Поправки в ПДД: зимние шины, колхоз-ксенон и тонировка

МВД и Минтранс предложили два пакета поправок к Правилам дорожного движения. Первый пакет разрешит инспекторам штрафовать автомобили за несезонные шины, неработающую АБС или «капель» из двигателя (и ещё сотни неисправностей), второй касается правили стоянки, добавляет новые типы светофоров и регулирует движение самокатов, моноколёс и электроскутеров.

Поводов для штрафов будет больше

Перечень неисправностей, которые запрещали движение, был в ПДД всегда (точнее, в «Основных положениях по допуску…»). Однако перечень этот был достаточно куцый, например, тонировку, несезонную резину или езду с неисправной АБС он не запрещал. При этом с 2015 года в России действовал регламент таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств…», где перечень неисправностей был примерно в десять раз обширнее. И теперь МВД предлагает перенести этот перечь в сами ПДД.

Что это означает на практике? Например, за любую из этих неисправностей, включая несезонные шины, можно будет получить наказание по части 1 статье 12.5 КоАП. Правда, оно мягкое — предупреждение или штраф 500 рублей. Иных санкций вроде задержания транспортного средства не предусмотрено, однако есть нюансы.

— Езда с неисправностями, которые запрещают эксплуатацию, относится к длящимся нарушениям, то есть оштрафовать водителя многократно за езду, допустим, с погасшей фарой, инспектор не вправе, — поясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Но он может выдать предписание устранить неисправность, и вот тогда за повторную езду с той же самой проблемой грозят уже серьёзные санкции, например, статья 19.3 КоАП.

Эта статья наказывает за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции — вплоть до ареста на 15 суток. Такую практику обкатали на любителях тонировки: снимать госномера за подобное нарушение уже несколько лет нельзя, но если инспектор выдаёт предписание устранить проблему, водитель обязан подчиниться.

Кроме того, расширенный перечень неисправностей может использоваться при разборе аварий.

— Одна из функций Правил — установить виновность в ДТП, — добавляет Юрий Панченко. — И если расширенный перечень неисправностей будет принят, в будущем виновным может быть признан водитель, который ехал на автомобиле с поломкой из этого списка.

Правда, для этого должны соблюдаться два условия: неисправность должна быть одной из причин аварии, а в действиях водителя прослеживаться умысел.

Инспектор вправе выписать требование об устранении неисправности

Эксплуатация запрещена, если…

Список неисправностей увеличился почти в десять раз, поэтому остановимся на самых значимых. Так, много внимание уделено тормозной системе, и эксплуатация запрещается практически при любой видимой проблеме: коррозии, трещинах, надрывах, деформации элементов… А ещё под запрет попадает езда с неисправной АБС, причём критерием поломки является индикатор на панели приборов.

Большой список неисправностей касается рулевого управления, включая езду без усилителя (было в прежней редакции), а также самопроизвольный выворот руля. Кстати, последняя неисправность встречалась на ряде автомобилей и приводила к тяжёлым ДТП. Большие вопросы в этом случае возникают к производителю, но если водитель знал о проблеме и поехал всё равно, он, по предлагаемым правилам, может быть признан «соучастником».

Под запрет попадает любой декор для фар, включая реснички, плёнки и так далее. Большое внимание уделено установке ламп, не соответствующих заводскому типу: по факту, таким образом запрещают «колхозный ксенон».

Из курьёзных требований — запрет ездить без солнечных козырьков. Попутно в перечень попали трещины на лобовом стекле, правда лишь со стороны водителя (в зоне стеклоочистителя).

Есть и незначительные послабления, касающиеся тонировки: если сейчас лобовое стекло должно пропускать 75% света, то в новом перечне — 70%. Аналогичные требования, кстати, содержатся в поправках Минюста, о которых речь ниже.

Важные изменения касаются шин: шипованная резина запрещается в летние месяцы, летняя — в зимние. Регионы могут расширить этот период по своему усмотрению, сузить — нет. Кроме того, шипованная резина должна быть на всех колёсах (а не на трёх или одном, например).

Очень спорный пункт касается подушек безопасности: запрещается эксплуатация автомобиля, если они неисправны или демонтированы (часто бывает после ДТП со сработкой подушек, когда владелец экономит на их замене). С одной стороны, требование логичное, с другой, в случае ДТП с нераскрывшимися подушками, что не редкость, часть вины могут возложить на самого автовладельца.

Обширный перечень касается проблем с газобалонным оборудованием, включая и «просроченные» баллоны.

Много внимание уделено двигателю, и если запрет на езду с «дымным» или шумным мотором был и раньше, то теперь нельзя эксплуатировать автомобиль, из которого течёт какая-либо жидкость: моторное или трансмиссионное масло, жидкость гидравлических систем и так далее.

