Нужны ли Челябинску подземные переходы?

Фото Ильи Бархатова

Депутат Центрального района Челябинска Марсель Хазиев обратился к губернатору Алексею Текслеру с предложением организовать наземные пешеходные переходы на двух ключевых перекрёстках проспекта Ленина: с улицей Свободы и Цвиллинга на площади Революции. Похожую концепцию отстаивал ранее челябинский урбанист Лев Владов. Авторы инициативы утверждают, что её поддерживают почти все горожане, но лично у меня есть сомнения.

Марсель Хазиев считает подземные переходы неудобными и опасными для пожилых людей, инвалидов, родителей с колясками и велосипедистов. Он упоминает недавний инцидент с учительницей, которая сломала себе палец. В 2019 году в соседнем переходе погиб пенсионер. Были инциденты и с молодыми людьми.

— Единственное, кому они выгодны — это коммерсанты: таким образом пешеходный трафик направляется в подземный торговый комплекс, — уверен депутат. — Это — центральная часть города, где есть прогулочные и пешеходные зоны, а потому удобство людей должно быть на первом месте. Люди идут с Кировки в сторону Драмтеатра и натыкаются на эти «баррикады», которые портят им настроение, разрушая идею пешеходного пространства.

Возможно, пролема решается реконструкцией ступеней и их своевременной очисткой?
Для сравнения, пологий спуск в переход в жилой зоне Лондона. Барьеры нужны, чтобы исключить гонки велосипедистов. Впрочем, при нашем климате подобные горки могут быть хуже ступеней

Марсель Хазиев подчёркивает, что на соседних перекрёстках, например, с улицей Пушкина и Советской, есть наземные регулируемые переходы. По его мнению, пропускная способность при этом не страдает, а значит, вынос переходов на землю несёт сплошные плюсы.

Противники подземных переходов есть и в других городах, например, всея российской урбанистики Илья Варламов считает их пережитком советских времён и много лет пропагандирует отказ от под- и надземных переходов. Он отмечает, 30% городского населения испытывают сложности при хождении по ступенькам.

Не первый год борется с такими переходами и челябинский урбанист Лев Владов: на видео ниже он демонстрирует, что проспект Ленина стоит в пробках несмотря на наличие четырёх подземных переходов.

Архитектор-урбанист из Екатеринбурга Владимир Злоказов говорит, что во многих городах планируют если не ликвидировать существующие подземные переходы, то хотя бы не строить новые.

— Базовым пользователем городского пространства являются пешеходы, но до какой-то поры считалось нормальны «закопать» их под землю, чтобы на улицах было замечательное и свободное движение, — говорит он. — Потом оказалось, что пробки никуда не исчезли, а пешеходам неудобно.

Подземный переход в Перми (ныне закрашенный) доказывает, что при известной фантазии можно сделать и подземелье не таким мрачным (фото Тимофей Калмаков)

Но так ли им неудобно? Ведь и пересекать многополосные улицы на короткую фазу зелёного зачастую дискомфортно.

— Обратите внимание, что дороги вокруг подземных переходов загораживают заборами, — объясняет Владимир Злоказов. — Если бы подземные переходы были так уж удобны, людям в голову не пришло бы бегать через дорогу напрямую.

В Екатеринбурге убрали подземный переход на перекрёстке Эльмаша — Фронтовых Бригад и Старых Большевиков: подошёл срок его капитального ремонта, но восстановление сочли нецелесообразным (фото Артем Устюжанин)

Владимир Злоказов считает, что подземные переходы в некоторых случаях уместны, но речь в основном о крупных шоссе:

— Если речь о магистрали непрерывного движения, где пересечение транспортных потоков сделано в двух уровнях, то, конечно, под- или надземные переходы там целесообразны. Но такие магистрали обычно лежат вне плотной городской застройки, поэтому входы и выходы можно сделать более пологими и комфортными.

Впрочем, есть у идеи и противники. Сам по себе тезис о том, что переходы строят ради коммерсантов, не вполне состоятелен. В Челябинске такие сооружения появились в 70-х годах, когда слово «коммерсант» и связанные с ним беды не занимали умы граждан. Кроме того, ещё весной из переходов убрали киоски, портившие вид.

