Армянский чёс продолжается

Продолжается отлов автомобилей с армянскими госномерами, владельцам которых грозит лишение прав, изъятие документов и госномеров, а также эвакуация автомобиля на штрафтоянку. Владельцы таких автомобилей выпустили петицию с требованиями прекратить подобные акции. Документ подписали около 9000 человек, а в Ставрополье прошла сходка владельцев с призывом к властям решить проблему. Однако позиция властей по вопросу пока не изменилась, и владельцам «армянских» автомобилей по-прежнему предлагают оплатить полную таможенную пошлину и погасить долги по транспортному налогу.

В ГИБДД Челябинской области подтвердили, что владельцев автомобилей с армянскими номерами регулярно наказывают с лета 2020 года, но подчеркнули, что речь не идёт о кампанейщине: данная практика возникла из-за изменения законодательства и будет продолжена. Речь идёт об автомобилях, принадлежащих гражданам России и ввезённых для постоянного использования.

— Сейчас количество автомобилей с регзнаками Армении на дорогах Челябинска резко сократилось, — пояснили в пресс-службе ведомства. — Если такая машина попадает в поле зрения инспектора ГИБДД, оформляется постановление по статье 12.3 КоАП. Забрать автомобиль со спецстоянки можно только на эвакуаторе либо же необходимо оплатить таможенные пошлины.

Уже рассказывал, почему армянские автомобили пользовались спросом в России: из-за особенностей вступления Армении в Евразийский таможенный союз (ЕАЭС), с 2014 под 2019 годы возникла неоднозначная ситуаций, когда при фактически открытых границах таможенные пошлины в Армении были в несколько раз ниже российских. Так граждане России и Казахстана нашли несколько лазеек, с помощью которых ставили автомобиль на учёт в Армении и экономили сотни тысяч рублей на пошлинах, транспортном налоге, а ещё — штрафах с камер фотовидеофиксации.

С 2020 года таможенные пошлины в Армении выровнялись с российскими, а с июля ГИБДД стала обращать на владельцем подобных машин пристальное внимание. Их привлекали по двум статьям административного кодекса — 12.1 КоАП и 12.3 КоАП. Обе выглядят довольно мягкими, но имеют двойное дно.

Часть 1 статьи 12.1 КоАП наказывает за управление автомобилем, не зарегистрированном в установленном порядке: в данном случае, речь о езде сверх десятидневного срока, который отводится на перерегистрацию автомобиля после покупки. На первый раз автомобилисту грозит штраф 500-800 рублей, за повторное — 5000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев.

Более популярна часть 1 статьи 12.3 КоАП. Для автомобилей, ввезённых в Армению после октября 2014 года (с момента вступления в Таможенный союз), необходимо иметь документы о таможенном оформлении. Их отсутствие грозит штрафом 500 рублей, но главное — помещением автомобиля на спецстоянку. В первый год после ввоза машины считается, что она участвует в международно движении, то есть имеет право ездить без таможенного оформления. Но после этого периода инспекторы ГИБДД имеют право задержать её до устранения проблемы.

Владельцы армянских автомобилей с такой интерпретацией законов не согласны.

— Эти автомобили свободно проходили все границы на пути от Армении до России и никакого интереса к ним ни со стороны таможенников, ни со стороны ГИБДД не было много лет, — возмущается владелец BMW с армянскими номерами Павел. — Теперь получается, что закон имеет обратную силу, и меня пост-фактум заставляют оплатить почти миллион рублей таможенных пошлин. Если бы власти сразу обозначили свою позицию, не было бы такого количества ввезённых из Армении автомобилей, а так получается, что людей спровоцировали и подставили.

Главным предметом спора между владельцами «армянмобилей» и властями является статус таких машин: первые считают их предметами личного пользования, вторые — иностранными товарами.

Авторы петиции, цитируя ответ Федеральной таможенной службы, указывают, что транспортные средства для личного пользования попадают в исключение списка товаров, подлежащих таможенному декларированию. Они подчёркивают, что новые требования нарушают основной принцип ЕАЭС — свободное перемещение товаров. Также они считают незаконной применение статьи 12.3 КоАП РФ, поскольку владельцы таких машин имеют при себе все документы, необходимые для перемещения по территории Российской Федерации.

В Федеральной таможенной службе объяснили, что автомобили для личного пользования, ввозимые из Армении, не подлежат таможенному декларированию, но для них не применяется процедура временного ввоза, а если они были растаможены по иным ставкам, чем действуют в РФ, машины считаются иностранным товаром. В этом случае от уплаты российских пошлин освобождаются лишь граждане Армении.

