ГИБДД отправит на внеочередной техосмотр

Автоинспекторы смогут неограниченное число раз отправлять водителей на повторный техосмотр при выявлении неисправностей — это следует из законопроекта, направленного МВД в правительство. Его цитирует «Коммерсантъ», а мы задались вопросом: не приведет ли это к появлению бездонной кормушки для ГИБДД?

Засмотрят до колик

Согласно инициативе, водитель обязан пройти техосмотр в течение трех суток после выявления неисправности инспектором, даже если на машину оформлена диагностическая карта (то есть имеется действующий техосмотр). Если водитель не успеет в срок, сотрудник ГИБДД может изъять у него свидетельство о регистрации СТС, тем самым запрещая эксплуатацию. По сути, новый законопроект должен внести ясность в вопрос, что делать инспектору в случае, если он остановил на дороге очевидно неисправный автомобиль.

— Раньше запрет эксплуатации реализовывался за счет снятия номеров, но распространение комплексов фотовидеофиксации сделало такой подход неэффективным, и его отменили, ведь иначе наказанный водитель становился невидим для камер, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — Видимо, в МВД планируют вернуть запрет эксплуатации неисправных машин, но основанный на других принципах.

С 1 марта 2021 года купить техосмотр без фактического прохождения станет невозможно (в теории)

Следите за лампочкой АБС

Инициатива идет рука об руку с грядущей реформой техосмотра, которая состоится менее чем через месяц. К тому же и сам перечень неисправностей в ПДД, запрещающих эксплуатацию, увеличивается в 10 раз. Например, запрещается езда на несезонной резине: зимой — на летней, летом — на шипованной. Есть и более парадоксальные пункты, скажем, запрет на эксплуатацию машины со сломанной АБС, что определяется по включению контрольной лампы на панели приборов.

Логику новой инициативы Юрий Панченко видит так:

— Представим, что водитель прошел техосмотр, приехал в гараж и поменял колеса на другие, не отвечающие требованиям. Поправки нужны, чтобы инспектор мог предотвратить эксплуатацию такой машины.

Сейчас — штраф 500 рублей

По действующему КоАП за езду на неисправной машине предусмотрено несколько санкций, но в основном не очень жестких. В большинстве случаев речь идет о предупреждении или штрафе 500 рублей по части 1 статьи 12.5 административного кодекса. При этом неисправности тормозной системы и рулевого управления (а также сцепок автопоездов) подразумевают эвакуацию автомобиля на штрафстоянку. За ряд нарушений предусмотрено лишение прав, но это касается специфических ситуаций: езда с красными фонарями в передней части машины, имитация спецсигналов и так далее. То есть большинство рутинных неисправностей предполагают лишь штраф в 500 рублей.

Определяем неисправности на глаз

Главный вопрос — как инспектор будет выявлять неисправности? На пунктах техосмотра для это есть специальное оборудование, которым проверяют люфты рулевого управления, работу тормозов и распределение светового потока фар. Но в распоряжении инспекторов есть лишь считанные приборы, например, для оценки светопропускания стекол.

Судя по всему, инспекторам разрешат определять лишь ограниченный список неисправностей. Из пояснительной записки к законопроекту следует, что они не будут отвлекаться на мелкие проблемы, вроде погасших противотуманок или отсутствие аптечки. Конкретный порядок пропишут в подзаконных актах, которые в МВД обещают подготовить в течение полугода после вступления измененных законов в силу.

Вероятно, речь о методике, отдаленно напоминающей выявление пьяных водителей: у инспектора будет список критериев (оснований) для проверки транспорта и, собственно, сам порядок оценки технического состояния. Ряд неисправностей достаточно очевидны: например, неработающие в темное время суток фары или несезонную резину инспектор может зафиксировать без особых ухищрений.