Инспектор измеряет уровень шума «спортивного» глушителя

Может ли инспектор выявлять неисправности?

Первый запредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков заявил агентству ТАСС, что предлагаемые изменения нереализуемы на практике, поскольку их невозможно администрировать.

— МВД называет вещи, якобы влияющие на безопасность, которые можно обнаружить только при прохождении техосмотра. Но закон запрещает на дорогах проверять техническое состояние автомобиля, — заявил он. — Как это будет установлено? Попросят остановить машину и покрутить рулем?

Значительная часть перечня неисправностей действительно не позволяет выявлять их силами сотрудников ДПС, например, люфт рулевого управление, работоспособность стояночного тормоза или установка «левого» ксенона определяется разве что в условиях автосервиса (пункта ТО).

Но есть ряд более «очевидных» проблем, скажем, утечки масла из автомобиля, загорание контрольной лампы АБС или несезонные шины. При этом список неисправностей был в ПДД всегда, то есть как таковой революции в этой области не произошло: просто его привели в соответствие с регламентом «О безопасности колёсных транспортных средств…», что выглядит логичным шагом.

Минтранс топит за СИМы

Ещё один пакет поправок предложил Минтранс, и они более разношёрстны. Например, в них появляется новый тип светофора, который уже обкатывается в Челябинске. Смысл его дополнительных секций пока не совсем очевиден, но таковы требования нового госстандарта, которые Минтранс предлагает добавить и в ПДД.

Светофоры нового типа с дополнительными секциями лунного цвета, который предупреждают о пересечении траекторий с пешеходами при повороте налево или направо

Действие знаков 3.27 «Остановка запрещена» будет прерываться после знака 6.4 «Парковка», а вот «кончина» жёлтой линии, дублирующей знак 3.27, не будет означать конец зоны его действия. Кроме того, запретят парковку на островках безопасности.

А ещё Минтранс предлагает добавить в ПДД новое понятие — средства индивидуальной мобильности (СИМ). Они включают в себя весь сверхлёгкий транспорта, кроме велосипедов: ролики, скейтборды, электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и так далее. Правила их движения сегодня не оговорены вовсе, поэтому Минтранс предлагает для них свод требований, напоминающий раздел ПДД для велосипедистов. Правда, остаётся неясным, почему моторизованные СИМы уравниваются в правах с «мускульными» (например, роликами), что создаёт очевидные противоречия. Например, для всех СМИов основной полосой для движения являются тротуары или велодорожки, а выезд на проезжую часть разрешён лишь электросамокатам и электроскутерам с тормозами, звуковым сигналом и светотехникой. При этом те же моноколёса могут разгоняться до больших скоростей и на тротуаре представлять опасность для пешеходов. Эту проблему решили ограничением скорости 20 км/час, что, с одной стороны, всё равно является большой величиной, с другой, не подлежит контролю.

Из других инициатив Минтранса: требование к дорожным рабочим убирать временные знаки после окончания работ на участке.

4 Comments

  1. Я так и не понял, зачем нужны секции лунного цвета, который предупреждают о пересечении траекторий с пешеходами при повороте налево или направо.
    В правилах же описаны обязанности при проезде перекрестков, зачем эти излишества?
    Так можно дойти и до знаков, запрещающих езду по тротуарам.

    1. Я так думаю, что…
      1. фазы работы пешеходного светофора и автомобильного могут не совпадать, и для водителя будет подспорьем, если табло не горит значит можно смело поворачивать, значит пешикам горит красный, ну а если горит, то пропускаем.
      2. Отсутствие разметки пешеходного перехода, а водитель при повороте не очень то будет смотреть на знаки сразу после поворота, а тут нет разметки но есть доп сигнал.
      Это все конечно же от лукавого, но…
      Наши водилы привыкли ездить по памяти. ТАк и при поворотах налево, они видят что им загорелся красный, а значит красный должен загореться и встречому потоку, ( и стартуют на всех парах типа маневр заканчивают) но ведь это не всегда так. У нас фазы светофоров были сбиты на РЫлеева, на Хлебозаводской, На Худякова, да много где. В Кате таких более 30%, а в Крыму каждый второй светофор, что для неаборигенов очень чревато, причем с тяжелыми последствиями..

      1. Когда ставят много знаков и светофоров, значительная масса водителей деградирует, забывая все правила, и ориентируется только на сигналы перед своим носом.

    2. У меня тот же вопрос. Плюс они перегружают светофор визуально и смотрятся не эстетично. К тому же в правилах обязанность пропускать пешеходов при повороте налево/направо прописана в безусловном виде (т.е. даже без перехода), и если водитель не способен усвоить это правило, вряд ли лунные секции вернут ему разум

Добавить комментарий для Юрий НабережновОтменить ответ