А ваши дети когда поняли, кем хотят стать? Мой сын в его одиннадцать особых склонностей не проявляет. Нет, меня это не напрягает — время ещё есть. Но когда ребёнок бредит, условно, самолётами, можно использовать эту страсть как стимул к изучению физики или хотя бы физкультуры, а у нас пока ничего конкретного. Ни даже намёков.
Я сам годам к одиннадцати тоже считался беспутным, но кое-какие маяки имел. Наши стремления часто шли от дефицита. Скажем, я был увлечён автомобилями, потому что из транспорта в семье был только пылесос на колёсиках (потом появилась собака). Я всем заявлял, что хочу быть автомобильным конструктором и рисовал в блокнотах схемы вечных двигателей (не пригодились). У моего друга, тоже из семьи безлошадных, подобная фиксация привела к тому, что он до сих пор занимается покупкой и восстановлением машин из тех самых лет, когда нам было по одиннадцать.
Но рождённые в XXI веке отличаются от нас сильнее, чем кажется. Я готов был душу продать за арбуз и тем более банан — сын равнодушен к фруктам. Меня тянуло на улицу — сын домосед (окей, смартфонофил). Он не мечтает годами об условном самокате, потому что у него было три. Мы не то что его балуем, но как-то глупо растить пацана без самоката в надежде, что в будущем он станет самокатчиком.
Интересы новых детей в компьютере, это понятно. Ну, пусть. Сын одно время загорелся идеей ютуб-канала, посвящённого «Майнкрафту» — я поддержал. Мы завели аккаунт, раздобыли микрофон, и месяца два он терпеливо летсплеил, что пошло на пользу дикции. Фразу «всем пока, ставьте лайки, подписывайтесь» мы все теперь произносим с драматическим накалом. Но лайков не было и канал ему надоел.
Конечно, страсть к профессиям возникает не только методом от противного, но и по чисто романтическим причинам. Я ещё застал конец эпохи, когда хотели быть космонавтами, полярниками или героями войны. Когда с восторгом смотрели на отцов, потому что отцы были не продажниками, а, допустим, хирургами, машинистами или шахтёрами. Были и примеры естественной страсти, скажем, Владимир Капитонов всю школу рисовал на полях машинки, а потом стал дизайнером GM и автором Camaro и Corvette нового поколения.
Но я не поклонник дедлайнов в таком деле. Мне ближе идея, что природа своё возьмёт. Я намерен попинывать сына насчёт изучения математики, физики и английского (ну или гончарного искусства, если прорежется интерес), в остальном пусть зёрна прорастают сами.
Есть у меня подозрения, что не только генералы готовятся к войне прошлого, но и родители частенько толкают детей к устаревшим ремёслам. Те же компьютеры, игры и соцсети хоть и несут для ребёнка риски, но станут их средой обитания. Я не удивлюсь, если лет через пять совещания будут чаще проводиться в условном «Майнкрафте», чем за столами переговорных. Или тестировщики игр (и подобных им сред) станут хитовой профессией, как юрист или бухгалтер в 90-х. Уникальные способности могут потребоваться для обучения искусственного интеллекта, но мы не замечаем этих талантов в детях — просто не знаем, как их разглядеть.
Сколько, интересно, людей работают не там, где могли бы расцвести, просто потому, что кто-то настоял на выборе профессии? Как по мне, жизнь больше похожа на покер, чем на шахматы, и попытки её просчитать на пять шагов вперёд зачастую не более плодотворны, чем угадать очередную карту в колоде. Удобрить, полить и не мешать расти — вот и всё, что мы можем.
Я лишь надеюсь, что какая-то страсть в нём проснётся. Какая именно — дело десятое. Но хорошо, когда работа, которую ты готов выполнять бесплатно, ещё и оплачивается. Желаю ему такую отыскать.
Артем, моей старшей в декабре 18лет, выпускной класс, три языка, один в совершенстве. И кем мы только не хотели быть, начиная с паталогоанатома…., но, до сих пор, так толком и не определились.
Ну, с тремя языками паталогоанатомом, наверное, скучновато 😀 Если серьёзно, хороший базис, похоже. В принципе, нормальная академическая база в любом случае в плюс работает — выбор шире. Я вот хоть и не реализовал большинства навыков, которые в ФМЛ31 и ЮУрГУ получил, но, думаю, с точки зрения мышления вообще это очень сказывается. PS но диавол мне тут же шепчет, что не всегда у лучшую сторону
Моя дочь определилась с мечтой в конце 10 класса. Мультипликация, графическая анимация. И тут дико повезло с короновирусом!!!! Потому что вступительные экзамены — дистанционно! Ездить по стране не надо! Правда, из-за этого был бешеный конкурс. Но она,урааааа, прошла!!!! Посупила в Питерский институт кино и телевидения. Я в её годы поступила в вуз, чтобы лишь бы родственники не приставали……
Поздравляю! Кстати, очень нестандартная профессия, но, скорее всего, тоже очень востребованная в будущем
А я поступил в вуз, чтобы деды не приставали)
Мое заявление может показаться спорным, но я бы не бы не придавал такого уж большого значения школьному образованию. Только что говорил средней дочери-первоклашке напутственные слова. Главная мысль — школа нужна, в первую очередь, чтобы научиться учиться.