Авторы петиции в свою очередь ссылаются на экономические трудности, хотя и не без доли лукавства:

— В данный момент около 300 тысяч россиян находится в страхе потерять свои автомобили, лишиться последнего, лишиться средства передвижения для своих семей. Во время пандемии страх потерять автомобиль особо усиливается на фоне массовой безработицы, потери бизнеса и снижении дохода, а ведь и так люди покупали автомобили в Армении из-за низкой цены по сравнению с ценой в России.

Наибольший профит при покупке автомобиля в Армении получался для премиум-марок

При этом с армянскими номерами чаще ездят достаточно дорогие автомобили, так что тезис о «последнем средстве передвижения» выглядит не слишком убедительным. Правда, есть и исключения, например, армянской лазейкой пользовались многодетные родители, которые не могли позволить себе минивэн по российским ценам. На внутреннем рынке предложение таких машин крайне ограничено, а цены совсем небюджетные, например, семиместные минивэна в пятилетнем возрасте стоят 1-2 млн рублей и дороже. Их покупка в Армении позволяла сэкономить примерно 40% от стоимости.

Часть владельцев уже обратились в суды, пытаясь отменить постановления по статье 12.3 КоАП и вернуть автомобиль со штрафстоянки. Житель Нижнего Тагила Виктор Шахов попытался оспорить действия сотрудников, но суд его жалобу не поддержал. Виктор владеет автомобилем Nissan Fuga, за который заплатил в Армении 415 тысяч рублей: теперь ему предлагают заплатить таможенную пошлину в 1,25 млн рублей. Кстати, Nissan Fuga является отнюдь не бюджетным автомобилем — по сути, это праворульная версия машины, известной в России под премиальным брендом Infiniti M35/45. Сам по себе Nissan Fuga 2016 года стоит под 2 млн рублей.

Infiniti M — близкий родственник Nissan Fuga

Автоюрист Лев Воропаев ранее разъяснял, что многие владельцы автомобилей с армянскими номерами посчитали, будто их наказывают задним числом из-за изменений таможенного законодательства, но это неверно.

— На самом деле ГИБДД выявляет нарушение правил регистрации транспортных средств, потому что по российским нормам гражданин должен поставить автомобиль на учет по месту жительства в течение десяти суток, а это подразумевает оплату всех пошлин, — пояснил эксперт.

Проще говоря, обязанность заплатить разницу в таможенных пошлинах возникала у владельцев армянских машин и раньше, просто власти закрывали глаза на ситуацию, создавая впечатление, что нерастаможенные автомобили из Армении могут беспрепятственно перемещаться по России. Сейчас гайки затянули, поставив хозяев машин перед трудным выбором: либо возвращаться в Армению для продажи автомобиля там, либо платить таможенную пошлина, которая часто превосходит стоимость машины.

— Ко мне обращались жители самых разных регионов с этой проблемой, но сейчас количество запросов снизилось, потому что перспектив у таких дел немного, — комментирует Лев Воропаев. — Большинство было заведомо проигрышными, потому что де-юре постановления по указанным статьям КоАП были законными и развалить такое дело можно разве что по процессуальным основаниям.

Похожая ситуация ещё раньше сложилась в Казахстане, где бороться с автомобилями на киргизских и армянских номерах начали ещё в начале года. С июня в стране начал работать компромиссный вариант: владельцам предложили ставить автомобили на учёт с казахскими номерами, но без права отчуждения. То есть такую машину невозможно продать, а если возникнет острая необходимость, владельцу придётся возвращаться в Армению (для этого ему вернут армянские госномера). Попутно владельцы обязаны заплатить пошлины на общую сумму около 12 тысяч тенге (примерно 2 тысячи рублей).

15 Comments

  1. Артем, а почему такой акцент, именно, на армянские номера. Вроде же всех шерстят. И абхазов в том числе. Всех у кого были такие лазейки.
    Конечно, эти немного лукавят, ну ведь ни чего, абсолютною, не поменялось в законах. Просто прижучили немного. А так как был это вечный непродаваемый авто так и остался. У собственников на тот момент было «два путя», оформлять на гражданина армении и ездить по страховке, но это сцыкотно. Или оформить временную прописку и вечно владеть этим ТС на территории РФ. Что ор то поднимать, то что пошлину заставляют платить, ну так если жисть вас ранее не научила ( ведь было уже и с прибалтами, и с белорусами, но нет, им всегда хотелось поострее.
    По работе, всегда такие машины (номера армянские а владелец из РФ) считали по стоимости металлолома, потому как не легален.
    НУ а поныть можно, может что то и получиться, хотя бы как в KZ, хотя если не штрафстоянка, то и был бы этот авто таким же вечным владением как в казахстане.
    У меня клиент был, эстима на казахских номерах, но при этом четыре года назад он переехал с Казахстана. И авто это, у него до момента переезда было в собственности 4 года и три месяца. Но, по закону положено чтобы без растоможки, чтобы в собственности авто был не менее 5 лет. Вот здесь пацана реально жалко.
    НУ а те решили сэкономить, ну вот и сэкономили

