Пора определиться?

А ваши дети когда поняли, кем хотят стать? Мой сын в его одиннадцать особых склонностей не проявляет. Нет, меня это не напрягает — время ещё есть. Но когда ребёнок бредит, условно, самолётами, можно использовать эту страсть как стимул к изучению физики или хотя бы физкультуры, а у нас пока ничего конкретного. Ни даже намёков.

Я сам годам к одиннадцати тоже считался беспутным, но кое-какие маяки имел. Наши стремления часто шли от дефицита. Скажем, я был увлечён автомобилями, потому что из транспорта в семье был только пылесос на колёсиках (потом появилась собака). Я всем заявлял, что хочу быть автомобильным конструктором и рисовал в блокнотах схемы вечных двигателей (не пригодились). У моего друга, тоже из семьи безлошадных, подобная фиксация привела к тому, что он до сих пор занимается покупкой и восстановлением машин из тех самых лет, когда нам было по одиннадцать.

Но рождённые в XXI веке отличаются от нас сильнее, чем кажется. Я готов был душу продать за арбуз и тем более банан — сын равнодушен к фруктам. Меня тянуло на улицу — сын домосед (окей, смартфонофил). Он не мечтает годами об условном самокате, потому что у него было три. Мы не то что его балуем, но как-то глупо растить пацана без самоката в надежде, что в будущем он станет самокатчиком.

Интересы новых детей в компьютере, это понятно. Ну, пусть. Сын одно время загорелся идеей ютуб-канала, посвящённого «Майнкрафту» — я поддержал. Мы завели аккаунт, раздобыли микрофон, и месяца два он терпеливо летсплеил, что пошло на пользу дикции. Фразу «всем пока, ставьте лайки, подписывайтесь» мы все теперь произносим с драматическим накалом. Но лайков не было и канал ему надоел.

Конечно, страсть к профессиям возникает не только методом от противного, но и по чисто романтическим причинам. Я ещё застал конец эпохи, когда хотели быть космонавтами, полярниками или героями войны. Когда с восторгом смотрели на отцов, потому что отцы были не продажниками, а, допустим, хирургами, машинистами или шахтёрами. Были и примеры естественной страсти, скажем, Владимир Капитонов всю школу рисовал на полях машинки, а потом стал дизайнером GM и автором Camaro и Corvette нового поколения.

Но я не поклонник дедлайнов в таком деле. Мне ближе идея, что природа своё возьмёт. Я намерен попинывать сына насчёт изучения математики, физики и английского (ну или гончарного искусства, если прорежется интерес), в остальном пусть зёрна прорастают сами.

Есть у меня подозрения, что не только генералы готовятся к войне прошлого, но и родители частенько толкают детей к устаревшим ремёслам. Те же компьютеры, игры и соцсети хоть и несут для ребёнка риски, но станут их средой обитания. Я не удивлюсь, если лет через пять совещания будут чаще проводиться в условном «Майнкрафте», чем за столами переговорных. Или тестировщики игр (и подобных им сред) станут хитовой профессией, как юрист или бухгалтер в 90-х. Уникальные способности могут потребоваться для обучения искусственного интеллекта, но мы не замечаем этих талантов в детях — просто не знаем, как их разглядеть.

Сколько, интересно, людей работают не там, где могли бы расцвести, просто потому, что кто-то настоял на выборе профессии? Как по мне, жизнь больше похожа на покер, чем на шахматы, и попытки её просчитать на пять шагов вперёд зачастую не более плодотворны, чем угадать очередную карту в колоде. Удобрить, полить и не мешать расти — вот и всё, что мы можем.

Я лишь надеюсь, что какая-то страсть в нём проснётся. Какая именно — дело десятое. Но хорошо, когда работа, которую ты готов выполнять бесплатно, ещё и оплачивается. Желаю ему такую отыскать.

29 Comments

  1. Артем, моей старшей в декабре 18лет, выпускной класс, три языка, один в совершенстве. И кем мы только не хотели быть, начиная с паталогоанатома…., но, до сих пор, так толком и не определились.

    1. Ну, с тремя языками паталогоанатомом, наверное, скучновато 😀 Если серьёзно, хороший базис, похоже. В принципе, нормальная академическая база в любом случае в плюс работает — выбор шире. Я вот хоть и не реализовал большинства навыков, которые в ФМЛ31 и ЮУрГУ получил, но, думаю, с точки зрения мышления вообще это очень сказывается. PS но диавол мне тут же шепчет, что не всегда у лучшую сторону

  2. Моя дочь определилась с мечтой в конце 10 класса. Мультипликация, графическая анимация. И тут дико повезло с короновирусом!!!! Потому что вступительные экзамены — дистанционно! Ездить по стране не надо! Правда, из-за этого был бешеный конкурс. Но она,урааааа, прошла!!!! Посупила в Питерский институт кино и телевидения. Я в её годы поступила в вуз, чтобы лишь бы родственники не приставали……

