Накаты и откаты. Тест новой Mazda CX-30

Mazda3 в России больше не купить: продажи остановлены ещё прошлой осенью. Легковые пятидверки в России большим спросом не пользуются и дискриминируются похлеще иных меньшинств: то отращивают им седаний задок (VW Polo), то превращают в кроссоверы. И Mazda, видимо, рассудила также: зачем пропадать отличной модели, если всего-то нужно осуществить мечту многих мужчин и добавить кое-где сантиметров? Тем более у «трёшки» был в арсенале даже полный привод, так дело было за малым: создать на ей платформе кроссовер..

Так появилась Mazda CX-30 — по сути, близкая модель, но с расширенными возможностями. Не испортило ли это концепции? Ведь добавление упомянутых сантиметров нередко мешает и бегать, и танцевать.

Mazda CX-30 — не совсем задранная «трёшка». Кузов полностью новый

 

Сразу расскажем о главном недостатке Mazda CX-30, который она унаследовала у своей младшей родственницы — задняя часть салона по меркам кроссовера откровенно тесная. Для взрослого человека в зимних ботах места на втором ряду впритык, а багажник заточен под дары «Ашана», но не скарб горнолыжника или туриста. По практичности CX-30 осталась ровней той же «трёшке», а значит, ориентируется на людей малосемейных. Либо же просится на роль второй машины.

На задние сиденья сам за собой я сажусь почти враспор
Багажник не дотягивает даже до 300 литров
Под полом — набор инструмента и малоразмерная докатка

 

От легковой модели достался и салон, сгруппированный вокруг водителя с лёгким намёком на кокпит. Сиденье изрядно двигается по высоте, поэтому в верхней точки я упираюсь в потолок, в нижней — едва достаю локтем до подоконника. Можно сесть по-капитански, можно как в спорткаре. Но рулить мне, например, мешает широкий и нерегулируемый бокс-подлокотник, а чтобы избежать этого, приходится искать посадку — впрочем, диапазоны настроек одобряют эксперименты.

В интерьере никакого изобретательства: всё сделано по классическим для Mazda схемам, при этом симпатично и удобно
Климат управляется реальными кнопками (не сенсорами). Трудно найти только рециркуляцию со слепой клавишей
Под селектором автомата — «кругляш» управления мультимедиа-системой
Проекционный дисплей дублирует показания спидометра на стекло

А ещё мне нравится этот здоровый «маздовский» консерватизм, который я особенно оценил после теста новой Skoda Octavia — та при многих плюсах слишком уж напоминает гаджет на колёсах (в топовой версии). У Mazda CX-30, на мой вкус, всё сблансированнее: электроника дополняет водителя, но не пытается высадить его из-за руля. Например, нелюбимую мной систему удержания в полосе можно отключить раз и навсегда, оставив при этом тревожный «зуммер» на случай пересечения разметки без поворотника. А можно отключить и его.

Вопрос вкуса, конечно, но мне удобнее управлять мультимедийкой с помощью джостиков, а не сенсорных экранов

Основные функции доверены физическим кнопкам — хорошо. Дружескими советами машина не изводит — плюсик. Она по-прежнему даёт возможность сосредоточиться именно на езде — вот так и должно быть. Водителям с активной позицией минимум светодиодного мельтешения должно быть по вкусу.

Экран небольшой. Обширная часть меню в топовой Mazda CX-30 посвящена системы активной безопасности (помощникам водителя)

Впрочем, это вопрос предпочтений, и кому-то она покажется уже слегка старомодной. УMazda CX-30 достаточно скромный дисплей на центральной консоли и не самая разборчивая камера заднего вида. Её мультимедиа не так адаптивна, а вид приборов не настраивается под клиента, как в случае с оптитронными панелями. Хотя, как по мне, всё необходимое на ней и так есть. Нравится мне и крупный селектор «автомата», который мы скоро назовём архаичным, но не сейчас. Сейчас он привычен, а потому и удобен.

На фоне роскошных приборок конкурентов панель простовата. Зато меньше отвлекает

 

Когда новая Mazda3 вышла на рынок, компания акцентировала внимание на улучшении виброкомфорта: мол, наш табурет превратился в мягкий пуфик, оцените. Машина действительно стала менее тряской, а от кроссовера мы тем более ждали елейных повадок. Но ощущения «плюшевости» за рулем Mazda CX-30 не возникает. Её подвеска не то чтобы тряская, нет. На умеренно-разбитом асфальте за счёт больших колёс она создаёт ощущение гладкости, но вот когда асфальту плохеет, Mazda донимает излишней подробностью своего «телеграфа». Болезненных ощущений нет, просто забыть о том, что едешь по России с её накатами и откатами не удаётся.