      1. Что-то он свистит, казахстанец этот. При переселении разрешается одну машину, несмотря на срок владения и экологические нормы. Тем более, что в Казахстане в 2010 году перед вступлением в ТС дали льготный коридор на ввоз. Кажется годовой. С ограничением отчуждения на 3 года. Теперь там ставки пошлин как во всём ТС

      2. Сергей Сергеич. Вот не люблю, кккогда меня (аж заикаться начинаю 🙂 ), под «мир-дверь-мяч» ( в английском переводе) подписывают. Просто все это было после 2010 года. Не все так молоды как мы с вами. Есть и более юные создания.
        https://drive.google.com/file/d/1ucEn8t7bPUZ_qpLRAwQb29ZjMZR-Xkpo/view?usp=sharing,%20https://drive.google.com/file/d/1ugTq646vVwCPq_I2bbmLaFVB0CK_NLNy/view?usp=sharing

      3. Да я верю, но что-то там еще. Не помню я про это ограничение 5 лет в собственности. Не означает, что не было. Не помню. Потому что … Ну, да бог с ним. Ездить на казахских номерах можно, ограничений нет.

    1. Не знаю, почему акцент именно на армянские номера, наверное, их больше, чем киргизских. Топикстартер, Лев Воропаев, говорит, что ему именно с армянскими номерами шквал звонков. Тут же, как я понимаю, история связана именно с особенностями вступления Армении в ЕАЭС (а ранее — Казахстана, до выравнивания пошлин). По Киргизии не интересовался, а Абхазия же вроде не в ЕАЭС? Я слабоват в геоэкономике, просто исходил из количества обращений.

      1. Абхазия сделала очень низкие ставки ввозных пошлин. По идее, по законодательству, ездить на абхазских номерах имеют право только нерезиденты таможенного союза. Временный ввоз на 2 месяца. въехал, уехал. Когда Армения сделала этот коридор, то лазейку нашли в том, что люди получали временную регистрацию, становились как бы резидентами Армении и ставили автомобиль на себя. Почему так? Потому что ездить по доверенности очень опасно. Сейчас условный Ашот продал тебе авто по доверенности, через месяц ее отозвал, а то и в угон подал. А так она твоя, но немножечко незаконно. Езжай в Армению, там езди спокойно.

      2. Я нихрена не понял, но, сдаётся мне, любителей таких схем государство должно обуть хотя бы в профилактических целях 😀

      3. Ну, чего ты не понял? Между странами ТС снимается таможенный контроль. Таможенный контроль только на внешней границе. соответственной при пересечении государственной границы между странами, ты проходишь только пограничный контроль, таможенного контроля нет. Пограничникам плевать на таможенную очистку. нет таможни между РФ и РБ. Между РК и РФ. а между Абхазией и РФ есть. Соответственно, если россиянин едет на абхазской машине, его не пропустят. Если абхазец едет на машине, его пропустят, но на границе он заполняет декларацию, в которой обязуется вывезти авто через 2 месяца. Между Арменией и РФ таможню сняли, машины и попёрли. Чисто теоретически, они предназначены для внутреннего рынка Армении, без права отчуждения. Но наши же хитрожопые, обошли это препятствие, регистрируясь по левым адресам. И выписываясь после регистрации машины

  2. Не вижу проблем если сделают как в Казахстане. Пусть катают до упора
    Кстати сейчас популярна мулька на драйве установка дополнительных световых приборов и СД в галоген. Думаю это следующее, в чем начнут затягивать гайки. С интересом ожидаю шквала нытья.

    1. НУ вот у нас было как сейчас в КЗ только что не легализовали, а теперь прижали (но что то в тырнете все за внешнюю политику государства топят а не за свои бревна-уход от платежей различного характера). А так что там, что здесь, авто в вечное пользование.

      1. Так в РК легализовали, повесив желтые номера без оплаты пошлин. У нас этого решения я не видел.

      2. Вот на больших семейных автомобилях многодетные семьи. это не более пресловутых 2%. Все остальное от лукавого. УЖ больно мне это напоминает валютных ипотечников, или цыган делающих врезки в газопоровод и электролинии.
        Вот в вайбере перекупские и разборочные (запчастевые) группы, так таких сейчас там валом.
        Опять таки если ты Фугу взял за 400, пару раз отжал по страховой, не платил налоги с большого табуна лошадей, не платил штрафы. А сегодня тебе за машину дают 180-200 ( на запчасти). Ну че нормальная экономия. Даже в профите.
        Тоже самое с японками с Владика было, и до сих пор есть. Продается на запчасти абсолютно целый автомобиль.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