Задолбались на рельсах? Вот как их сглаживают (почти никак)

Если у Челябинска есть выдающиеся черты, то это трамвайные рельсы: они так выдаются, что их проезд частенько отдаёт зубной болью. В июне этого года мэрия Челябинска заключила договор с ООО «Мегастрой» на ремонт трамвайных переездов стоимостью 11,7 млн рублей, который должен закончиться в середине октября. Мы проехали по местам, указанным в контакте, чтобы понять: действительно ли мы будем летать через переезды ещё до зимы?

На пересечении Свободы и Труда работы проводили с месяц назад: старая плитка лежит вдоль дороги
Результат выглядит не слишком опрятно. По контракту здесь должны уложить плитку другого формата (30 х 30 см)

Изначально работы планировалось выполнить летом, но подрядчик, ООО «Мегастрой», до конца сентября рельсовыми переездами так и не занялся (всего у компании контрактов почти на 34 млн рублей). В конце сентября комитет дорожного хозяйства инициировал процедуру внесения ООО «Мегастрой» в реестр недобросовестных подрядчиков, а также был выписан штраф в 5000 рублей. И всё же пусть с опозданием, но работы начались.

Мы проехали 12 из 19 локаций. Активную реконструкцию мы заметили только на пересечение проспекта Победы со Свердловским, где сейчас ограничено движение, в том числе, запрещены левые повороты с некоторых направлений.

Рабочие сняли грунт возле рельсов и готовятся к укладке плитки
Машины сочатся в два ручья по временным настилам
А вот и будущее покрытие: плитка размером 30 х 30 см
Следы работ заметны на пересечении Кашириных с улицей Кирова, но здесь пока срезали лишь часть асфальта, существенно замедлив поток
Вечером Кашириных стоит в пробке
Аналогичная ситуация — на пересечении Свердловского и Труда (около Дворца спорта)

Сорванные сроки ремонта — это одна сторона проблемы. Интереснее другой вопрос: насколько целесообразно выкладывать настилы переездов плиткой? До сих пор в Челябинске либо закатывали их в асфальт, либо облагораживали плиткой в форме небольших кирпичиков. Судя по состоянию переездов, оба способа далеки от идеала.

Главная проблема плитки: она выкрашивается и проседает возле рельсов, особенно если они в этом месте имеют сложную конфигурацию
И таких мест достаточно
На снимке видно, что плитка и рельсы выполнены не вровень с асфальтом: машина клюёт при переезде
При проседании плитки образуются приличные ступеньки
Немногим лучше на асфальтовых переездах. Покрытие проминается возле рельса, и на снимке хорошо видно, как интенсивно работает подвеска этого Volkswagen Polo, хотя он еле крадётся
Головка рельса выступает над асфальтом на несколько сантиметров. По нормативам (ГОСТ Р 50597-2017) — не более 1 см
Этот переезд на проспект Победы выложен более мощной плиткой, но покрытие старое, лежит небрежно, а часть плиток уже потерялась (пересечение подлежит ремонту в этом году)
Широкая плитка есть и на пересечении Российской с Труда (Первой Пятилетки), но рельсы здесь всё равно весьма злые
На поворотах и в сложных местах трамвайный рельс имеет желоб, что усиливает тряскость при проезде таких путей
Перекрёсток Российской и Карла Маркса явно просит ремонта

А как оформляют переезды в других городах? В Москве, например, ситуация тоже не везде идеальная, но всё же лучше: здесь часто используются специальные настилы, которые лучше сохраняют геометрию.

Москва: на этом пересечении уложены бетонные плиты
А здесь применяются специальные металлические настилы
Вот переезд из плитки: примерно такой же вариант будет в Челябинске
Это Прага: трамвайные рельсы закатаны в асфальт, просто сделано это ровнее, чем в Челябинске. Кстати, полоса асфальта вдоль рельсов укладывается отдельно от основной проезжей части, что позволяет добиться хорошей геометрии
Тоже Прага: настил из бетонных плит
По таким путям в Праге разрешено ездить автомобилям: они ровные и прочные
Наконец, пражская экзотика: мостовая из брусчатки. Обратите внимание, как аккуратно подогнаны камни меньшего размера к самым рельсам

Главная проблема плитки: повышенное давление на грунт. Чтобы компенсировать это явление, под плиткой делают основание из щебня, но в любом случае рельсы и прилегающие к ним плитки давят на основание неравномерно, отчего со временем нарушается геометрия переезда. Настилы из более крупных и массивных фрагментов в этом смысле предпочтительнее: от них проще добиться стабильности в течение длительного срока службы. Другое дело, что их укладка дороже и требует техники и квалификации, не всегда доступной мастерам-плиточникам.