В компенсацию за это у Mazda CX-30 отличное чувство руля. Я не смог проверить его на сухом асфальте ввиду отсутствия такового, но даже на стылых покрытиях и наледи руль не теряет весомости и хорошо реагирует на небольшие движения. Он как бы задаёт свою систему координат для рыхлой зимней езды, что важно не столько для гонок, сколько для твоей уверенности, что метко попадёшь в очередную колею, где бы она ни возникла. Правда, фрикционная резина делает скольжения ранними и в отсутствии провокаций газом Mazda CX-30 скользит передком, расширяя дугу поворота.

Вместе с платформой кроссовер унаследовал у Mazda3 полузависимую заднюю подвеску — в последнем поколении модель отказалась от многорычажки, которую использовала ещё с «фордовских» времён. Причём балка не стала помехой для полного привода с муфтой подключения задних колёс, хотя подобная конструкция используется редко — разве что у Suzuki SX4 одного из предыдущих поколений. Скажем, Duster предлагает сразу два типа подвески под разные схемы привода, а тут и моно- и полноприводные Mazda сделаны по одному рецепту.

Замена «трёшки» на «тридцатку» особенно логична зимой

Работает привод убедительно: на скользких покрытиях сам момент включения «задка» неощутим, но помощь заметна по оживлдению динамики. На обледенелом асфальте или утрамбованном снегу Mazda CX-30 разгоняется в том темпе, чтобы мы чуть больше радовались дорогам без реагентов. То есть чистым, но скользким как та баня, где без сопливых хорошо.

Задняя балка и муфта привода задней оси
Днище гладкое, но щитки не расчитаны на серьёзные удары судьбы
На заснеженном просёлке просвета в 180 мм хватает едва-едва

 

А вот с проходимостью сложнее. У Mazda CX-30 просвет в 180 мм, что является минимальной планкой для кроссоверов, довольно длинный «клюв» и податливая «защита» картера. Из плюсов — окантовки из некрашеного пластика минимизируют цену ремонта, если бампер поцелует бревно.

Я пожалал, что заехал сюда: в местах, где колею перемело, Mazda откровенно «плыла». Газу, газу, газу… Только так

Но в колеях по свежему снегу Mazda CX-30 крадётся неуверенно. Её шикарные колёса шириной 215 мм соскальзывают в пухляк и тревожно хрустят там, а с ними хрустит и система стабилизации, перегруппировывая крутящий момент слева направо и задом наперёд. Я ни разу не застрял, но вспотел от натуги и переживаний за эффективность муфты привода. Проблема кроссоверов известна: они едут, едут, а когда встают — почти всегда намертво. Тут лучше без гусарщины.

Тем более полный привод доступен лишь в богатых версиях ценой более 2 млн рублей. К Mazda CX-30 правильнее и относиться, как к легковому автомобилю с хорошей адаптацией под российские дороги — вот тогда никаких вопросов. И, кстати, пусть её полный привод дорог, он хотя бы есть, тогда как в последние годы усилилась мода на кроссоверы без оного.

В отличие от «трёшки», единственным мотором для кроссовера является 2-литровый двигатель серии SkyActiv-G со степенью сжатия 13 единиц и мощностью 150 л.с. Идёт он в паре с механикой на базовой версии и с шестиступенчатым автоматом на остальных.

Двигатель объемом 2 литра развивает 150 л.с. и 213 Н*м при 4000 об/мин

Лишённый наддува мотор имеет ярко выраженную любовь к высоким оборотам. Первые километры Mazda CX-30 казалась мне даже вяловатой — я списывал это на шины, работу автомата и состояние дорог. А потом нащупал рычажок, активирующий режим Sport, и машина преобразилась, словно в картину добавили недостающий кусочек паззла. Газ стал отстрее, автомат перестал думать о глобальном потеплении, обороты легко держались на уровне 3000+, в повадках появилась приятная живость. И Mazda стала весёлой, как сбежавший кусок мыла.

Кстати, режим Sport нужен не только для брачных игр самцов с целью привлечь прекрасный пол. Я, например, включая Sport перед обгонами, а ещё — при езде по полуочищенным городским улицам. Это вроде бы противоречит здравому смыслу: на слабых покрытиях остроту реакций обычно снижают. Но при езде по колеям и снежным перекатам лучше держать машину под газом: вялость характера тут, скорее, вредит.

Если суммировать, то Mazda не изменила себе и очередной кроссовер построила по тому же рецепту, что и CX-5 и даже CX-9 — с мыслью о тех, кто любит процесс вождения, не замутённый гаджетами и сенсорными дисплеями. Из минусов — неважная практичность. Если старшие сёстры всё же сочетают размер салона с прочими плюсами, то «тридцатка» — это машина больше для эгоистов, чем хозяйственников. Последние за те же деньги выберет куда более вместительные Volkswagen Tiguan или SKODA Kodiaq.

