Дал «Джазу»: один обгонял, другой поворачивал — кто прав?

В ДТП пострадала непристёгнутая пассажирка такси Honda Jazz (слева)

Челябинец Юрий уже год «бодается» с ГИБДД в попытках доказать свою невиновность в аварии, в которой он, поворачивая налево, подставился под обгоняющую его Honda Jazz. Сценарий очень типичен, но кто виноват больше?

Автор видео на Honda Jazz двигался позади вереницы из трёх машин. Мужчина начал манёвр в разрешённом месте, но в момент, когда он обгонял второй автомобиль — Chevrolet Aveo Юрия — тот повернул налево.

Разметка не запрещала ни обгон, ни поворот

Судя по видео, Aveo включил левый указатель поворота ещё до того, как Jazz приступил к манёвру. Уже выполняя обгон, Jazz имел возможность вернуться в свою полосу, увидев сигнал поворота.

При этом и Юрий не убедился в том, что встречная полоса позади него свободна. Вопрос в том, должен ли он был это делать?

— Да, есть пункт 8.1 ПДД, которые требует от водителя при маневрировании не создавать опасности и помех другим участникам движения, — считает автоюрист Лев Воропаев. — Кроме того, он нарушил пункт 11.3 ПДД, который запрещает препятствовать обгону повышением скорости или иным способом. По сути, у автомобиля, который находится на встречной полосе, есть приоритет, и те, кто маневрирует перед ним, должны это учитывать. Думаю, в гражданском суде можно возложить на водителя Honda Jazz часть вины, но лишь порядка 10%.

Похожей позиции придерживается ГИБДД, но сам Юрий не согласен: он указывает на то, что включил поворотник заранее, а потому Jazz в принципе не имел право обгонять. С ним согласен автоэксперт Дмитрий Ларионов:

— С 2011 года правила напрямую запрещают обгон транспортного средства, на котором включён левый сигнал поворота, даже если он ещё не приступил к манёвру — это есть в пункте 11.2 ПДД, — говорит он. — Водитель Aveo заблаговременно подал сигнал, и обгонявший не может утверждать, что поворот стал для него неожиданностью. При этом у водителя, выполнявшего поворот налево на нерегулируемом перекрёстке, есть обязанность лишь уступить дорогу встречному транспорту, но не обгоняющему. Поэтому единственный виновник этого ДТП — водитель, совершавший обгон.

Но в ГИБДД возлагают всю вину исключительно на Юрия, вменяя ему нарушение пункта 8.1 ПДД. Второй участник остался без наказания

Юрий говорит, что ссылки на требования пункта 11.2 ПДД в ГИБДД не приняли:

— Они говорят, мол, автомобиль впереди «Джаза», чёрная Toyota Corolla, не подавала сигнала поворота, а значит, он мог начинать обгон.

Лев Воропаев объясняет, что этой же логики придерживаются суды:

— Нарушения пункта 11.2 ПДД влекут лишение прав по части 4 статьи 12.15 КоАП, и в судах используется следующая трактовка: обгон запрещён, если левый поворотник был включён на автомобиле, идущем непосредственно впереди, а не через два или три. И в любом случае второй водитель не должен был создавать помех, если машина позади уже выполняет обгон.

Дмитрий Ларионов настаивает, что всё же обгон был запрещён:

— До 2011 года ситуация была спорной, и вину часто признавали обоюдной, потому что запрет на обгон возникал в момент, когда поворачивающий налево приступил к манёвру, но с тех пор трактовки прояснили: включился левый поворотник впереди — обгонять нельзя.

Трактовки пункта 11.2 ПДД вызывают споры не первый год. Мы рассказывали историю водителя, который пошёл под суд из-за «двойного обгона», хотя до машины впереди было метров 100. Позже Верховный суд разъяснил, что под таким манёвром нужно понимать обгон автомобиля, который сам совершает обгон.

А вот похожая ситуация из Екатеринбурга, где водитель Lamborghini Urus, обгоняя по встречной полосе, врезался в Skoda Rapid, поворачивающий налево к заправке. Разница с нашей ситуацией в разметке: здесь она сплошная на всём протяжении манёвра. То есть нарушали оба водителя.

Lambo обгонял по встречке медленную вереницу машин, Rapid поворачивал налево

Автоюрист Кирилл Форманчук считает, что в этом случае большая часть вины — на водителе Lamborghini.

— При определении вины в ДТП нужно исходить из причинно-следственной связи между нарушением Правил дорожного движения и самой аварией, — объясняет он. — Не каждое нарушение правил находится в причинной связи с дорожным инцидентом. Например, один водитель едет пьяный (без прав, лишённый прав, без ОСАГО и так далее), но на зелёный сигнал светофора, а трезвый — едет на красный. Кто в таком случае виноват в ДТП? Конечно, тот, кто ехал на красный, потому что состояние опьянения в данном случае не повлияло на механизм образования ДТП. Несмотря на сплошную линию разметки, ДТП произошло из-за нахождения спорткара на встречной полосе. Поэтому считаю, что в ДТП виноват Lamborghini, как минимум — в большей степени. В любом случае вопрос установления вины будет решаться в суде.

Подобные удары очень опасны для водителя и пассажира автомобиля, который поворачивает

Лев Воропаев придерживается мнения, что вину поделят пополам.

— Если бы Lamborghini обгонял с нарушениям, а Skoda поворачивала по правилам, вина водителя спорткара была бы однозначной. Но в данном случае, скорее, признают обоюдную: то есть дело решится в гражданском суде, где распределение вины будет близко к 50:50. Это означает, что и компенсацию за ущерб от страховой водители получат в той же пропорции.