Архивный снимок 2017 года: убийственные рельсы на перекрёстке улицы Труда и Красной
Это же место сейчас: не идеально, но лучше, чем было. В этом году настил должны переложить вновь —на этот раз более широкой плиткой 30 х 30 см
На этом снимке видно, как сильно гуляет мелкая плитка. В местах проезда машин образуются колеи

Хорошая новость в том, что в этот раз выбрана всё же плитка большего размера. Её характеристики прописаны в техническом задании. Кроме того, заказчик требует создание подушки из щебня глубиной 15 сантиметров.

Щебёночная прослойка должна обеспечивать более равномерное распределение давление и, как следствие, лучшую устойчивость плитки

Исполнитель контракта, ООО «Мегастрой», даёт гарантию на работы: 4 года для самой плитки и 6 лет для основания. Впрочем, пока подрядчик не отличался обязательностью, так что слишком рассчитывать на гарантию, вероятно, не стоит.

Просаженная около рельса плитка — типичная картина для центра Челябинска

Опыт других городов показывает, что при обустройстве переездов через трамвайные пути более значим даже не тип настила, а качество работ и регулярное обновление покрытия. В нашем случае о качестве судить пока рано, но цейтнот вряд ли помогает делу. Мы направили в Комитет по дорожному строительству запрос о новом дедлайне, но ответа пока не получили.

Подвеска Toyota Camry срабатывает при проезде рельсов на пересечении улицы Свободы с Карла Маркса

До сих пор проблеме рельсовых переездов внимания в Челябинске почти не уделялось, поэтому на большинстве перекрёстков они существенно тормозят поток и вынуждают водителей ездить загогулинами, огибая участки, где покрытие проседает особенно сильно. Ждём окончания работ, чтобы оценить качество новой плитки.

21 Comments

  1. Мне как обывателю трудно судить о сложности задачи, но примеры Москвы и Праги говорят о том, что задача решаема.
    А вот что обывателю видно хорошо, так это то, что в Челябинске эти стыки ремонтируют долго, непоследовательно и на отъебись.
    Любые рельсы преодолеваю бодро на зависть всем хрусталевозам. Но дело тут не в рельсах, а в проявлениях большой темы, которую Артём поднял на примерах моногородов области.
    Хотя нельзя не отметить и то, что город местами преображается.
    Надежда есть!

    1. А я средне еду (не быстрее, чем все). У Ситра задняя подвеска к таким вещам чувствительна, пихается сильно, аж жаль её

  2. НА чериках, как и на ховере преодолевал(ю) рельсы не снижая скорости, все таки семнадцатый радиус отрабатывает нормально. На фиат панда, тёщиной, если беру во временное пользование, конечно крадусь, ибо ее 155/80R13 не для таких препятствий.
    Позавчера наблюдал ДТП, пересечение рождественского и меридиана направление со стороны ЧТЗ. Калинваген с прицепом едет со стороны рождественского, мы движемся с меридиана. Дядя с калины усирался, что он прав и что он на главной, неа все другие доводы ему было пох. Вменили, дебилы в погонах обоюдку, даже при наличии видео. Мотивировка, ну так калина же ехала по главной. дбл блт. Жалко фурщика. Хотя он был рад и этому. А вы что по этому поводу думаете? https://drive.google.com/file/d/1sPOHSStt265nJa8Z8m4EBGHROUnvLjLd/view?usp=sharing перезаписывал в срочном порядке с регика на телефон

    1. Интересное видео. Дядя на фуре, в принципе, тоже лез напролом, в принципе, мог бы и пропустить коллегу с прицепом. Но вот эти перекрёстки под острыми углами с бесконечными пересечениями — это, конечно, очень спорная территория. Как-то Воропаев по развилке Цвиллинга и Свободы (у вокзала) пояснял, что такие пересечения могут и на сотни метров уходить, и принцип такой — кто въехал с главной, тот и бугор. Но всё же когда речь о явном перестроении, это как минимум неинтуитивное правило, получается, в тебя может такой олень просто сбоку прилететь и говорить, что он же на главной, хотя ты, допустим, стоял уже три минуты на перекрёстке. На разбор, что ли, взять