В отличие от Mazda 3, кроссовер собирается на дальневосточном заводе компании, что, вероятно, чуть-чуть умерило его стоимость. Но поскольку цены на машины всё обновляют рекорды, не осталась в стороне и Mazda — прайс CX-30 начинается от 1,65 млн рублей за версию с механической коробкой передач и моноприводом. М-да…

Комплектация Drive неплохая, например, есть шесть подушек безопасности, мультимедийная система, светодиодные фары, система стабилизации и даже проекционный дисплей. При этом отсутствуют немаловажные в России опции как подогрев передних сидений и зеркал, а также круиз-контроль.

Светодиодные фары — в базе. Легкосплавные диски — нет

Упомянутые выше опции вместе с «автоматом», легкосплавными дисками и климат-контролем появляются в версии Active, которая стоит 1,904 млн рублей. Доплата за полный привод — 100 тысяч.

Люк является прерогативой топовой комплектации с обширным пакетом допоборудования ценой почти 370 тысяч рублей

Комплектация Supreme требует доплаты ещё 150 тысяч рублей: в ней есть электропривод водительского сиденья, парковочные датчики по кругу, камера заднего вида и кое-что по мелочи. И ещё несколько дополнительных пакетов, в которых фигурирует кожаная отделка, широкий набор «помощников водителю», электропривод двери багажника, адаптивный круиз-контроль (с автоматическим торможением), аудиосистема Bose, люк с электроприводом, навигация и так далее. Стоимость самой дорогой Mazda CX-30 в цвете Red Soul Crystal M — 2,556 млн рублей. Такая, кстати, и была на тесте.

Тестовый автомобиль стоит 2,5 млн рублей

И, конечно, за такие деньги есть масса зубастых альтернатив, включая и родственную Mazda CX-5, разница в цене с которой — в районе 5%. То есть CX-30 намеренно целится в тех, кому размер не только не принципиален, но даже вреден. За 2 млн, что стоят средние версии Mazda CX-30, можно посмотреть Kia Seltos со 177-сильным турбодвигателем и жирнющей комплектацией, Skoda Karoq в исполнении «всё включено» или богатый Nissan Qashqai. И это — не считая более крупных моделей, которые за те же деньги не столь оснащены, зато дарят простор во всех направлениях.

Mazda CX-30 заполняет нишу городских хетчей с расширенными возможностями

Вряд ли Mazda видит в новом кроссовере бестселлер. Клиентура в этом сегменте прагматична и требует всего и сразу, а потому размеры салона — не последний аргумент. Скорее, компания хочет заполнить пустеющую нишу машин с огоньком, в которой раньше басили выхлопом монстры с приставкой MPS, но повывелись за время ледникового периода в экономике. Теперь просто «огонёк» не продать, если не добавить ему благ в виде хорошей оснащённости и какой-никакой проходимости.

Автомобиль не нужно путать с более компактной Mazda CX-3, которая в России не продавалась

И тем, кто в своё время балдел от полуфордовской Mazda3, бескомпромиссной RX-8 или бесконечно клёвой MX-5 новая модель покажется этаким приветом из прекрасного далёка. Которое от нас всё дальше.

Mazda CX-30 продаётся в России с января 2021 года

6 комментариев

  1. Black’n’white

    Хорошая машинка. Хороший ход компании в плане развития марки.
    Никогда не рассматривал для себя мазду, но отношусь к ней с уважением. Как-то в Сочи брал троечку в прокат, оказалась довольно хороша, но для семьи даже с двумя детьми поездки были возможны только налегке, а бОльших задач перед ней и не стояло. Короче, дорога ложка к обеду)
    СХ-30 — логичная эволюция концепции.

  2. Black’n’white

    И еще заметил, как интересно работает мозг. Сочетание «2 млн. руб.», «все включено» и Шкода Карок (который вроде бы наследник Йети, которого я когда-то выбрал головой и сердцем одновременно) провоцируют на вопрос «а может…». И вроде бы благосостояние не растет так сильно, как цены на машины, но аргументы «дак в кредит же» или «ну а че, они так и стоят все» уже имеют довольно серьезный вес)))

    • Да, наша способность принимать новую норму впечатляет. Когда-то планка 1,5 млн рублей отделяла обычные машины от премиальных, а теперь хетч столько стоит, пусть и навороченный)

      • Black’n’white

        Значит можем себе позволить!
        А еще недовольны чем-то, на митинги вон ходють.

        • Киноман

          Работайте, не высовывайтесь, будьте хорошими мальчиками и девочками, и тогда купите себе свой ниссан кашкай. Это вольное цитирование покойного Сергея Доренко, точное высказывание не нашел.

          • Переформулируя под реалии 2021 — «… и тогда станете миллионерами».

Добавить комментарий