Время компромиссов закончено

Разрушив в свое время систему техосмотра, власти поставили себя в двусмысленную ситуацию, когда исчезли четкие критерии и процедуры для оценки технического состояния машин на дороге. Нынешняя практика в этом вопросе крайне неоднозначна.

— Допустим, порядок выявления автомобилей с тонировкой не прописан четко, а чтобы гарантировать, что водитель подчинится и снимет пленку, инспекторы нередко грозят ему статьей 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, — говорит Юрий Панченко. — Правомерность такого подхода сомнительна, но водители зачастую ощущают себя виноватыми и потому предпочитают не спорить с инспектором.

Сейчас полномочия инспекторов в вопросах технического контроля очень размыты

Он отмечает, что споры вызывает и определение неисправностей, которые требуют доступа в салон или подкапотное пространство, поскольку без должных оснований сотрудник ГИБДД не имеет право досматривать автомобиль.

— Не может быть такого, чтобы инспектор сел за руль и начал крутить его, проверяя люфты, — объясняет эксперт. — Фактически, единственная неисправность рулевого, которую инспектор может определить по нынешним нормативам, — это если вместо автомобильного руля прикручен, условно, велосипедный. Остальные неисправности требуют инструментального контроля и доступа в салоне.

Коррупциогенная емкость

Инициатива может спровоцировать коррупцию на местах, потому что оценка состояния на дороге требует времени, а внеочередной техосмотр — это расходы около 700–800 рублей (по нынешним ценам для легковушек), а еще — изрядная нервотрепка, что особенно критично в дальней дороге. Но эксперты считают, что страхи преувеличены.

— Все обсуждают возможную коррупциогенность этого проекта, а я вижу, что существующий порядок вещей куда более способствует коррупции: диагностические карты продаются на каждом углу, — считает автоюрист и правозащитник Дмитрий Ларионов. — Когда техосмотр находился в ведении ГИБДД, структура занималась выявлением неисправных машин, но передача функции техосмотра к РСА полностью развалило эту систему.

Облава на нетрезвых водителей. Будут ли такие же «коридоры» для выявления неисправных машин?

Схожего мнения придерживает Юрий Панченко:

— Всё началось с передачи техосмотра от ГАИ к страховщикам, которые поначалу продавали полисы вообще без диагностических карт, что в итоге привело к коллапсу системы. Сейчас ее планируют возрождать, в том числе, крупными штрафами за езду без диагностической карты. Обсуждаемая инициатива идет в этом же русле. Но, как я вижу, для её воплощения придётся проводить через Госдуму множество дополнительных законопроектов, которые бы регулировали права и обязанности как сотрудников ГИБДД, так и граждан, аналогично описанию процедуры при тестировании на состояние опьянения. В противном случае не будет законодательно определенного основания и порядка привлечения водителей к ответственности при наличии неисправностей.

2 Comments

  1. http://www.asn-news.ru/news/75387, это в дополнение
    Ну тут, в рамках поиска неисправностей, думаю все будет предельно просто. Не надо глубоко капать и просится в салон или под капот. НА дорогах города че ездит безмерное количество поврежденного в ДТП транспорта, у которого много чего не работает. А еще хуже что эти авто с перекошенными жопами мордами без света едут на трассы, снуют между городами, не зависимо от времени суток. Вот и корм для инспектора. А покажите справку когда было ДТП. И пох была страховая выплата или нет, если есть видимиые повреждения при которых запрещена эксплуатация, то устраняй. Что же касаемо, горящего индикатора неисправности, допустим ABS. то есть. бизнес предложение, не благодарите, тонировка приборное панели пленкой 5% в два слоя. или зеркалкой, чтобы со стороны все бликовало и инспектору было не видно наличие горящего индикатора

  2. тут еще аспект — куча колхоза начиная с совсем дикого до (к примеру) светодиодных ламп/тпф/фсо и прочего на вполне себе новых авто
    все это похоже тоже пойдет лесом

Добавить комментарий для ЯРиКОтменить ответ