Подвох с трейд-ином: купленный у дилера Kia повис мёртвым грузом

В декабре 2020 года Анатолий купил за 230 тысяч рублей седан Kia Spectra 2007 года выпуска в автосалоне «КИА Центр на Копейском» (ООО «Фрагмент»). Оформив сделку, он поехал в ГИБДД ставить машину на учёт, где выяснилось, что у неё неродной двигатель. Так Анатолий завис с автомобилем, который не может ни использовать, ни вернуть дилеру. Мы разобрались, кто прав в этой истории.

Почему замена двигателя — проблема?

Несколько лет назад в России отменили сверку номеров двигателя, в том числе ради упрощения их замены. Процедура, кстати, отнюдь не редкая: есть модели с «одноразовыми» моторами, для которых их замена через 8-10 лет эксплуатации — почти норма. Почему у Анатолия возникли проблемы?

— Когда мотор меняют на идентичный, ГИБДД ставит на учёт без вопросов, — поясняет Анатолий, — но в моём случае оказалось, что не совпадает тип мотора: в ПТС значится двигатель S6D мощностью 101 л.с, а у меня технически такой же, но с индексом S5D и мощностью 99 л.с. Они не отличаются конструктивно, просто выпущены на разных заводах.

Двигатель встал как родной: заметить подмену не так-то просто

Но с формальной точки зрения это разные моторы, поэтому постановка такой машины на учёт — в некотором смысле лотерея. Анатолий вспоминает:

— Я приехал на сверку номеров и инспектор сказал: очистите площадку, где выбит номер двигателя. Это оказалось непросто, она вся грязная, пришлось чистить её с помощью жидкости WD40. После этого он сверил данные и заявил, что поставить автомобиль на учёт невозможно, потому что не совпадает тип мотора. Сказал обращаться к продавцу.

Позже Анатолий нашёл в машине документы о замене мотора: прежний владелец купил двигатель в 2017 году за 38 тысяч рублей.

Как зарегистрировать автомобиль после замены мотора?

Если речь о двигателе другого типа, есть два варианта. Автоэксперт Юрий Панченко объясняет:

— Вариант первый — это когда используется мотор, который в принципе на данную модель ставится на заводе. В этом случае он считается запасной частью и внесение изменений в регистрационные данные не требуется. Доказать это можно, обратившись к заводу-изготовителю и получив документ, что данная модель двигателя сертифицирована для использования на указанной модели. Если же двигатель не применялся самим заводом, то нужно проходить технические экспертизы.

Процедура очень напоминает легализацию ГБО, и весьма забюрокрачена. Она требует многократных обращений в ГИБДД, на пункты ТО и в аккредитованные лаборатории, которые занимаются технической экспертизой. Помимо чувствительной стоимости (не менее 15 тысяч рублей) есть риск, что в регистрации откажут всё равно, если в процессе вскроются новые подробности. Кроме того, придётся «инсценировать» установку мотора в сервисе.

— При этом есть фирмы, которые осуществляют всю процедуру от вашего лица, единственное, вам придётся лично ходить в ГИБДД, — добавляет Юрий Панченко.

Случай Анатолия осложнён тем, что он купил контрактный мотор, который формально на Kia Spectra для российского рынка не ставился, поэтому риск попасть на маяту с техэкспертизами велик.

Анатолий показывает место, где находится площадка с номером двигателя: увидеть её без частичной разборки (или зеркала) невозможно

А что дилер?

Анатолий обратился к дилеру, чтобы урегулировать вопрос, и ему предложили заменить машину на другую:

— Но там был какой-то старый Nissan Almera на механике, что меня не устроило, и я потребовал вернуть деньги, — говорит он. — Мне предлагали поставить машину на учёт за счёт их связей, но я не знаю, насколько это законно. Я отказался — зачем мне машина, которую потом не продать?

Постепенно ситуация зашла в тупик:

— Представитель салона заявил, что никого возврата денег не будет, — сетует Анатолий. — Он предложил мне идти в суд и добавил, что выиграть мне всё равно не удастся.

В ответ на письменную претензию Анатолия директор ООО «Фрагмент» Алан Джигкаев ответил следующее:

— В соответствии с договором покупатель при приёмке автомобиля обязан осуществить его визуальный осмотр и общую проверку работоспособности. Согласно акту приёма-передачи покупатель ознакомлен с техническим состоянием автомобиля и претензий не имеет.

Кто несёт ответственность?

Хотя Kia Spectra покупалась с площадки трейд-ина в «КИА Центре на Копейском», но дилер реализовывал его по агентскому договору, то есть обеспечивал поиск покупателя и сопровождение сделки, получая за это вознаграждение (3%, но не менее 20 тысяч рублей).

Договор купли-продажи был заключен от лица предыдущего владельца. В документе указывалось, что ответственность за техническое состояние несёт продавец, но не агент (дилерский центр).

Руководитель ООО «Фрагмент» Алан Джигкаев также отметил, что общество не несёт ответственности за техническое состояние машины и не имеет права расторгать договор купли-продажи, заключенный с прошлым владельцем. Той же линии придерживается юридический отдел автоцентра, куда мы обратились за комментарием. Нам ответили:

— Полагаем, что претензии покупателя не обоснованы. Автосалон предлагал к покупке бывший в эксплуатации автомобиль, принадлежащий иному лицу, а не собственное транспортное средство. Всю ответственность за состояние автомобиля в данном случае несёт его собственник. Требований о проведении диагностики или иных проверочных мероприятий на базе дилера покупатель не заявлял, — пояснили в «КИА Центре Копейском».