    1. Поздравляю! Кстати, очень нестандартная профессия, но, скорее всего, тоже очень востребованная в будущем

  3. Мое заявление может показаться спорным, но я бы не бы не придавал такого уж большого значения школьному образованию. Только что говорил средней дочери-первоклашке напутственные слова. Главная мысль — школа нужна, в первую очередь, чтобы научиться учиться.
    Для меня 20-30 лет назад школа была, во-первых, средой, в которой что-то постоянно происходит. Среди этого чего-то, конечно, было и интеллектуальное развитие, и даже основы будущей профессии. Но это все уже «во-вторых».
    Я убеждён, что школа — это не набор определений, методик и навыков, а стройная и органичная мотивационная среда, которая работает через вовлечение и синергетический эффект от взаимодействий каждого с каждым и со всеми.

    1. Согласен, да. Тут вопрос даже не в том, чтобы ребёнка нагрузить в школе чем-то, связанным с его будущей профессией — понятно, что рано. Специализация — это уже университет или даже первые годы работы. Вопрос, скорее, в области мотивации: к чему его в принципе тянет? К чему есть склонность? Пока как будто никаких акцентов нет. Но я и сам позднего созревания плод, так что особенно не кипишую.

      1. Ну, мне грех жаловаться, у меня старшая уже к 11 годам определившийся художник. Хотя сейчас приоритеты активностей «погонять на скейте» и «потусить с подружками» значительно выросли)
        Вспоминая себя, могу сказать, что только курсе на третьем понял, что профессия мне близка, и определился с направлением.
        Сейчас ведь ещё очень большое разнообразие занятий, это давит, и я понимаю, когда ребёнку порой хочется просто вакуума. Между «ой, как интересно, всё хочу попробовать» и «задолбали, дайте просто посидеть» грань довольно тонкая.

  4. У меня старшая поступила на журналистику, как и хотела последние 5 лет. Теперь гадаю, не охладеет ли она к ней при превращении хобби в профессию).
    А вообще, кто-нибудь из нас, здесь присутствующих, может сказать, что сам нашёл работу мечты? Что вот прямо в детстве видел себя тем, кем сейчас является? Или, наоборот, есть благодарные жизни за внесённые ею коррективы в планы?

    1. Кстати, по поводу журналистского образования я слегка скептик. Кандидаты, которые к нам приходят с журфака, часто… какие-то выгоревшие, что ли. То есть у них сочетается почти нулевой опыт и некая «усталость от своей умудрённости». Они вроде бы всё уже постигли, и интервью для университетской газеты делали, и репортаж про енота. При этом русский язык — ахтунг (начиная от -ться/тся), стиль кондовый, ни в одной теме не специалисты. А самое плохое — абсолютно не восприимчивы к каким-то пожеланиям. То есть вроде и не спорят, и не меняются. Ну, типа образование же. Но я это не к тому, что с журфака нельзя стать журналистом, просто не нужно смотреть на него, как на что-то самодостаточное. Надо всё равно самому себя делать, а образование — это как бы просто подпорка, некое «тренировочное поле», не более. Я бы вообще на журфаке в качестве требования обязывал бы их заводить блоги и добиваться высокой лояльности аудитории и популярности — вот это сегодня неплохой критерий.
      А по второй части, да… Я-то точно в 11 лет не думал ни о журналистике, ни о писательстве (ну, только в качестве экспериментов, как и многие другие опыты). Так что и Глебу оставляю простор для стихийности

      1. По-моему, ни одно образование нельзя сейчас считать самодостаточным, постоянно нужно обрастать всё новыми компетенциями. ИТР-состав на нашем предприятии набирается всегда с таким скрипом, и даже к рядовым инженерам предъявляется столько требований, что «нулевые» выпускники вузов в нашу сторону посмотреть-то боятся.

        Обязательно расскажу о вашем мнении дочери, пусть учтёт ошибки предшественников и станет сильным конкурентом!) По крайней мере из того, что вы написали, я за ней пока ничего не замечала.

