Забытое слово восьмидесятых — дефицит — вернулось благодаря пандемии: с начала лета всё острее ощущается нехватка автомобилей, и ситуацию в августе сами автодилеры называют беспрецедентной. Помимо остановки производств из-за пандемии сказалась пора корпоративных отпусков, из-за которых заводы простаивали в июле и августе. Мы выяснили, какие автомобили в наибольшем дефиците.
Мировой автопром лихорадит давно: ещё зимой на карантин попали многие азиатские заводы, в апреле один за другим останавливались российские. За первые семь месяцев 2020 года выпуск автомобилей в России упал на треть. Поначалу это происходило на фоне рухнувшего спроса, который в апреле снизился на рекордную величину — сразу втрое. Поэтому в первые месяцы пандемии дефицита не ощущалось: большинство автосалонов сначала были закрыты, а затем работали в усечённом режиме.
Но летом рынок быстро восстановился и в июле показал рост на 7% относительно июля 2019 года. Результат во много связан с отложенным спросом, а также негативными ожиданиями россиян: автомобили продолжают дорожать и принцип «раньше купил — дешевле вышло» сохраняет актуальность.
Сложности отмечают дилеры по всей стране, в том числе и в Челябинске. Коммерческий директор группы компаний «Регинас» Сергей Попов рассказал, что дефицит ощущается по разным моделям и брендам, а продажа наиболее популярных автомобилей идёт «с колёс» — покупатели забирают их прямо с автовоза. Из брендов «Регинаса» наиболее острый дефицит у марки Kia, при том, что родственный Hyundai чувствует себя немного лучше. Также ощущается нехватка Nissan X-Trail: завод под Питером объявил о сокращении четверти сотрудников ещё весной.
— Поскольку у нас в портфеле много брендов, мы в более выгодных условиях, — поясняет Сергей Попов. — Например, если в какой-то момент нет популярных комплектаций Kia Rio, мы предлагаем клиенту хороший выбор Skoda Rapid в соседнем автосалоне.
Генеральный директор сети автосалонов «Сатурн» Александр Мещеряков рассказал, что дефицит автомобилей весьма силён.
— К ограниченным квотам предыдущих месяцев добавился плановый корпоративный отпуск автопроизводителей, — поясняет Александр Мещеряков. — В августе заводы традиционно останавливаются для проверок, ремонта и модернизации, отправляя персонал в отпуск. В предыдущие годы мы всегда создавали складские запасы, но сейчас из-за ограниченного производства в предыдущие месяцы накопить склад не получилось.
К началу этой недели, по словам Александра Мещерякова, на складах «Сатурна» осталось 30 автомобилей Lada (на три дилерских центра) и 45 свободных Renault (на четыре дилерских центра).
— Некоторые модели закончились в принципе, — добавляет он. — Практически нет Lada Xray, Vesta SW Cross, Renault Logan и так далее.
Первые августовские автовозы пришли только в конце прошлой недели, так что ситуация должна постепенно исправиться: ряд производителей планирует наращивать выпуск в сентябре.
Так, АВТОВАЗ был в корпоративном отпуске с 27 июля по 17 августа, а с сентября планировал перейти на четырёхдневную рабочую неделю. Однако быстрое восстановление спроса скорректировало планы: две последние недели августа и сентябрь тольяттинский завод будет работать по шестидневке. Правда, одним из мотивов к этому стал крупный госзаказ на 15 тысяч Lada.
В компании «Планета Авто» рассказали, что ощущается дефицит автомобилей Hyundai, и в настоящий момент спрос превышает предложение: сотрудники дилерского центра записывают контакты желающих и ориентируют их по датам поставки. Ближайшие автовозы, фактически, раскуплены, но ситуация постепенно улучшается, и в сентябре баланс должен восстановиться.
А вот китайская марка Chery, по данным «Планеты Авто», наоборот сумела создать запас машин и особенных проблем с их наличием нет. Неплохо дела у Skoda и Volkswagen, популярные модели которых выпускаются на калужском заводе концерна. Однако предприятие находилось в корпоративном отпуске с 3 по 21 августа, что может спровоцировать дефицит некоторых комплектаций в сентябре.
Ощущается нехватка автомобилей и у китайских марок. Так в компании «Аверс Авто» сообщили, что есть ограничения по выбору кроссоверов марки Haval, которая в остальном демонстрирует аномально хорошие результаты: отгрузки машин по статистике АЕБ по итогам 7 месяцев выросли аж на 82% на фоне падающего рынка. Другой бренд «Аверс Авто», Changan, также испытывает некоторые сложности с поставками. В компании пояснили, что летом удавалось обеспечивать спрос за счёт накопленного склада автомобилей, а сейчас в наличии есть отдельные комплектации кроссоверов.
Восстановление спроса усугубило и другую тенденцию — подорожание машин, которое началось ещё весной из-за обвала курса рубля. Например, в августе Nissan Qashqai прибавил 58 тысяч, Renault Arkana — 15 тысяч, Kia Rio — 5 тысяч рублей, кроссоверы Skoda — до 42 тысяч, популярные модели Toyota — 28-86 тысяч (данные аналитического центра «Цена авто»).
Оживился и рынок автомобилей с пробегом, который только в июле прибавил 14% относительно прошлогодних результатов.
Из чистого любопытства — что за госзаказ на 15 тысяч «Лад»?
Башмаков
P.S. Авторизация комментаторов через ВК сама отвалилась или ты ее отключил? Или же это только у меня проблемы…
Денис, в последние дни ничего не менял, но месяца два назад оболочка обновилась у сайта, я сам теперь только с альтернативной учётки могу заходить (как видишь).
А подробностей о госзаказе нет, пишут только, что он есть. Видимо, правительство впопыхах кинуло кость умирающему от голода 😀