Контравария: понты или польза?

Под Екатом случилось вот такое жутенькое ДТП на ровном месте: машина владельца регистратора просто сорвалась в занос и прилетела во встречную фуру. Без шансов, конечно. Скорость перед вылетом — 155 км/час по GPS (грубо, 165 по спидометру).

Ну и автоэксперт Дмитрий Ларионов, комментируя ДТП, написал следующее:

«Знаете, зачем нужны курсы контраварийной подготовки? Наглядно. Допустим, едете вы спокойно куда-то. В какой-то момент при манёвре на скорости чувствуете, что машину повело. Если у вас нет опыта, ваша реакция будет примерно такой: «Ооо, несёт! Вот оно, вот оно! Блин, чо делать? Чо там в билетах было? Так, какой у меня привод?»… Ну вы поняли. В идеале реакция будет выглядеть как-то так: занос, аккуратно руль, чуть газку, плавно возвращаем, всё. Даже если вы водите аккуратно, такая подготовка когда-то спасёт вам жизнь. Но, возможно, благодаря ей вы этот момент даже не почувствуете…»

И я не могу согласиться. С одной стороны, в том ДТП виновата безголовая манера езды, потом что даже по записи, которая скрадывает скорость, видно, что парень нёсся к успеху. Но и даже с контраварийными скиллами не всё так однозначно.

Я прошёл несколько курсов с разными марками (самые увлекательные — с Audi в ХМАО), и как-то жена спросила, мол, ты сам-то ощущаешь пользу? Я ей говорю: да, но дело не в умении «руль в сторону, газку поддал», а, скорее, в обостряющемся чутье машины.

После таких курсов отпадает желание гонять по льду и прочим коварным поверхностям — вот это, наверное, ценно. Тебя два дня насильно выводят из зоны комфорта и заставляют рвать по льду так, как ты бы никогда не поехал. Скажу честно, заёбывает. И от этого ту самую зону комфорта начинаешь особенно ценить. На адекватных же скоростях скольжения развиваются не «бессимптомно», и школы контраварии позволяют их лучше распознавать: скажем, в сложных условиях я отключаю музыку, потому что работу шин можно услышать. Плюс в таких школах, например, я научился тормозить в безнадёжных ситуациях.

Но что касается самой езды в дрифте… Я сомневаюсь, что на эти скиллы стоит рассчитывать. Неподготовленный человек в 10 аварийных ситуациях ошибётся 8 раз, подготовленный, допустим, только 6 раз. Но я сильно сомневаюсь, что у кого-то результат будет стопроцентный (ну, у Макса Ахтямова будет, но это другая история). Во-первых, этот навык нужно постоянной прокачивать. Во-вторых, реальные условия очень отличают от полигонных, как отличаются и скорости. Скажем, по льду озера мы ездили, наверное, не быстрее 80 км/час (но там и это страшно), и лёд был одинаковым, без колейности, хлябистой обочины или внезапных пятен асфальта. Не было пугающих фур, столбов, выбоин. Все были на адреналине, постоянно «щупали» уровень сцепления, старались действовать на опережение. В реальной жизни мы не в той форме. Да, что-то уходит на уровень рефлексов, но не всё. Занос — это капец какой геморрой в любом случае.

И не устану повторять, что ESP в таких условиях здорово выручает. Если с недостаточной поворачиваемостью борются не все системы, то с избыточной (заносами) — сто процентов. Некоторые, правда, сначала допускают изрядный мах, но в любом случае это лучше, чем завертеться волчком. Впрочем, на 150+ км/час иной раз и ESP не спасёт, так что начинаем с главного — со скорости. Остальное следствия. 

6 комментариев

  1. Чебурашка

    смотрел на ролик и думал только об одном — и не страшно ведь так ему нестись. я летом так не гоняю.

  2. Серегин

    Уже мы с тобой приходили к формуле. Ездим с электронными плюшками стабилизации и прочей полезности так, как будто мы без них. И они наверняка смогут помочь.
    А лучшее средство для постановки навыков вождения машина «Москвич» в ней понятно, что 60 км/ч это реально много

    • Это да) Вообще одна из причин таких вот инцидентов — в России негде выпустить пар. На Западе развита культура автогонок, есть трассы «Формулы 1», куда тебя свободно пустят погонять на своём старом «Фольксвагене», есть картодромы, есть полупустые горные дороги. Это позволяет и амбиции удовлетворить, и навыки ставит, и обостряет ощущение предела возможного. А у нас для молодых да горячих один вариант — удивлять девчонок тем, как ты кладёшь стрелку спидометра на несчастном полике (на видео).

      • Чебурашка

        так это поло? видать пропустил
        вообще старыt поло почти всегда шли без ЕСП, т.к. он был только в пакете и не для каждой комплектации. это была 1 из причин почему я не выбрал поло при смене машины в свое время. хотя тест драйв прошел.

  3. Серегин

    На 24-27 секунде видео мне показалось, что он уже на встречке

Добавить комментарий