        Я почему спрашивала про работу мечты. Если разобраться, не так много людей, кто в 10 лет принял решение стать кем-то, и стал, и рад. Потому что иногда это означает некую невосприимчивость, что ли, к самому себе. Ведь, взрослея, можно обнаружить кучу других интересов. Глупо тогда стоять на своём только из упрямства. Или жизнь может преподнести сюрприз, и вот человек уже вовсе не там, куда стремился. И вроде тоже хорошо, а присмотреться, так ещё лучше! Поэтому пусть дети берут пример с нас — мечутся до последнего, а потом радуются, что всё именно так и вышло))

      2. Удачи ей! Конечно, тут не в образовании дело, а в отношении конкретных людей. У нас же по всем направлениям студентов с горящими глазами обычно один-два человека на курс. Дай бог, чтобы она как раз в их числе была.
        Но если она выбор сделала именно «по зову сердца», я очень рад, потому что сам считаю профессию журналиста одной из лучших потому что она даёт невероятную свободу. То есть закиснуть в ней можно, только если такая цель — закиснуть. А так всегда можно найти тему, стиль изложения, аудиторию именно «под себя». И профессия не даёт скучать: тут и офисная работа есть, и в полях, и общение с людьми, и чтение. В общем, если человеку это близко, то вряд ли он пожалеет. Да и з.п. у журов сейчас в основном неплохие (с учтём сложности работы). А ежели что пошло не так, всегда можно уйти в блогеры, прессеки или спичрайтеры 😀

      3. >>>Если разобраться, не так много людей, кто в 10 лет принял решение стать кем-то, и стал, и рад.

        Тут немного в другом дело. Я понимаю, что если человек в 10 лет увлёкся жуками, он совсем не обязательно станет энтомологом. Но это поставит его на некие рельсы развития. Скажем, я не стал тем, кем планировал, но моя журналистская деятельность стала органичным продолжением инженерной — одно перетекло в другое. Первые мои статьи — сугубо про железки, силы трения, динамику разгона. Вроде бы я стал журналистом спонтанно, но к этому привело та ранняя страсть к автомобилям. Из неё, как из корня, выросла потом другая профессия.
        То есть самоценно увлечение чем-то, а не его специфика. А у Глеба пока увлечений как будто нет в принципе, просто я надеюсь, что это временно. Мне всё же кажется, что они у нас в очень благополучных условиях живут, что было бы неплохо, если бы эта эра «всеобщей сытости» не трещала по швам.

      4. Ведь Глеб любит компьютерные игры? Чем не тестировщик или разработчик в будущем? Или так же найдёт что-то смежное с этим, например, интернет-обозреватель. Да куча всего, даже странно, что вы переживаете в его 11.)
        И есть ещё момент. Я всё пытаюсь донести до своих детей, что не надо отталкиваться только от своих желаний. Иногда нужно просто абстрагироваться и представить стандартное общество, в котором все должны приносить пользу, это принцип. И просто понять, что работать в этой жизни всё равно придётся, и их задача найти из всех возможных вариантов наименее неприятный для себя. Вот таким способом «от противного» — в прямом и переносном смысле — можно отбраковать хотя бы самые неприемлемые варианты.

      5. А ещё заметила, что в статье вы пишете про желание кем-то стать и склонности детей в разрезе будущего, а в последнем комментарии уже просто про увлечения, вернее их видимое отсутствие. Так что расстраивает нас сейчас больше? Что дети перестали иметь ярко выраженные хобби или что дети не найдут дорогу к своему предназначению, если уже прямо сейчас не определятся? это ведь разные страхи.

      6. Так я и не переживаю пока. Я просто наблюдаю. Я даже не уверен, что сам в 11 лет уже как-то активно был зациклен на автомобилях, по-моему, это всё же позже, лет в 14 произошло.
        Тут ещё разная психология может сказаться. Я человек зацикливающийся, если во что-то вцепился — то намертво. Глеб наоборот лёгкий: он и с людьми сходится и расходится легко, и увлечения у него волнами идут, как бы не оставляя следа. Я когда на что-то залипал, то с элементами фанатизма. Он же на уровне поиграть и бросить, потом ещё поиграть, снова бросить. Я даже не считаю, что это плохо. У каждого по-своему. Может быть, из этой лёгкости действительно что-то другое вырастет. Я как-то спросил его, нравится ли ему идея быть тестировщиком игр, он сказал — нет, мол, одно дело играть, другое дело баги выискивать, это скучно.
        А польза обществу — да, это тоже важно, и вообще нет профессий, состоящий из одного удовольствия и драйва. На каком-то уровне всё равно начинается и рутина, и выгорание, и тоскливые задания. Просто у моей мамы и у меня всегда была жизненная философия, что сегодня нужно выбирать профессию «от себя». То есть не думать из серии «а нужно ли это». Если ты что-то делаешь классно, потому что тебя прёт, то это будет нужно. И я не скажу, что это универсальная формула, но коль скоро Глеб всё же мой сын, я ему этого желаю. Потому как по мне глупо 40 часов в неделю жизни просто в унитаз смывать, мол, это не жизнь — а жизнь только на выходных.

      7. >>>А ещё заметила, что в статье вы пишете про желание кем-то стать и склонности детей в разрезе будущего, а в последнем комментарии уже просто про увлечения, вернее их видимое отсутствие. Так что расстраивает нас сейчас больше?