В любом случае, привычка смотреть в зеркала заднего вида при повороте налево весьма полезна.

12 Comments

  1. Следуя такой трактовки правил: «обгон запрещён, если левый поворотник был включён на автомобиле, идущем непосредственно впереди, а не через два или три.», в данном случае возможна следующая ситуация: Авео стоит с включенным левым поворотником, за ним стоит Королла без поворотника, она не имеет права обгонять, а все последующие машины могут просто объезжать их обоих до тех пор, пока не появится встречка.
    Правда, когда встречка закончится, можно смело продолжить обгонять, Авео никогда не сможет повернуть.
    Разве не бред получается?
    Ведь по определению обгон — это опасный маневр, требующий предварительно убедиться в безопасности.
    На мой взгляд, обгон на перекрестке нужно приравнять к нарушению с административным наказанием в виде предупреждения (а также проезд на жёлтый), примерно как превышение скорости до 20 км/ч. Т.е., если будет ДТП, чтобы вина была у обгоняющего (или проскакивающего на жёлтый).

    1. Мне тоже кажется, что включённый впереди поворотник если и не запрещает обгон машин позади, то точно запрещает обгон той машины, что была с поворотником. То есть Джаз мог обогнать Короллу, окей, но не Авео. Ситуация даже на интуитивном уровне хорошо читается, нужно совсем уж безголовым быть, чтобы так отчаянно лезть. С Авео я бы вины тоже не снимал, при повороте налево всегда желательно на 360 градусов смотреть.

      1. «Джаз мог обогнать Короллу, окей, но не Авео»

        Вот вроде все логично. Но!

        Часто езжу по трассе. Пошел на обгон — одного, второго, приближаешься к третьему, он врубает поворотник, типа тоже вылазить на встречку на обгон. Но он видя меня, что я УЖЕ обгоняю, ждет. И только после меня выезжает на обгон. Всегда считал это нормой. Да и сам так делаю когда собираюсь на обгон. Пропускаю УЖЕ обгоняющего, и только потом выныриваю.

        Включение поворотника на трассе, это же далеко не всегда поворот налево, а зачастую просто дает понять что собирается обгонять. Ди и такие «перекрестки», или примыкающие, зачастую никак не обозначены знаками.

        Вот если бы Авео именно стоял с поворотником, как писал выше Юрий, то тогда да, обгонять такого чистый маразм.

      2. Эд, во-первых, привет и рад видеть!
        Во-вторых, гляди как получается: если ты уже по встречки идёшь и кто-то повортник включил — вопросов нет вообще, у тебя приоритет. И бесят те, кто выкатывается не глядя.
        Но если, как в данном ситуации, машина впереди (через две от меня) включила левый поворотник, то я изначально бы не стал планировать её обгон. Машины перед собой (за ней) — окей. Но ясно же, что она что-то затеяла и пока я до неё доеду, она или на встречку выползет, или повернёт. Да там и ситуация вроде не трудная была, вернулся бы да потом обогнал.
        Юрий говорит, там таксист за рулём, так что это повлияло — клиенту торопился довезти. Она потом 1,5 месяца лечилась

      3. Ага, приветствую! Чет пока со временем трабла. Но блог читаю почти ежедневно.

        «Но если, как в данном ситуации, машина впереди (через две от меня) включила левый поворотник, то я изначально бы не стал планировать её обгон.»

        На работе видос жутко тупит. Не могу поймать момент, в какой момент был включен поворотник. Если ДО начала обгона, то тут согласен с тобой. Если именно в процессе обгона, то имхо, тут косяк Авео. Именно про это и писал выше.

        Дома еще гляну подробней. На работе рывками идет видос и сильно тупит.

      4. Там качество очень плохое, но после многих просмотров я всё же пришёл к выводу, что поворотник на Авео очень рано был включен, несколько секунд ещё до обгона

    2. Кстати, это не перекрёсток, а выезд с прилегающей. А на перекрёстках в России обгон почти всегда запрещён: на регулируемых — Правилами, на нерегулируемых — разметкой.

  2. поворотник на авео включен задолго до начала самого маневра, когда джаз выходит на обгон, ему видно, что на авео, поворотник включен. поэтому обогнал короллу и встал в ряд не совершая дальнейших действий. при этом на видео видно что после осуществления обгона короллы, джазик интуитивно хоть и незначительно снижает скорость, как бы в нерешительности, а потом поддает газку.
    МЕня на трассе тоже бесят диарейные товарищи, которые идут за тобой, у тебя поворотник включен, но они при этом считают что их авто мощнее, и пох им на твой поворотник, тем более, что на твоем регистраторе (если есть) не видно, что у тебя поворотник включен, да и не всегда слышно, а его регик всегда можно спрятать. И таких ситуевин, куева хуча.
    Вина джаза, без всяких- 100%

  3. >>> Там качество очень плохое, но после многих просмотров я всё же пришёл к выводу, что поворотник на Авео очень рано был включен, несколько секунд ещё до обгона
    ___________
    на момент начала обгона регистратором поворотник у авео уже включен.

  4. Самая ключевая фраза тут последняя :»В любом случае, привычка смотреть в зеркала заднего вида при повороте налево весьма полезна.»

  5. Тут ещё один нюанс хотелось бы отметить.
    «11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.»
    Вот тут джаз, мне кажется, ни разу не убедился.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