОСАГО, хотя отчасти это связано с тем, что обладатели наиболее дорогих страховок всё чаще отказываются от полиса вообще.

Региональные коэффициенты планируют снизить

Первый вариант реформы ОСАГО подразумевал полный отказ от территориальных коэффициентов, которые в среднем для крупных городов составляют 1,5-2 единицы. Однако страховщики заблокировали этот вариант, и в 2020 году коэффициенты остались. Теперь Банк России предусмотрел их снижение в пределах нескольких процентов для десятков российских городов.

В это число попали и Мурманск с Челябинском, где территориальные коэффициенты были максимальными — 2,1. Для них предлагается коэффициент 1,99. Кроме того, снизятся ставки в Екатеринубрге, Нижнем Новгороде, Уфе, Архангельске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Самаре, Казани, Перми, в Москве и ещё ряде городов.

Всё это содержится в указании Банка России, которое, в случае принятия, вступит в силу с 24 августа 2020 года одновременно с реформой ОСАГО.

Аварии с пострадавшими будут поводом для назначения высокого тарифа по ОСАГО

Ежедневные штрафы — это прецедент

С 24 августа планируется запуск системы, которая позволит штрафовать автомобили без полиса ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации.

Сам по себе размер штрафа остаётся неизменным — 800 рублей. Однако выписывать его камеры смогут, судя по всему, ежедневно, то есть в течение месяца общая сумма штрафов может приблизиться к 24 тысячам рублей — сравнимо со стоимостью дорогого полиса.

О проверке ОСАГО с помощью камер говорят уже пять лет. На первый взгляд, система проста: комплекс видеофиксации распознаёт госномер автомобиля и сравнивает его с базой данной АИС РСА. При отсутствие номера в базе, владельцу машины выписывается «заочный» штраф 800 рублей.

На практике всё сложнее. Во-первых, базы страховщиков (АИС РСА) и ГИБДД относятся к разным ведомствам, и для работы системы понадобилась их оптимизация и создание промежуточной базы, которая связываем вместе госномера автомобилей и наличие у них страховок. Во-вторых, если обычные камеры фиксируют лишь машины с нарушениями, то при контроле ОСАГО нужно распознавать госномера всего потока и отправлять тысячи запросов, что повышает нагрузку на сети и серверы. В-третьих, для исключения ложных срабатываний необходимо учесть все факторы, в том числе время, которое необходимо для попадания информацию в базы данных после покупки полиса.

Для контроля полисов используются те же камеры, но их работа будет более интенсивной: контролируется 100% потока

В пилотном режиме система работает в столице с конца прошлого года. В ответ на наш запрос в «Российском союзе автостраховщиков» рассказали, что за это время обработано более 3 млн запросов. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сказал:

— Технически и организованно мы готовы к взаимодействию с ГИБДД, и это касается как проверки полисов с помощью камер, так и передачи информации о грубых нарушениях, которые учитываются при определении цены полиса.

Тем не менее, в регионах могут возникнуть проблемы, потому что степень интеграции баз данных везде разная.

— Важно, чтобы внутри ГИБДД существовало единое техническое решение как для Москвы, так и для регионов для обмена данными с РСА. Сейчас в регионах совершенно по-разному организованы фиксация нарушений и составление протоколов, — объяснил Евгений Уфимцев.

Тем не менее, опыт столицы наверняка будут внедрять и в регионах. Хотя бы потому, что альтернатив нет: если не ввести тотальный контроль за полисами ОСАГО, их перестанут покупать именно те, ради кого и затевалась вся реформа — злостные нарушители правил. И тогда, как обычно, увеличение цены полиса в очередной раз ляжет на водителей, которые ездят без аварий.

3 Comments

  1. А еще нас ждет новая Единая методика, и цены на запчасти там будут еще смешнее, и ни чего с этим даже мы поделать не сможем. Так что виновником ДТП становится на сегодня очень опасно для семейного бюджета, потому как СК заплатит по справочникам и с износом, а виновник по средним ценам или ценам дилера и без износа доплачивает.
    Артем, а может статейку про дорожную разметку написать. Еще с полмесяца назад, я обрадовался, что и разметка на перекрестках нормальная появилась, и даже траекторию направления стали на многих перекрестках делать если полосы смещаются, правда знаки так и не изменили. Но вот уже неделю езжу и понимаю, что от этой разметки, которую стало ни хера не видно толку нет. Она полностью сливается с цветом асфальта. БЛТ, понятно что асфальт нагрет, что вся битумная хрень течет и плавится и конечно же превращает белое в черное. Одним словом трэшшш

    1. Согласен с ЯРиКом насчет кривых перекрестков. Разметка разметкой, а где знаки? Чуть не ежедневно вижу аварийные ситуации на Победы — Чичерина. Две полосы уходят налево, и вроде бы логично прямоедущим перестроиться влево, но не для всех это очевидно. Да, за неделю косую разметку ухайдокали, а как будет выглядеть здесь боковое столкновение в глазах гаишников? Где знаки необходимы, там их нет, а где без них вполне можно обойтись — устанавливают чуть не в лесу. Дорогая редакция, повлияйте, пожалуйста! 😪

  2. Вот кстати не самый, но все таки уебищный перекресток, водила особенно не местным не совсем понятно что два левых ряда поворачивают, а 4 правых смешаются влево. Отсюда и дтп примерно вот так. https://vk.com/video-113724409_456243973 здесь конечно и красненький долбогрыз, но все же

Добавить комментарий