        Ну, всё же сплетено. То есть когда человек начинает какие-то «акцентуации» проявлять, от этого, как от почек, начинает формироваться его личность, его «я», и его будущее в том числе.
        Но, опять же, я не фанат идеи, что нужно как-то искусственно это вытянуть. Грубо, растёт сын поэтом, а папа-шахтёр его прессует, мол, есть только одно настоящее дело в жизни… Я не хочу таким стать. Просто мне, конечно, хочется, чтобы у него появилось внутри вот то самое, от чего потом всё развивается. Но я понимаю, что моя роль тут — просто удобрять почву и наблюдать 😀

  5. Компы, конечно же, зло. Это и лишний вес и т.д. и т.п. Единственный плюс, который я заметил — оба сына превосходно и бегло говорят на приличном английском. Мне до них пилить и не допилить 🙂

    1. А как, с другой стороны, без компов? Сейчас умение жить в этой экосреде не менее важно, чем писать. Есть у меня товарищ-ретроград, не владеет компом вообще, грубо, на госуслугах просит брата зарегаться. Ну это тоже специфичная позиция.
      Проблема даже не в самих компах, а в неконтролируемом потоке всего — человечество, наверное, впервые столкнулось с таким шквалом легкодоступной информации, среди которой есть и опасная. Но в любом случае именно в этой среде они и будут жить, так что талант к ней приспосабливаться — тоже своего рода ценный скилл

      1. В общем так и есть. Ни убавить, ни прибавить.

  6. Что до меня, то я практически с детства собирался стать летчиком. Точнее, военным летчиком. Но, не свезло. Сотрясение мозга в 5 лет поставило крест. Не смотря на все успешно сданные тесты (а уж лупов я накрутил вообще рекордное количество) — не взяли. И в гражданскую авиацию — тоже. Я уже совсем собрался пасть духом, но встретился с компами и стал программистом. Не худший вариант 🙂

    1. Ого, это очень круто. Кстати, мне кажется люди, которые очень хотели кем-то стать, в любом случае в жизни потом хорошо реализуются, то есть это «хочу стать» — она как универсальная установка. Часто ведь именно так: Шумахер и Дудь футболистами мечтали быть, но мы их знаем совсем в другом качестве. А тут читал статью про солиста R.E.M, он вообще считает пение чем-то вроде скоморошества, а своим призванием — фотографию

      1. Фотография — вообще отдельная тема. Я посвятил ей многие годы. Я печатал цветные фотки в домашних условиях, Артем! 20 минут на одну фотокарточку. Я уже молчу про диапозитивы, коллекция уоторых у меня составляла несколько сотен. У меня был самый шикарный диапроектор того времени. И все убила цифра :)))))))))

      2. >>>И все убила цифра :)))))))))
        И я этому рад 😀
        ЗЫ у нас тоже диапроектор был. А про цветные фотки отец всегда говорил, что очень заморочено их дома печатать, видимо, особое искусство

  7. Да, наверное. Прогресс не остановить. Просто умерла целая эпоха. Это не хорошо, не плохо. Это уже история.

  8. Привет всем от приверженца теории, что все идеи в нашей голове зарождаются не просто так: их или заносит со стороны, или их выводит мозг на основе каких-то имеющихся данных и доступных аналитических способностей.

    Это я к чему: если в ребенке нет каких-то стремлений, можно поразбираться: он их не проявляет, боясь, что окружающие их разрушат, обесценят, или наоборот — возведут на высокий пьедестал и начнут насильно воплощать мечту? Или у него есть способность принимать мир сразу во всем многообразии, не отдавая чему-то явного предпочтения?

    Рецепта для дальнейших действий единого нет. Как я уже сказала, идеями можно заражать, а дальше смотреть, приживется или иммунитет вытолкнет ненужное ))) И никакого насилия, в том числе — по исполнению любой долгожданной прихоти, лучше создавать дефицит идей и информации, чтобы сформировать потребность в их получении. Мозг обожает задачи на поиск удовлетворения потребностей. Если они все автоматически удовлетворяются — к чему создавать импульсы для решения задач?

    1. Ну, у тебя-то Тёмыч, по-моему, футболом по чисто природным мотивам болеет — это вот похоже на моё детское увлечение автомобилями.
      Но у меня (как и у Глеба) было и много лени душевной, в детстве я вообще предпочитал не париться. Он такой же. Это не сводится к тому, что «разрушат, обесценят» — тебе просто достаточно ежедневных радостей. Мать говорила, что я был крайне не амбициозным ребёнком, прямо анти-амбициозным. Глеб отчасти такой же: его не задевают какие-то там мелочи, что Петя лучше бегает или Вася отличник. Пофиг.
      Может, как ты говоришь, и надо чем-то заразить, но опять же, я искусственно «заражать» не умею. Создать дефицит информации? Может быть. Опять же, что это за дефицит такой, когда ответ на любой вопрос гуглится 😀

Добавить комментарий для beerkeenОтменить ответ