Для меня 20-30 лет назад школа была, во-первых, средой, в которой что-то постоянно происходит. Среди этого чего-то, конечно, было и интеллектуальное развитие, и даже основы будущей профессии. Но это все уже «во-вторых».
Я убеждён, что школа — это не набор определений, методик и навыков, а стройная и органичная мотивационная среда, которая работает через вовлечение и синергетический эффект от взаимодействий каждого с каждым и со всеми.
Согласен, да. Тут вопрос даже не в том, чтобы ребёнка нагрузить в школе чем-то, связанным с его будущей профессией — понятно, что рано. Специализация — это уже университет или даже первые годы работы. Вопрос, скорее, в области мотивации: к чему его в принципе тянет? К чему есть склонность? Пока как будто никаких акцентов нет. Но я и сам позднего созревания плод, так что особенно не кипишую.
Ну, мне грех жаловаться, у меня старшая уже к 11 годам определившийся художник. Хотя сейчас приоритеты активностей «погонять на скейте» и «потусить с подружками» значительно выросли)
Вспоминая себя, могу сказать, что только курсе на третьем понял, что профессия мне близка, и определился с направлением.
Сейчас ведь ещё очень большое разнообразие занятий, это давит, и я понимаю, когда ребёнку порой хочется просто вакуума. Между «ой, как интересно, всё хочу попробовать» и «задолбали, дайте просто посидеть» грань довольно тонкая.
У меня старшая поступила на журналистику, как и хотела последние 5 лет. Теперь гадаю, не охладеет ли она к ней при превращении хобби в профессию).
А вообще, кто-нибудь из нас, здесь присутствующих, может сказать, что сам нашёл работу мечты? Что вот прямо в детстве видел себя тем, кем сейчас является? Или, наоборот, есть благодарные жизни за внесённые ею коррективы в планы?
Кстати, по поводу журналистского образования я слегка скептик. Кандидаты, которые к нам приходят с журфака, часто… какие-то выгоревшие, что ли. То есть у них сочетается почти нулевой опыт и некая «усталость от своей умудрённости». Они вроде бы всё уже постигли, и интервью для университетской газеты делали, и репортаж про енота. При этом русский язык — ахтунг (начиная от -ться/тся), стиль кондовый, ни в одной теме не специалисты. А самое плохое — абсолютно не восприимчивы к каким-то пожеланиям. То есть вроде и не спорят, и не меняются. Ну, типа образование же. Но я это не к тому, что с журфака нельзя стать журналистом, просто не нужно смотреть на него, как на что-то самодостаточное. Надо всё равно самому себя делать, а образование — это как бы просто подпорка, некое «тренировочное поле», не более. Я бы вообще на журфаке в качестве требования обязывал бы их заводить блоги и добиваться высокой лояльности аудитории и популярности — вот это сегодня неплохой критерий.
А по второй части, да… Я-то точно в 11 лет не думал ни о журналистике, ни о писательстве (ну, только в качестве экспериментов, как и многие другие опыты). Так что и Глебу оставляю простор для стихийности
По-моему, ни одно образование нельзя сейчас считать самодостаточным, постоянно нужно обрастать всё новыми компетенциями. ИТР-состав на нашем предприятии набирается всегда с таким скрипом, и даже к рядовым инженерам предъявляется столько требований, что «нулевые» выпускники вузов в нашу сторону посмотреть-то боятся.
Обязательно расскажу о вашем мнении дочери, пусть учтёт ошибки предшественников и станет сильным конкурентом!) По крайней мере из того, что вы написали, я за ней пока ничего не замечала.
Я почему спрашивала про работу мечты. Если разобраться, не так много людей, кто в 10 лет принял решение стать кем-то, и стал, и рад. Потому что иногда это означает некую невосприимчивость, что ли, к самому себе. Ведь, взрослея, можно обнаружить кучу других интересов. Глупо тогда стоять на своём только из упрямства. Или жизнь может преподнести сюрприз, и вот человек уже вовсе не там, куда стремился. И вроде тоже хорошо, а присмотреться, так ещё лучше! Поэтому пусть дети берут пример с нас — мечутся до последнего, а потом радуются, что всё именно так и вышло))
Удачи ей! Конечно, тут не в образовании дело, а в отношении конкретных людей. У нас же по всем направлениям студентов с горящими глазами обычно один-два человека на курс. Дай бог, чтобы она как раз в их числе была.
