Контравария: понты или польза?

Под Екатом случилось вот такое жутенькое ДТП на ровном месте: машина владельца регистратора просто сорвалась в занос и прилетела во встречную фуру. Без шансов, конечно. Скорость перед вылетом — 155 км/час по GPS (грубо, 165 по спидометру).

Ну и автоэксперт Дмитрий Ларионов, комментируя ДТП, написал следующее:

«Знаете, зачем нужны курсы контраварийной подготовки? Наглядно. Допустим, едете вы спокойно куда-то. В какой-то момент при манёвре на скорости чувствуете, что машину повело. Если у вас нет опыта, ваша реакция будет примерно такой: «Ооо, несёт! Вот оно, вот оно! Блин, чо делать? Чо там в билетах было? Так, какой у меня привод?»… Ну вы поняли. В идеале реакция будет выглядеть как-то так: занос, аккуратно руль, чуть газку, плавно возвращаем, всё. Даже если вы водите аккуратно, такая подготовка когда-то спасёт вам жизнь. Но, возможно, благодаря ей вы этот момент даже не почувствуете…»

И я не могу согласиться. С одной стороны, в том ДТП виновата безголовая манера езды, потом что даже по записи, которая скрадывает скорость, видно, что парень нёсся к успеху. Но и даже с контраварийными скиллами не всё так однозначно.

Я прошёл несколько курсов с разными марками (самые увлекательные — с Audi в ХМАО), и как-то жена спросила, мол, ты сам-то ощущаешь пользу? Я ей говорю: да, но дело не в умении «руль в сторону, газку поддал», а, скорее, в обостряющемся чутье машины.

После таких курсов отпадает желание гонять по льду и прочим коварным поверхностям — вот это, наверное, ценно. Тебя два дня насильно выводят из зоны комфорта и заставляют рвать по льду так, как ты бы никогда не поехал. Скажу честно, заёбывает. И от этого ту самую зону комфорта начинаешь особенно ценить. На адекватных же скоростях скольжения развиваются не «бессимптомно», и школы контраварии позволяют их лучше распознавать: скажем, в сложных условиях я отключаю музыку, потому что работу шин можно услышать. Плюс в таких школах, например, я научился тормозить в безнадёжных ситуациях.

Но что касается самой езды в дрифте… Я сомневаюсь, что на эти скиллы стоит рассчитывать. Неподготовленный человек в 10 аварийных ситуациях ошибётся 8 раз, подготовленный, допустим, только 6 раз. Но я сильно сомневаюсь, что у кого-то результат будет стопроцентный (ну, у Макса Ахтямова будет, но это другая история). Во-первых, этот навык нужно постоянной прокачивать. Во-вторых, реальные условия очень отличают от полигонных, как отличаются и скорости. Скажем, по льду озера мы ездили, наверное, не быстрее 80 км/час (но там и это страшно), и лёд был одинаковым, без колейности, хлябистой обочины или внезапных пятен асфальта. Не было пугающих фур, столбов, выбоин. Все были на адреналине, постоянно «щупали» уровень сцепления, старались действовать на опережение. В реальной жизни мы не в той форме. Да, что-то уходит на уровень рефлексов, но не всё. Занос — это капец какой геморрой в любом случае.

И не устану повторять, что ESP в таких условиях здорово выручает. Если с недостаточной поворачиваемостью борются не все системы, то с избыточной (заносами) — сто процентов. Некоторые, правда, сначала допускают изрядный мах, но в любом случае это лучше, чем завертеться волчком. Впрочем, на 150+ км/час иной раз и ESP не спасёт, так что начинаем с главного — со скорости. Остальное следствия. 

6 Comments

  1. смотрел на ролик и думал только об одном — и не страшно ведь так ему нестись. я летом так не гоняю.

  2. Уже мы с тобой приходили к формуле. Ездим с электронными плюшками стабилизации и прочей полезности так, как будто мы без них. И они наверняка смогут помочь.
    А лучшее средство для постановки навыков вождения машина «Москвич» в ней понятно, что 60 км/ч это реально много

    1. Это да) Вообще одна из причин таких вот инцидентов — в России негде выпустить пар. На Западе развита культура автогонок, есть трассы «Формулы 1», куда тебя свободно пустят погонять на своём старом «Фольксвагене», есть картодромы, есть полупустые горные дороги. Это позволяет и амбиции удовлетворить, и навыки ставит, и обостряет ощущение предела возможного. А у нас для молодых да горячих один вариант — удивлять девчонок тем, как ты кладёшь стрелку спидометра на несчастном полике (на видео).

      1. так это поло? видать пропустил
        вообще старыt поло почти всегда шли без ЕСП, т.к. он был только в пакете и не для каждой комплектации. это была 1 из причин почему я не выбрал поло при смене машины в свое время. хотя тест драйв прошел.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