Даниил Квят

Даниил Квят завершает карьеру в «Формуле 1». Посвящу ему небольшой пост, тем более он почти наш земляк, уфимец.

Квят — один из трёх российских гонщиков «Формулы 1» (вместе с Виталием Петровым и Сергеем Сироткиным) и пока — самый результативный. Его талант был очевиден ещё в картинге, и я помню статьи «Авторевю» 15-летней давности, где о нём высказывались в превосходной степени.

Маленький Даниил ещё только мечтает о «Формуле 1». Многие наверняка посмеиваются, мол, ну, пусть мечтает. Через 9 лет он станет пилотом Scuderia Toro Rosso, черед 10 лет — топ-команды Red Bull Racing (четырёхкратные чемпионы Ф1)

В «Формуле 1» он действительно страну не опозорил: у него была природная скорость и за пять сезонов выступлений Квят трижды побывал на подиуме, один из которых — это второе место на Гран-При Венгрии 2015 года. Пока это лучшее достижение россиян в топовых гонках. Кстати, по итогам 2015 года Квят опередил по очкам напарника по команде, Даниэля Рикьярдо, который считается одни из самых быстрых и стабильных пилотов Ф1.

Квят на подиуме во время Гран-При Германии прошлого года. Слева — Себастьян Феттель (Ferrari) и Макс Ферстаппен (Red Bull)

Но всё-таки главным признаком формульной карьеры Квята стала его нестабильность. Если брать его лучшие гонки, он выступал на уровне напарников, среди которых были в основном очень быстрые парни. Проблема в том, что концентрация безупречных вступлений у Квята была сравнительно низкой, и в какой-то период на одну удачную гонку у него приходилось три или четыре бесцветных.  Для себя я сформулировал так: от лучших пилотов «Формулы 1» Квят отличался не столько предельными возможностями, сколько неспособностью ехать на этом уровне в режиме метронома, круг за кругом, гонка за гонкой.

Келли Пике — гражданская жена Даниила, дочь трёхкратного чемпиона «Формулы 1» Нельсона Пике. В 2020 году пара рассталась, несмотря на рождение в 2019 году дочери

Впрочем, часть ответственности можно переложить на обстоятельства, потому что сама карьера Квята в «Формуле 1» получилась такой же неровной. Он дебютировал в команде-середнячке Toro Rosso в 2014 году и хорошо заявил о себе, но, вероятно, не до конца созрел для дальнейших шагов. А потом случился форс-мажор: четырёхкратный чемпион мира Себастьян Феттель надумал вдруг уйти из Red Bull Racing в Ferrari, и в 2015 году Квят оказался на его месте в чемпионской конюшне. Мы, конечно, поначалу ликовали и ждали от него как минимум регулярных подиумов, но форма Red Bull в 2015 году оказалась неважной, и хотя Квят выступил убедительно, особенной сенсации не вышло. Казалось, лучшее ещё впереди.

Но в 2016 году случилась и вовсе странная вещь: после четырёх гонок за рулём Red Bull (одна из которых принесла ему второй подиум) Квята внезапно выгнали из Red Bull в младшую команду Toro Rosso, чтобы освободить место для перспективного Макса Ферстаппена. Тот, кстати, оказался действительно очень хорош и сейчас это решение не вызывает особых вопросов.

Но для Квята это стало жестоким ударом, тем более, безотносительно Ферстаппена, Квят выступал вполне на уровне «Формулы 1» и явных причин для столько резкого понижения в ранге не было.

А далее могла бы случиться Голливудская история про парня, которого судьба подняла на самый верх, а потом шмякнула о землю (но он всё равно поднялся), только Голливуда не вышло — Квят так и не оправился от удара. В Toro Rosso он выступал нервно, допускал много ошибок и скорость демонстрировал через раз. Его уволили в конце 2017 года, и хотя само понижение было свинским и обидным, нельзя не признать, что Квят своими выступлениями, скорее, подтвердил правоту критиков. К концу 2017 года большинство действительно считало, что Red Bull сделал правильную ставку, переключившись с Квята на Ферстаппена.

Несмотря на ту ссору, Квят ещё раз вернулся в «Формулу 1» в ту же самую Toro Rosso (AlphaTauri), проведя сезоны 2019 и 2020 года. Выступал он ровнее, чем раньше, но напарникам уступал и, в целом, смотрелся слегка размягчённой версией себя молодого: более осторожным, но менее ярким. Он приехал на подиум в Германии-2019, но его напарник, Пьер Гасли, умудрился выиграть в Италии-2020, так что достижение Квята в любом случае не стало локальной вершиной для команды.

Сезон 2020 года: вместо лиц — маски

На фоне первого гонщика «Формулы 1» Виталия Петрова с весьма экзотичным бэкграундом (пришёл в королевских гонки в обход картинга, что сегодня нонсенс), Квят был пилотом более цельным, подготовленным и, вероятно, талантливым. Но всё же он не стал полноценной гордостью России, и причины тут больше психологические. С одной стороны, ему не совсем повезло: слишком рано попал в топ-команду, слишком несправедливо был изгнан. Но такие удары судьбы в «Формуле 1» случаются и есть примеры, когда гонщики под ними не проседают, а Квят так и не смог породить историю о несгибаемом парне, которого ломали-ломали, да зубы себе обломали.

Но кто бы что ни говорил, Квят занимал место в «Формуле 1» абсолютно заслуженно. Если у него и проявились какие-то недостатки, это связано с тем, как высоко и быстро он забрался. Остальное — детали.

В теории, Квят может вернуться в Ф1 в 2022, но, честно, сомневаюсь. Слишком много молодых и фантастически быстрых альтернатив

В следующем году Россию будет представлять в «Формуле 1» Никита Мазепин, ставший партнёром Мика Шумахера (сына Михаэля) в Haas.

2 комментария

  1. Киноман

    У Петрова папа был владелецем судостроительного завода, который строит платформы для Газпрома. Он ему такую дорогую секцию по картингу оплатил (формулу 1 имею ввиду). Позже наверное деньги закончились. Вобщем-то Стиг из Топ Гира в своей книге примерно так и описывал ф1: деньги есть — катаешься, нет — на твое место куча других кандидатов. Про семью Квята вообще ничего не знаю, но один фанат ф1 мне сказал, что они ещё богаче Петровых.

    • В «Формуле 1» много пилотов с богатыми родителями или спонсорами, что зачастую не отменяет и их природной скорости. Откровенных рента-драйверов в современной «Формуле 1» нет, просто потому, что это было бы небезопасно. А так даже за Алонсо банк Santanders платил немалые деньги, просто все понимали, что парень столь быстр и стабилен не за счёт денег. Просто когда гонщик быстр, да ещё богат, это вдвойне хорошо

Добавить комментарий