      1. ну если надо то попробую достать с регика запись покачественнее, вроде не форматировал еще. что же касается дядя на фуре. Мое мнение. под мостами направо в продолжение мередиана можно уйти с двух полос. ТАк вот вопрос на какой хер ты там вообще перестраиваешься. Ну и дядя на фуре, а как же мертвая зона

      2. Да, согласен с тобой. Если найдёшь запись, кидай, очень наглядная история. Самого этот вопрос давно волнует. То же самое, например, на выезде с объездного рукава на Кашириных в районе пересечения с Чайковского. Там вроде ты уже в полосе 30 метров, но должен уворачиваться от тех, кто в правый ряд для поворота далее перестраивается. Я редко так езжу именно так, но всегда думаю о том, кто будет неправ если что…
        И ладно, если просто не уступил. А вот когда «главный» нарочно в бочину приехал — вот тут как быть?

    2. Что то я не понял. фура ехала строго по полосе. калина меняла полосу. как калина может быть при этом на главной а фура нет? там что, разметка на дороге не верная?

      1. Это и есть сабж: фура въехала на пересечение со второстепенной дороги (Мередиана), то есть должна была уступать в безусловной манере всем, кто ехал по главной. Это тупая практика, но она применяется.

    3. Формально дядя на Калине прав. Но в таких местах (как и дальше после мостов, где меридиан в копейское вливается) я считаю надо делать сплошную разметку между рядами, что бы запретить дядям перестраиваться на пересечении и дать возможность второстепенной набрать скорость и нормально встроиться в поток — в итоге все поедут быстрее.

      1. В принципе, вариант. Но проблема в том, что полностью запретить перестроение в правый ряд вроде как тоже нельзя (ну, я не только про Копейское, есть и другие такие места)

    4. Не радиус, а посадочный диаметр диска, в дюймах измеряется. А во-вторых, диаметр диска сам по себе ни о чем не говорит, на некоторой технике диаметр диска 12 дюймов, а диаметр колеса 29 дюймов, на таких бордюры не чувствуются даже:)

      1. Тоже глаз резануло, потому что для обычной машины (типа моего ситра) 17 «радиус» (ну, диаметр) означает низкопрофильную резину, которая только жёстче машину делает. Но ЯРиК имел в виду кроссовер на больших колёсьях, из контекста понятно

      2. Видимо да. Если технарь то и пиши технически правильно, а не чтоб всё было понятно. Учту в будущем буду писать полное ТТХ шины

      3. Да намана всё:) Сори за занудство, проф.деформация у меня))

      4. странно по профилю, вроде не шинами занимаешься

    1. С этого поржал (хотя не люблю обороты «все мы знаем, как всем известно» и т.д.)
      >>> Все мы знаем, что члены правительства и всяческие наши нувориши привились Спутником еще летом. Всё исключительно по желанию и никто не жалуется (побочные эффекты пока что редки и незначительны).

      Этим не удивлен, зато честно
      >>> «Защитный титр антител в настоящее время не известен (то есть вообще никто не знает, сколько должно быть антител, чтобы иметь защиту). Продолжительность защиты неизвестна. Клинические исследования по изучению эпидемиологической эффективности не проводились».

    2. В принципе, вся история с нашей якобы существующей вакциной — это игра словами, в том смысле, что все страны наработали некие препараты, и все проводят испытания, называя их экспериментальными образцами или как угодно. Но нашим же нужно (для чего-то) пустить пыль в глаза, поэтому мы называем вакциной то, что ещё не доказало своих качеств. И тут не претензия разработчикам, я понимаю, что полноценные испытания — это на месяцы. Но, блин, зачем было по телеку кричать (да и Текслер наш в августе отличился), что вакцина разработана и начинает поступать в регионы… Люди последний страх потеряли, по-моему. А по факту прививают пока только «безмолвных» — тех, кто в случае чего жаловаться не пойдёт

Добавить комментарий