Маршрутчики на «Манхэттене»

Житель «Манхэттена» Павел Курбатов прислал в редакцию письмо с жалобами на маршрутчиков и автомобилистов, которые огибают пробку по улице Труда через примыкающую к жилому комплексу парковку и приложил пару видео.

Павел Курбатов написал:

— Сначала маршрутчики пересекают двойную сплошную и пять встречных полос, а потом несутся по парковке на скорости 50–70 км/ч в то время, когда мы выходим из домов. Несколько раз были аварийные ситуации, а особенно страшно за детей. Мы писали заявление в ГИБДД, на что нам отвечали, что, мол, провели рейд, наказали 7–10 человек. На этом всё и заканчивалось. А мы чувствуем себя как на войне.

На меня накатило дежавю, потому что такие жалобы идут постоянно и уже много лет. Несколько подобных видео было в рубрике «Лови маршрутку», например, вот этот замечательный инцидент в том же районе.

Справедливости ради: нарушают не только маршрутчики, легковушки тоже едут будь здоров. Но если обычные машины хотя бы имеют право заезжать на парковку, то в случае с маршрутчиками это совсем нонсенс — у них же, типа, маршрут.

Кстати, а что нарушают водители, срезающие путь через парковку? Парковки и жилые зоны — это суть прилегающие территории, которые по определению ПДД не предназначены для сквозного движения. Такое нарушение может наказываться, например, по части 1 статьи 12.28 КоАП штрафом в 1500 рублей. Еще 1000–1500 рублей можно выписать за поворот налево через сплошную осевую разметку (часть 2 статьи 12.16 КоАП). Водителю автобуса также грозит штраф за отклонение от маршрута, но это уже не компетенция ГИБДД.

Впрочем, единичные штрафы тут бессильны. Ситуацию спасла бы автоматическая камера, но ставить ее здесь — всё равно что стрелять из пулемета по воробьям. Проще уж вбить несколько столбиков, чтобы исключить сквозной проезд в принципе: парковка у «Манхэттена» позволяет это сделать. Но, опять же, ценой неудобства для самих жителей.

Вообще инстинктивный порыв жаловаться именно в ГИБДД понятен, но по факту он дает властям (в широком смысле) удобный способ включать «динаму». Недовольны маршрутками? Поставим экипаж ГИБДД на день-другой. Видите, мы работаем. А по факту эти мелкие карательные акции низводят системную проблему до местечковой и ничего не меняют.

Интересно вот что: участок Труда вдоль «Манхэттена» — одна из считанных дорог в Челябинске, где для маршрутного транспорта планировали свою полосу. Местами она там появляется, но сделана фрагментарно: конкретно напротив «Манхэттена» полосы нет, что убивает весь смысл идеи. Поэтому прагматичные маршрутчики организовали себе другую «выделенку» — через парковку.

Грамотно проложенные выделенные полосы куда удобнее для маршрутчиков, чем объезды по дворам и парковкам

Но даже и выделенка на конкретном участке не решит проблемы в корне, ведь жалобы на самопальные выделенки мы получаем не только от жителей «Манхэттена»: буквально на днях публиковали репортаж с улицы Братьев Кашириных, где маршрутки прут по пешеходной аллее.

В начале декабря в Челябинске сгорело сразу две маршрутки

Кстати, с тех пор маршрутки еще пару раз ярко засветились в СМИ: так, один автобус сгорел 5 декабря, другой — 8 декабря. Чтобы найти эти публикации, я набрал в поисковике «сгорела маршрутка, 74.RU» и получил еще с пяток относительно свежих ссылок: 29 декабря 2019 года10 апреля 2019 года9 февраля 2019 года28 декабря 2018 года17 декабря 2018 года… В чём причина этих новогодних фейерверков? Чиновники откашляются и ответят: «Кхм, рассматриваются разные версии, в том числе связанные с профессиональной деятельностью пострадавших».

Причина же проще: никакого контроля, кроме отдельной кампанейщины, за маршрутками нет. Причина в том, что они банально ночуют во дворах и ничто не мешает водителю сесть за руль, например, после сильного недосыпа или с похмелья. Или, скажем, установить самопальный обогреватель.