Наличие агентского договора в самом деле является препятствием.

— Вопрос ответственности в случае агентских продаж решается непросто, — объясняет юрист Андрей Темников. — Например, когда массово отменялись туристические поездки из-за ковида, люди подавали в суд на агента, продавшего им тур, но суды зачастую решали, что агент несёт ответственность только в пределах своего вознаграждения. Думаю, примерно такая же логика работает в этом случае, если в агентском договоре не прописана ответственность агента за состояние товара.

По мнению эксперта, Анатолию необходимо подавать в суд на обе стороны: и на бывшего владельца, который не внёс изменения в регистрационные данные, и на агента (дилерский центр). Но последний, скорее всего, компенсирует только упомянутые 20 тысяч рублей за услуги.

А является ли невозможность поставить машину на учёт поводом для расторжения договора?

— Безусловно, это существенный недостаток, который делает невозможным использование автомобиля по прямому назначению, — говорит Андрей Темников. — И если владелец или агент не уведомили покупателя об этом в явном виде, новый владелец имеет право отказаться от сделки.

Агентские договоры — это упрощённая форма работы с автомобилями, сданными по трейд-ину. Многие дилеры выкупают автомобиль у клиента, что облекает их большей ответственностью перед следующим покупателем. В любом случае, покупая подержанный автомобиль, сверяйте тип мотора с тем, что указан в ПТС в графе «Модель, № двигателя».

Строки в ПТС Kia Spectra сметились, но мы подчеркнули пункты, относящие к двигателю. Спецификацию мотора определяют первые литеры

5 Comments

  1. Человек идет на территорию, не авторынка, а официального представителя той или иной марки. Идет с расчетом на то, что уж здесь то точно не нАЕбут. Ан нет надо держать ухо в остро, даже при покупке нового автомобиля, а уж б/у смотреть в три пары глаз.
    Чтобы как то помочь, новоявленному терпиле, нужно читать все документы ( что то сомневаюсь я что там ничего нет про гарантию чистоты сделки юридическая сторона и проверки по 123 параметрам, и , обычно дилер этим и привлекает, а уж если это прописано где то то вообще все в шоколаде). Есть у меня подозрения, что авто по обычаю, было сдано в трейд ин с последующим приобретением, с соответствующей скидкой, другого автомобиля, возможно нового, а значит деньги собственнику (продавцу были переведены ранее, или зачислены в счет стоимости другого авто) ну и как бы тогда вопрос об агентском договоре как бы под большим вопросом.
    А так в очередное раз Киа на копейском ( как и многие другие дилеры) пробило очередное дно.
    Вот законодательно запретил бы оф дилеру, торговать авто по агентским договорам на своей территории, и, а да самое главное и другим лицам тоже на своей территории торговать запрещать), А то наплодили юр лиц. одни продают новое другие бу третие обслуживают, четвертые запчасти продают, пятые кузовной делают, шестые доп оборудорвания ставят, на кассе вообще хер пойми от кого чек получаешь. А как идешь в суд, так и получается , что вроде как ты приехал к дилеру в одно здание, а по факту тебе выполнилди работу, не сертифицированные специалисты конторы на которую оформлено дилерство, а какое нибудь ИП, а печати вообще продавца другого бренда, а ведь суду разбираться не когда, и отказ о ненадлежащем ответчике и пох что все вроде как на оригинальном бланке дилера оформлено)
    А вообще я за то чтобы люди обращались к специалистам, способным пресечь, такие ситуации на стадии — до оформления

    1. Проверка по 123 параметрам — это обычно когда дилер выкупил авто с предварительной диагностикой, а потом ещё раз его проверил и провёл мелкие работы. Есть и такие дилеры. А здесь, если чисто юридически смотреть, они предоставили продавцу место в своём салоне и помогли с оформлением доков. Обязанности проверять машину и нести ответственность за неё в договоре я не нашёл. Там как раз отмечается, что всё это на совести продавца. Конечно, есть тут элемент наёба, то есть де-юре вроде всё шоколадно, но по факту создаётся иллюзия солидной конторы, которая не прокинет, а когда что-то пошло не так, вроде как сам расхлёбывай. Правда, ему предлагали варианты — не берусь судить, насколько здравые.

      1. Артем, я знаю работу салонов с такой практикой.
        Более чем уверен что когда авто стояла на торговой площадке салона, вполне могло быть что на ценнике, была инфа о проверке данного пепелаца именно по 100500параметров. Ну хитрожопость то понятна. Да и не отличается, данный АГЕНТ, путевой репутацией, и не особо то ему хочется за эту репутации бороться.

      2. А им бы (салону) не в обход закона пойти ставить на учет авто. А так ка это положено, через запрос производителю, что на данную модель устанавливался D5 и он сравним по качественным характеристикам и параметрам с ранее установленным D6, и не требует вмешательства в конструкцию автомобиля, так как является полным аналогом, ставится на штатные места, и не требует допдоработок.

      3. Я согласен. Люди ведь идут в салоны и переплачивают именно потому, что хотят поменьше головняков иметь. И любые манипуляции тут являются лукавством. Насчёт таблички не знаю, может быть, они всё прозрачно делали. но в любом случае у клиента было впечатление, что он с серьёзной конторой работает.

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