1976 года: разгар строительства подземного перехода на площади Революции

Доцент кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ Николай Горяев — один из соавторов комплексной схемы организации транспорта КСОТ-2020, не считает вынос переходов на поверхность целесообразным:

— Проспект Ленина — одна из центральных улиц города. При его транспортной загрузке я не вижу резервов для отказа от подземных переходов, — поясняет он. — Кроме того, базовое требование безопасности — это разведение потоков. Можно говорить о качестве этих переходов, но это уже вопрос комфортной среды, который тоже нужно решить: сделать удобнее ступени, более пологими входы. Однако сами по себе они помогают городу справиться с транспортной нагрузкой.

Несколько показательных цифр нам дали в СМЭУ — организации, которая занимается эксплуатацией светофоров и знаков. Светофорный цикл на площади Революции составляет 120 секунд при трёхфазном регулировании. Для безопасного перехода девятиполосного проспекта Ленина (на участке Цвиллинга-Воровского) потребуется не менее 32 секунд, что ощутимо сократит время пропуска автотранспорта. Если же совместить пешеходную и автомобильные фазы, возникнет известный «конфликт интересов», который на крупных перекрёсках стараются устранить. Площадь Революции является своеобразным транспортным хабом, где есть автобусная и троллейбусная остановки, плюс смыкаются три крупные магистрали: проспект Ленина, Цвиллинга и Воровского. Экспериментировать здесь с наземными переходами транспортники, в целом, не советуют.

В часы пик трафик через площадь Революции большой и разнородный

Ещё меньше резервов у перекрёстка проспекта Ленина со Свободы: здесь поток регулируется в четыре фазы (с каждого направления), поэтому даже без пешеходов время включения зелёного невелико.

— Перекрёстки проспекта Ленина, которые лишены подземных переходов — они, как правило, небольшие: например, поток по улицам Пушкина и Советской куда меньше, чем с Цвиллинга или Свободы, — объясняет Николай Горяев.

Эксперт отмечает, что транспортную нагрузку на площадь Революции можно снизить за счёт возврата двухстороннего движения на параллельную улицу Тимирязева и расширения проспекта Ленина на выходе с площади в сторону ЮУрГУ.

— Но выносить на проспект подземные переходы не нужно, — подытоживает Николай Горяев.

Один из самых нелепых пешеходников в России — питерский «краб». Круглая мостовая «переправа» висит над крупным перекрёстком и увеличивает путь пешеходов в несколько раз
Даже забраться на неё сможет не каждый
А это Казань и надземный переход с очень длинными лестницами

Краевед и градозащитник Челябинска Юрий Латышев также не видит смысла менять пешеходные схемы на площади Революции:

— Не нужно из одной крайности бросаться в другую, — говорит он. — Новые подземные переходы действительно лучше не строить, но и старые без особой необходимости уничтожать смысла нет. Два подземных перехода сами собой исчезли — на Свердловском тракте и около АМЗ.

Идею оставить наземный переход к трамвайной остановке у «Ритма» Юрий Латышев поддерживает, а вот ремонт подземного перехода, выходящего на этот пятачок, считает бессмысленным:

— Он там не нужен — выброшенные бюджетные деньги. Лучше бы на них поставили остановочный павильон, потому что в дождь и ветер стоять невозможно — это я на себе испытал.

В Челябинске обсуждается появление новых подземных переходов, например, на проспекте Ленина около бизнес-дома «Спиридонова», на Привокзальной площади, перекрёстках Кашириных и Кирова, а также Кирова и Труда. Впрочем, до этого далеко: в прошлом году не удалось обустроить нормальные переезды через трамвайные пути — тут не до переходов.

В конце прошлого года на площади Революции появился наземный переход к трамвайной остановке около магазина «Ритм» — раньше нужно было спускаться в переход. Противником этой идеи был глава городской ГИБДД Алексей Горшков, спровоцировав гневные реплики блогера-урбаниста Ильи Варламова. Переход изначально позиционировался как временный, но его решили оставить.