Мы неоднократно адресовали эти вопросы властям разного уровня, и каждый раз единая тема дробилась на множество мелких, за каждую из которых отвечает свое ведомство: ГИБДД, ТОГАДН, управление транспорта, а проще говоря — никто. Еще сложнее с заменой маршруток большими автобусами: тут примешиваются вопросы бюджетирования, и тема вязнет окончательно. Если воспринимать чиновничью логику в лоб, проблема челябинских маршруток просто неразрешима. По этой логике убрать маршрутки — всё равно что ампутировать у человека скелет. Серьезно?

Конечно, кое-какие изменения заметны: маршруточного беспредела в последние годы стало меньше (хотя это очень субъективная оценка). Другое дело, что его быть не должно совсем, а мы всё равно получаем жалобы и всё чаще ощущаем дефицит слов, чтобы описывать то, что описано полсотни раз.

Обилие маршруток увеличивает потребность в водителях, поэтому входного контроля качества нет — берут всех с руками и ногами. Чтобы было что положить на руль

Новая надежда Челябинска — очередная комплексная схема транспорта (так называемая ПКРТИ), которую разработала ЮУрГУ. По замыслу, она наконец сместит баланс в пользу цивилизованных видов транспорта и избавит город от маршруток к 2024 году. Как получится на самом деле, вопрос открытый. Тут вспоминается КСОДД-2018, реализация которого идет ни шатко ни валко, практика перегона в Челябинск неновых автобусов из других регионов и скромные (относительно планов) поставки новой техники.

Один специалист высказался в таком ключе: мол, если долго было плохо, то по щелчку точно не изменится. Я абсолютно разделяю этот посыл. С одной поправкой: когда мы соглашались с ним в 2005 году, то терпеливо ждали 2008 года, но получали тот же аргумент. Мы ждали 2012 года, потом 2015-го, и вот уже на дворе 2020-й, а аргумент всё в силе: по щелчку точно не изменится. Может быть, потому что мы и не пытаемся менять?

One Comment

  1. Kriptonus

    История приводит много случаев, когда человек, поставив себе цель, вполне ее достигает. Даже твой блог напоминает о таком случае с человеком, который сумел настроить ПО для массовой фиксации правонарушения маршруток. Это один человек, с минимальными финансовыми и временными ресурсами. Здесь же целая государственная система, которая, по конституции, в первую очередь, целеполаганием являет права и свободы человека, их защиту, социальную среду и прочее. Но вот как-то не очень получается. Глядя на все эти госпопытки складывается впечатление, что цели у них совершенно иные. Да это и понятно, что пока ты сам с чем-то не столкнешься, это тебя не сильно будет трогать. Ну не ездят чиновники в маршрутках, не ходят пешком, в магазины, не живут на среднестатистическую ЗП и прочее. Люди, абсолютно оторванные от реальной жизни населения, имеющие о ней представления только косвенные, пытаются в ней что-то изменить. Меня же не беспокоит кран на кухне у соседа? Разве только когда он протечет на мою кухню. Вроде бы столько социальных институций, призванных эту проблему решать, задавать обратную связь, но не работают. Потому как она силы не имеет. Если я наступлю на грабли для лилипутов, я больше так постараюсь не делать, больно. А у чиновников нет понятия социальной боли, когда за принятием решения, его скоростью стоят живые люди. Где хоть один пример, что чиновнику прилетело за некачественное решение? Причем не на словах, на деле? Я знаю, что есть хорошие специалисты своего дела, в любой отрасли, которые разработают и внедрят наиболее оптимальное решение. Но к делу этих людей не подпускают, все какие-то популисты с гладкими лицами, умеющие сочувственно вздыхать про кран соседа, мою кухню, но и только
    Вообще Челябинск мне нравится своей сетью улиц, она в свое время была качественно продумана и запланирована, когда люди и не помышляли ещё о глобальной автомобилизации.

Добавить комментарий