Но если она выбор сделала именно «по зову сердца», я очень рад, потому что сам считаю профессию журналиста одной из лучших потому что она даёт невероятную свободу. То есть закиснуть в ней можно, только если такая цель — закиснуть. А так всегда можно найти тему, стиль изложения, аудиторию именно «под себя». И профессия не даёт скучать: тут и офисная работа есть, и в полях, и общение с людьми, и чтение. В общем, если человеку это близко, то вряд ли он пожалеет. Да и з.п. у журов сейчас в основном неплохие (с учтём сложности работы). А ежели что пошло не так, всегда можно уйти в блогеры, прессеки или спичрайтеры 😀
Спасибо, Артём! Будем стараться!)
>>>Если разобраться, не так много людей, кто в 10 лет принял решение стать кем-то, и стал, и рад.
Тут немного в другом дело. Я понимаю, что если человек в 10 лет увлёкся жуками, он совсем не обязательно станет энтомологом. Но это поставит его на некие рельсы развития. Скажем, я не стал тем, кем планировал, но моя журналистская деятельность стала органичным продолжением инженерной — одно перетекло в другое. Первые мои статьи — сугубо про железки, силы трения, динамику разгона. Вроде бы я стал журналистом спонтанно, но к этому привело та ранняя страсть к автомобилям. Из неё, как из корня, выросла потом другая профессия.
То есть самоценно увлечение чем-то, а не его специфика. А у Глеба пока увлечений как будто нет в принципе, просто я надеюсь, что это временно. Мне всё же кажется, что они у нас в очень благополучных условиях живут, что было бы неплохо, если бы эта эра «всеобщей сытости» не трещала по швам.
Ведь Глеб любит компьютерные игры? Чем не тестировщик или разработчик в будущем? Или так же найдёт что-то смежное с этим, например, интернет-обозреватель. Да куча всего, даже странно, что вы переживаете в его 11.)
И есть ещё момент. Я всё пытаюсь донести до своих детей, что не надо отталкиваться только от своих желаний. Иногда нужно просто абстрагироваться и представить стандартное общество, в котором все должны приносить пользу, это принцип. И просто понять, что работать в этой жизни всё равно придётся, и их задача найти из всех возможных вариантов наименее неприятный для себя. Вот таким способом «от противного» — в прямом и переносном смысле — можно отбраковать хотя бы самые неприемлемые варианты.
А ещё заметила, что в статье вы пишете про желание кем-то стать и склонности детей в разрезе будущего, а в последнем комментарии уже просто про увлечения, вернее их видимое отсутствие. Так что расстраивает нас сейчас больше? Что дети перестали иметь ярко выраженные хобби или что дети не найдут дорогу к своему предназначению, если уже прямо сейчас не определятся? это ведь разные страхи.
Так я и не переживаю пока. Я просто наблюдаю. Я даже не уверен, что сам в 11 лет уже как-то активно был зациклен на автомобилях, по-моему, это всё же позже, лет в 14 произошло.
Тут ещё разная психология может сказаться. Я человек зацикливающийся, если во что-то вцепился — то намертво. Глеб наоборот лёгкий: он и с людьми сходится и расходится легко, и увлечения у него волнами идут, как бы не оставляя следа. Я когда на что-то залипал, то с элементами фанатизма. Он же на уровне поиграть и бросить, потом ещё поиграть, снова бросить. Я даже не считаю, что это плохо. У каждого по-своему. Может быть, из этой лёгкости действительно что-то другое вырастет. Я как-то спросил его, нравится ли ему идея быть тестировщиком игр, он сказал — нет, мол, одно дело играть, другое дело баги выискивать, это скучно.
А польза обществу — да, это тоже важно, и вообще нет профессий, состоящий из одного удовольствия и драйва. На каком-то уровне всё равно начинается и рутина, и выгорание, и тоскливые задания. Просто у моей мамы и у меня всегда была жизненная философия, что сегодня нужно выбирать профессию «от себя». То есть не думать из серии «а нужно ли это». Если ты что-то делаешь классно, потому что тебя прёт, то это будет нужно. И я не скажу, что это универсальная формула, но коль скоро Глеб всё же мой сын, я ему этого желаю. Потому как по мне глупо 40 часов в неделю жизни просто в унитаз смывать, мол, это не жизнь — а жизнь только на выходных.
>>>А ещё заметила, что в статье вы пишете про желание кем-то стать и склонности детей в разрезе будущего, а в последнем комментарии уже просто про увлечения, вернее их видимое отсутствие. Так что расстраивает нас сейчас больше?
