Ветряки надули гигаватт

Попалась мелкая, но интересная заметка в The Guardian: в прошлую пятницу, 18 декабря, 40% всего электричества в Великобритании выработали ветряные мельницы. Средняя мощность ветряков установила новый рекорд в 17,3 ГВт, что вполне прилично — это примерно 50 теплоэлектростанций калибра нашей ТЭЦ-2 в режиме пиковой мощности.

В августе, когда спрос на энергию упал (видимо, из-за ковида), ветряки обеспечивали 60-процентов потребностей Великобритании. А по данным за первый квартал 2020 года, все «зелёные» электростанции (ветряки, солнечные батареи, волногенераторы) обеспечили среднее значение в 47% от вырабатываемой энергии.

Тут надо сделать пару оговорок, потому что, например, ТЭЦ помимо непосредственно электричества даёт ещё тепловую энергию, которую мы используем для отопления. Причём мощность эта гораздо выше — ТЭЦ-2, например, выдаёт 1,1 ГВт тепла против 0,32 ГВт электричества (то есть разница втрое). Для России, как вы понимаете, это принципиальный плюс.

То есть до полного замещения всё равно далековато. И всё же десять лет назад вклад ветряков и солнечных батарей казался косметическим, теперь же они обеспечивают Англию таким же количеством энергии, что и остальные типы электростанций, в числе которых газовые ТЭЦ (31%), атомные (15%), угольные (4%) и остальные (3%).

Помимо увеличения количества ветряков сказалось и усиление ветров, связанное, вероятно, с изменениями климата (писал как-то о глобальном «поветрении»). Это вообще забавный феномен: ветряки и волногенераторы тем эффективнее, чем серьёзнее проблема, с которой они призваны бороться.

И это ответ на вопрос, чем будут питаться электромобили, когда мир перейдёт на них (к чему есть много предпосылок, если только коронавирус не затормозит планы). Конечно, чтобы запитать транспорт нужно очень много энергии, но не так, чтобы задача была нереалной.

Сделаю очень грубую прикидку. В Англии сейчас порядка 26 млн автомобилей. Если перевести на электричество 10% автопарка, при среднем городском пробеге 30 км в сутки и расходе энергии как у Nissan Leaf, с учётом потерь в сетях и зарядных устройствах, потребности составят примерно 0,7 ГВт (средняя суточная величина). Сейчас, напомню, мощность английских ветряков достигает 1,7 ГВт, хотя это пиковый режим. Понятно, что для полного перевода транспорта на зелёные схемы нужно наращивать этот потенциал в разы, но концепция становится более-менее реалистичной. Что думаете?

5 Comments

  1. 1. я думаю, что вместо 3 брендовых заправок (не считая ноунеймов), что у нас есть, надо построить в 10 раз больше электрозаправок (3 мин и 1 час (и это в идеале)) что никогда сделано не будет.
    почему не в 20? ну я половину автотранспорта великодушно отправлю заправляться в частный дом.
    2. даже не пытаюсь представить что придется делать с сетями когда эта половина приедет в частный сектор и поставит свои машины разом на заправку 🙂
    источник ЭЭ, инфраструктура заправки, транспорт ЭЭ — 3 кита, которые глубоко на дне. пока что мое имхо — все хорошо у электроавто пока их мало. у нас метан никак продвинуть не могут.

    1. Я не столько про Россию говорил, сколько про мир вообще. Россия же в транспортном смысле глубоко вторична. У нас могут сделать временной лаг лет в 10-15 относительно запада, но в остальном, думаю, мы опять же последуем за всеми.
      Не, я не спорю, тут проблем ещё много, и одновременная зарядка — одна из них. С другой стороны, если посмотреть кривые нагрузок, то, возможно, именно ночью, когда ЭМ будут заряжать, остальные потребители на минимуме, так что наоборот будет выравнивание кривых. Но это уже частные технические вопросы, просто сам факт, что в Англии сжигаемое топливо обеспечивает меньше электричества, чем зелёные источники + АЭС, мне кажется, впечатляет.

      1. мы любим повторять за всеми. карма видать такая. Не, я понимаю Европу почему она переходит на зелень, и экология, имхо, тут на последнем месте. Европе нужна энергонезависимость и ветро/гидроэнергетика = электроотопление+электротранспорт тут нормально выглядят бонусом более комфортный климат и высокая плотность населения. Ну а если народ приветствует переплату за «экологию», ну значит и будем ему скармливать это…

  2. Интересно, что ждёт зелёную энергетику в будущем, т.к. традиционные нефть и газ сейчас стоят супер дёшево. Писали, что в Европе стали закрывать заводы по производству биоэтанола, т.к. они видимо, были выгодны только при дорогой нефти(больше 100 баксов — помните такие цены?), при такой дорогой нефти лить в бак этиловый спирт было альтернативой для Европы, а сейчас нафиг это не надо.

    1. Полагаю, планы автопрома и энергосистем формируются на 10-20-50 лет, и сиюминутные колебания цены нефти, обусловленные спецификой годы, мало влияют на долгосрочные оценки. Нефть закончится — вот главный рубеж.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