Реформа не впрок: ОСАГО по-прежнему продают не всем

После августовской реформы ОСАГО казалось, что большая часть проблем уйдёт в прошлое: ценообразование стало ещё свободнее. Тем не менее, челябинцы по-прежнему жалуются на сложности с покупкой полиса.

«Рассмотрим заявку в течение месяца…»

Евгений, владелец подержанной Toyota с правым рулём, рассказывает:

— У меня подошёл срок оформления полиса, езжу я без аварий давно (КБМ=0,5), в общем, выгодный клиент. Я обратился в одну страховую — отказ, в другую — отказ. Офис-менеджеры ссылаются на неработающую базу РСА и предлагают оставить заявку, которую они якобы рассмотрят в течение месяца. Но у меня срок окончания полиса — завтра. И что делать?

По словам Евгения, подобная же ситуация произошла с его знакомыми, у которых подержанные премиальные машины с левым рулём.

Евгений попытался оформить электронный полис, но и тут возникли проблемы: каждый раз после ввода данных система переходила в режим перманентной «задумчивости».

Стоп-лист невыгодных клиентов

Причину несговорчивости нам пояснил директор страхового агентства «Центр страхования» Кирилл Смолин:

— Подобная сегментация клиентов, то есть выделение категории «нежелательных», существовала и раньше, существует и сейчас, — говорит он. — Для большинства страховых компаний праворульные автомобили находятся в неофициальном стоп-листе, потому что при невысокой цене самого автомобиля его ремонт зачастую стоит непропорционально больших денег, а если использовать натуральное возмещение, мешает длительный срок поставки запчастей.

Почему реформа не помогла

С августа действует расширенный на 10% тарифный коридор, плюс страховщикам смягчили требования к тарифной политике. По замыслу, это позволило им не отказывать клиентам, а просто «нагружать» их максимальным тарифом. Получается, идея не сработала?

— Видимо, нет, — говорит Кирилл Смолин. — Повышение максимальной ставки на 10% не компенсирует рисков, связанных с автомобилями из стоп-листов, в том числе, потому что их порой используют автоподставщики.

Подобная практика незаконна, что в числе прочего разъяснял Банк России, регулятор рынка ОСАГО: страховые обязаны оформлять полис в день обращения.

Что делать, если отказывают продавать полис?

— Самый надёжный способ: требовать от них письменный отказ с обоснованием причины, почему полис невозможно оформить в день обращения: если это сбой базы РСА, то пусть так и пишут, а уже потом Банк России разберётся, был ли этот сбой, — советует Кирилл Смолин. — ОСАГО — это публичный договор, поэтому страховая не может отказывать клиентам на своё усмотрение.

Специалист говорит, что не нужно соглашаться на уговоры прийти в другой день или обратиться в другой офис.

— Садимся напротив сотрудника страховой и говорим: либо мы оформляем полис сейчас, либо вы пишите официальный отказ, — добавляет Кирилл Смолин. — На моей практике этот способ работает стопроцентно.

Что касается Евгения, то он всё же сумел купить полис в одной из страховых:

— У оператора появилось окно, что я в списке «нежелательных клиентов», но моя совесть чиста — я не попадал в аварии по своей вине давно, — рассказывает он. — Оператор так и объяснила, что причина — в правом расположении руля автомобиля. В итоге цена чуток выросла, но полис всё же продали.

Мы передали жалобы Евгения и названия страховых, в которые он обращался, представителю Банка России. Можно пожаловаться и самостоятельно через интернет-приёмную регулятора.

А на видео ниже я рассказываю о других неявных аспектах нового ОСАГО, на которые жалуются читатели.

8 комментариев

  1. Аяврик

    Чота я туплю с утра… СК возмещает ущерб ПОТЕРПЕВШЕМУ, а не виновнику дтп. Причём здесь водила криворульки? Он же не каско оформляет… А въехать может хоть в кого.

  2. Чебурашка

    >>> Получается, идея не сработала?

    А она могла сработать? xD
    Если бы я был пешеходом, я бы с немалым удовольствием наблюдал за «дебильным» поведением государства по отношению к страховым. Хорошую идею превратили в неслабый механизм по выкачиванию денег. Причем уже настолько заметный, что немало народу уже начинают игнорировать.

    Но, к сожалению ,я не пешеход.

    • А мне кажется, оно со временем устаканится, по крайней мере, для мейнстримовых машин и нормальных водителей. Для себя посчитал, в принципе, страховка дешевле стала чуть не на 1000, что тоже неплохо

      • ЯРиК

        «устаканится, по крайней мере, для мейнстримовых машин и нормальных водителей»
        Артем. Вроде в статье и водитель нормальный и машина, в принципе, не запрещенная к эксплуатации, со всеми вытекающими.
        Но почему то СК заведомо внесло, хорошего водилу в мошенники (хоть и условно) только по косвенным признакам (автомобилю). может именно по этому надо вводить страхование ответственности конкретного человека, без всяких привязок, к регионам мощностям и прочим ахинеям. А так результата не будет ни когда. Им то х большой то трусы малы. В конечном итоге СК это прежде всего коммерческая организация-целью является извлечение прибыли даже с навязанного государством и убыточного продукта, и устаканится здесь не будет ни когда.
        Может и не по теме но понравилось, а может и в в общем контексте и в тему. https://pravorub.ru/groups/2951381520300/97062.html

        • «мейнстримовых машин»
          А правый руль стал всё же некой экзотикой

          Но в целом я с тобой согласен, если бы ОСАГО было добровольной страховокой — тогда пусть страховые работают, как хотят. Но коли это обязаловка для водителей, любые «чёрные списки» должны строжайшим образом пресекаться. Не нравятся мошенники — боритесь с мошенниками, а не обычными автомобилистами. Тем более человек аккуратный, что страховая могла без труда проверить

          • Аяврик

            Чем дальше на восток, тем правее руль. Там, скорее, европейки редкость. Интересно, во Владике, к примеру, тоже проблемы с СК?

        • Аяврик

          *надо вводить страхование ответственности конкретного человека, без всяких привязок, к регионам мощностям и прочим ахинеям*
          Тогда станет всё просто и понятно. А как в таких условиях народ на…бывать? 🤔

Добавить комментарий