Авария на Победы: смертельный наезд, когда оба двигались на зелёный

Эта авария случилась год назад, в ноябре 2019 года, в Челябинска: водитель Toyota RAV4 снёс идущую на зелёный свет девушку, которая впоследствии умерла. Однако решение по уголовному делу ещё не принято, а родственники боятся, что его могут спустить на тормозах.

Авария случилась на пересечении проспекта Победы и улицы Молодогвардейцев. Водитель белой Toyota RAV4 сначала пристроился в хвост очереди из автомобилей, поворачивающих налево. Стоп-линию он миновал на зелёный и остановился между ней и пешеходным переходом. В момент, когда на светофоре загорелся жёлтый, он резко вывернул вправо и, непрерывно ускоряясь, поехал через перекрёсток. В этот момент девушка начала переход улицы от разделительной полосы в центре. Судя по видео, водитель или не пытался тормозить, или сделал это уже в последний момент, когда избежать наезда было невозможно.

Брат погибшей Александр Окунев рассказал нам, как продвигается ход дело:

— Судебное заседание ждем с августа, но постоянно что-то мешает: то отпуск у следователя, то коронавирус. Первая экспертиза, которую проводило МВД, отвечала на вопрос, мог ли он проехать перекресток в такой ситуации. На ее основании адвокат водителя пришла к выводу, что мог, поскольку пересек стоп-линию за зеленый. Мы заказали другую экспертизу, и она заключила, что нарушение правил было и он не имел права ехать через перекрёсток.

Ситуация действительно является неоднозначной. Пункт 6.14 ПДД гласит: водителям, которые при включении желтого сигнала не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение. В данном случае пункт 6.13 ПДД требует остановиться перед стоп-линией, но поскольку водитель RAV4 к моменту включения желтого уже миновал ее, он вроде бы имел право продолжать движение.

Однако пункт 6.14 всё же относится к ситуациям, когда водитель приближается к стоп-линии и не успевает остановиться перед ней. Здесь же речь идёт о возобновлении движения. По мнению автоюриста Льва Воропаева в подобной ситуации проезд перекрёстка является нарушением:

— Как минимум, водитель не выполнил требование пункта 6.2, поскольку красный сигнал запрещает движение через перекрёсток. В любом случае он должен был осознавать, что его манёвр создаёт опасность как для других водителей, так и пешеходов.

То есть он не мог возобновлять движение на жёлтый сигнал. Кроме того, по мнению юриста, отдельного внимания заслуживает вопрос, выполнил ли водитель пункт 10.1 ПДД. С одной стороны, этот пункт требует от водителя тормозить при появлении опасности, и в данном случае, пролетая регулируемый переход на запрещающий сигнал, водитель должен был предвидеть возможное появление пешеходов. Он же интенсивно разгонялся, отчего удар получился сильным. Лев Воропаев обращает внимание и на другой аспект пункта 10.1 ПДД:

— В нём сказано, что водитель должен выбирать скорость, которая позволяет ему соблюдать требования правил, в том числе, о пропуске пешеходов на переходах. Вопрос о том, имел ли он техническую возможность остановиться, нужно адресовать экспертам.

Например, они должны разобраться, когда именно открылась видимость на пешехода, поскольку на перекрёстке было много машин.

Кстати, ситуация, когда водитель завершает проезд перекрёстка, а пешеходы уже начали переход, является распространённой и отчасти спорной. Но судебная практика в таких делах, в целом, на стороне пешеходов: вот разбор похожей ситуации с детьми.

Кстати, по видео складывается впечатление, что девушка пересекала дорогу не строго по переходу, а чуть в стороне. Лев Воропаев считает, что это не снимает с водителя ответственности:

— Суды редко принимают это обстоятельство во внимание, особенно, если, как в этом случае, на переходе стояли другие автомобили.

Подытоживая разговор, Лев Воропаев говорит:

— Если бы дело закончилось лёгкими травмами и нарушение квалифицировалось бы по административному кодексу, вина водителя, думаю, бывал бы однозначной, потому что он нарушил сразу несколько пунктов правил. В случае с тяжёлыми авариями назначается автотехническая экспертиза, от которой во многом зависит вердикт суда, но если водитель имел возможность остановиться, он будет признан виновным.

Мы попросили родственников погибшей держать нас в курсе разбирательств по этому делу.

Добавить комментарий