11 Comments

  1. я не челябинец и в том краю был последний раз с полгода назад но не вижу горячей надобности в отказе от переходов.
    — те кто перебегают дорогу (вопрос заборов) и будут их дальше перебегать хоть в 10 метрах от наземного перехода. видеодоказательств тому уйма.
    — снос из-за травмоопасности? а сделать вход крытым (с боков/сзади глухой, а спереди с большим запасом) чтобы снег не скапливался на лестнице и добавить ручек чтобы держаться не вариант?

    лично мое мнение но то, что предлагается, это типа отрубить руку т.к. на пальце прыщ выскочил.
    ну и материальные вопросы лишними тут не будут

    1. Соглесен. Вообще не хотел за эту тему браться ввиду её бредовости, но на планёрке такая дискуссия заварилась, что вроде сочли идею стоящей хотя бы обмена мнения.
      А так в идеальном мире, наверное, можно вообще сделать вместо «Никитинского» тоннель для машин, а всю зону от Кировки до Драмтеатра пешеходной. Но мы же не в идеальном мире)

    2. Соглашусь тоже. с некоторыми но…Сделать вход крытым, в условиях регулярной каши на дорогах, поможет немного но не многим, потому как все это будет нестись с обувью, даже если покрытие будет сухим, а на подошвах снег будет травмоопасно. Лестницы вообще самые травмоопасные, препятствия. Нет падают примерно одинаково и не равной поверхности и на лестнице, но на лестнице более фатально. Покрытия хз какого состава, ( может помнишь раньше были такие мостки из просечно вытяжного рифленого стального листа, хрен знает на какой высоте от основания ступени, чтобы не забился, вот на таком надо умудрится подскользнуться, но будут проблемы с каблуками) или из сюра, только эскалаторы, там ботиночная субстанция не подвижна

      1. судя по фото, там ручки только по бокам. а если сделать их еще несколько (по типу узких проходов по ширине человека, 70-80см), чтобы при спуске держаться?
        да и если крытый вход сделать вылет с запасом метра 2 или, уж если гулять, то и с дверями на входе (которые на теплое время года можно и демонтировать)
        вот как то так 🙂

      2. А представьте, если начнётся давка, что бывает в момент массовых мероприятий или ливней. Такие проходы кости будут ломать. Да и с великом спускать будет проблематично.

      3. Да есть там дополнительные секции, они вообще не спасают. Начинаешь спускаться, держась за перила, обязательно тебе на встречу кто-то выпрется с противоположной стороны. И так как лишь вдоль перил постелены коврики с антискользящим покрытием, никто не хочет уступать лыжню и переходить на скользкие ступени.
        Но самый убогий переход — это на Теплотехе. Там перила только по краям лестницы, и у этих перил все время стоят то какие-то алкаши, то продавцы чего-нибудь. Перила эти вечно облёваны, измазаны. Кстати, у перехода на 3 Интернационала такая же фигня.

  2. я думаю для решения проблемы подземных переходов ответ содержится в одной из твоих подписей к фотографиям «Возможно, проблема решается реконструкцией ступеней и их своевременной очисткой?» )))

  3. если брать проблему в целом, то может новые и не надо строить. а если брать конкретно площадь революции, то там конечно переходы надо оставить. там жилых домов то два, со стороны ритма, и люди из этих домов явно на машинах ездят, пешком не ходят. зато вокруг площади куча административных зданий. и ради одной мамы с коляской (непонятно, какого фига маме с коляской делать на площади революции) и одного инвалида в день (а то и вовсе ни одного) тысячи людей, приезжающих на работу в эти административные здания, будут подвергать себя опасности, переходя дохренаполосные улицы? чушь собачья. и про 30 % пешеходов, которым неудобны подземные переходы, тоже чушь.

  4. Вот же было время, не задумывались как дорогу переходить — есть подземный переход, иди через него.. А сейчас думать больше стали, или время экономить ?

    1. Ну а что касается каких то неудобств из за скользких ступеней и тп, так все нужно обслуживать. И наземные плоские переходы после уборки снега тоже становятся непроходимыми…

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