На ряде челябинских АЗС резко подорожало топливо

Рост топливных цен в Челябинской области активизировался: по данным регионального УФАС, в первую неделю февраля литр бензина АИ-92 в ряде АЗС подорожал сразу на 1,5 рубля, то есть значительно больше среднестатистической наценки. Является ли это проявлением долговременной тенденции?

По данным антимонопольной службы, цены на топливо выросли у всех трех крупных игроков: «Газпромнефть» подняла их на 30 копеек, «Лукойл» — на 13–15 копеек, ООО «Регион» (АЗС «РегионUno») — на 1,5 рубля (АИ-92) и 1 рубль (АИ-95). Неизменными остались цены у «Башнефти».

Это не первое повышение цен в 2021 году: в январе уже были корректировки. Для крупных компаний (как «Лукойл» и «Газпромнефть») рост стоимости топлива ограничен величиной инфляции — таково соглашение «нефтяников» с правительством, действующее уже почти три года. Так, в 2020 году инфляция составила около 5%, то есть среднее ежемесячное повышение топливных цен составляло порядка 16–18 копеек.

Но сети поменьше имеют свободу действий. Обычно они держат цены вместе с большими компаниями, чтобы сохранять конкурентоспособность, но в первую неделю февраля вдруг резко поднимают цену. Что пошло не так? Вот как объяснили явление в самой компании «РегионUno»:

— Этот шаг мы расцениваем как крайнюю меру, но иначе, к сожалению, поступить не можем. Долгое время мы пытались удержать комфортные для наших потребителей цены, но не имеем возможности и дальше работать в убыток.

В компании сослались на резкий рост оптовой цены за последние полтора месяца: с середины декабря бензин АИ-92 прибавил в опте 23%, бензин АИ-92 — 20%. На это ранее указывали и другие эксперты.

Удорожание опта, в свою очередь, связано с отгрузками российских нефтепродуктов на экспорт.

— На внутреннем рынке нарушился баланс спроса и предложения, а запасы бензина на НПЗ и нефтебазах России снизились до критического уровня, — прокомментировали в компании «РегионUno». — В последний раз такая ситуация была в 2015 году.

В компании также подчеркнули, что продолжат следить за качеством топлива, которое сеть закупает на уфимских НПЗ, и попросили с пониманием отнестись к ситуации.

— Мы вернем цены на прежний уровень при первой же возможности, — добавили представители «РегионUno». — Надеемся, что скоро всё наладится.

Но эксперты считают, что проблема носит системный характер. Глава Независимого топливного союза Павел Баженов на днях рассказал нам следующее:

— Вся топливная инфраструктура и нефтепереработка обречены на медленную и верную деградацию, что связано с дисбалансом опта и розницы. Оптовые цены регулируются рыночными механизмами, а розничные цены ограничены коридором инфляции. То есть рыночного механизма нет — он сломан. Потребители при этом обречены на верный рост цен без надежды на снижение: так идет с 2009 года. А для производителей и продавцов топлива падает маржинальность, что делает нецелесообразным инвестиции в развитие отрасли.

Специалист подчеркивает, что проблема ощущалась и раньше, но при росте экспортных цен нефти и общей инфляции она стала заметнее для потребителей:

— В этом году снизилась экспортная пошлина и усилился налоговый диспаритет между экспортом и поставками на внутренний рынок, — говорит Павел Баженов. — Небольшие компании, которые покупают топливо у крупных НПЗ, особенно чувствительны к таким изменениям.

Цены толкает вверх и выросший в 2021 году акцизный сбор: на бензины пятого класса он составляет теперь 13,3 тысячи рублей за тонну против 12,8 тысячи до повышения. В пересчете на розничную цену бензина акциз составляет почти 10 рублей с каждого литра, а последняя индексация добавила 30–40 копеек.

Кстати, по данным «РИА Новости», бензин в Челябинске — самый дешевый в России. В середине января стоимость АИ-92 у нас составила 40,04 рубля за литр. При этом с точки зрения доступности бензина относительно уровня зарплат мы находимся в середине списка.

На днях с внезапным дефицитом топлива столкнулись жители Хабаровска — очереди на АЗС растянулись на километры.

3 Comments

  1. Как сказал мой друг, от цен на нефть сплошные проблемы: если они растут это плохо, если они падают, это тоже плохо. Если они стабильно держатся в серединке- и это плохо, чего же хорошего, если динамики нет😁

    1. Так и есть)) Да по сути у нас с нефтянкой плюс-минус те же проблеме, что в позднем СССР с ТНП. Цены зафиксированы искусственно, налоги и сборы растут, внутреннее напряжение системы тоже увеличивается. Но до осени нужно удерживать их

      1. Рано или поздно жахнет, интересно, кто воспользуется ситуацией? Революция тем и неприятна, что ее делают одни, а результатами пользуются совершенно другие. Массе от этого не легче. Мне интересно бы поговорить с теми, кто в массе шел на баррикады в 17-18. Каковы были их ожидания и соответствовали ли они реальности? Думаю, что нет.

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