Ну, всё же сплетено. То есть когда человек начинает какие-то «акцентуации» проявлять, от этого, как от почек, начинает формироваться его личность, его «я», и его будущее в том числе.
Но, опять же, я не фанат идеи, что нужно как-то искусственно это вытянуть. Грубо, растёт сын поэтом, а папа-шахтёр его прессует, мол, есть только одно настоящее дело в жизни… Я не хочу таким стать. Просто мне, конечно, хочется, чтобы у него появилось внутри вот то самое, от чего потом всё развивается. Но я понимаю, что моя роль тут — просто удобрять почву и наблюдать 😀
Компы, конечно же, зло. Это и лишний вес и т.д. и т.п. Единственный плюс, который я заметил — оба сына превосходно и бегло говорят на приличном английском. Мне до них пилить и не допилить 🙂
А как, с другой стороны, без компов? Сейчас умение жить в этой экосреде не менее важно, чем писать. Есть у меня товарищ-ретроград, не владеет компом вообще, грубо, на госуслугах просит брата зарегаться. Ну это тоже специфичная позиция.
Проблема даже не в самих компах, а в неконтролируемом потоке всего — человечество, наверное, впервые столкнулось с таким шквалом легкодоступной информации, среди которой есть и опасная. Но в любом случае именно в этой среде они и будут жить, так что талант к ней приспосабливаться — тоже своего рода ценный скилл
В общем так и есть. Ни убавить, ни прибавить.
Что до меня, то я практически с детства собирался стать летчиком. Точнее, военным летчиком. Но, не свезло. Сотрясение мозга в 5 лет поставило крест. Не смотря на все успешно сданные тесты (а уж лупов я накрутил вообще рекордное количество) — не взяли. И в гражданскую авиацию — тоже. Я уже совсем собрался пасть духом, но встретился с компами и стал программистом. Не худший вариант 🙂
Ого, это очень круто. Кстати, мне кажется люди, которые очень хотели кем-то стать, в любом случае в жизни потом хорошо реализуются, то есть это «хочу стать» — она как универсальная установка. Часто ведь именно так: Шумахер и Дудь футболистами мечтали быть, но мы их знаем совсем в другом качестве. А тут читал статью про солиста R.E.M, он вообще считает пение чем-то вроде скоморошества, а своим призванием — фотографию
Фотография — вообще отдельная тема. Я посвятил ей многие годы. Я печатал цветные фотки в домашних условиях, Артем! 20 минут на одну фотокарточку. Я уже молчу про диапозитивы, коллекция уоторых у меня составляла несколько сотен. У меня был самый шикарный диапроектор того времени. И все убила цифра :)))))))))
>>>И все убила цифра :)))))))))
И я этому рад 😀
ЗЫ у нас тоже диапроектор был. А про цветные фотки отец всегда говорил, что очень заморочено их дома печатать, видимо, особое искусство
Сорян, не туда ответил 🙂
Да, наверное. Прогресс не остановить. Просто умерла целая эпоха. Это не хорошо, не плохо. Это уже история.
Привет всем от приверженца теории, что все идеи в нашей голове зарождаются не просто так: их или заносит со стороны, или их выводит мозг на основе каких-то имеющихся данных и доступных аналитических способностей.
Это я к чему: если в ребенке нет каких-то стремлений, можно поразбираться: он их не проявляет, боясь, что окружающие их разрушат, обесценят, или наоборот — возведут на высокий пьедестал и начнут насильно воплощать мечту? Или у него есть способность принимать мир сразу во всем многообразии, не отдавая чему-то явного предпочтения?
Рецепта для дальнейших действий единого нет. Как я уже сказала, идеями можно заражать, а дальше смотреть, приживется или иммунитет вытолкнет ненужное ))) И никакого насилия, в том числе — по исполнению любой долгожданной прихоти, лучше создавать дефицит идей и информации, чтобы сформировать потребность в их получении. Мозг обожает задачи на поиск удовлетворения потребностей. Если они все автоматически удовлетворяются — к чему создавать импульсы для решения задач?
Ну, у тебя-то Тёмыч, по-моему, футболом по чисто природным мотивам болеет — это вот похоже на моё детское увлечение автомобилями.
Но у меня (как и у Глеба) было и много лени душевной, в детстве я вообще предпочитал не париться. Он такой же. Это не сводится к тому, что «разрушат, обесценят» — тебе просто достаточно ежедневных радостей. Мать говорила, что я был крайне не амбициозным ребёнком, прямо анти-амбициозным. Глеб отчасти такой же: его не задевают какие-то там мелочи, что Петя лучше бегает или Вася отличник. Пофиг.
Может, как ты говоришь, и надо чем-то заразить, но опять же, я искусственно «заражать» не умею. Создать дефицит информации? Может быть. Опять же, что это за дефицит такой, когда ответ на любой вопрос гуглится 😀