Диковатый маршрутчик и «учитель»

Машрутки напирают справа от остановки. Пропускать?

Читатель прислал нам запись конфликта водителей маршрутного ПАЗ № 85 и ВАЗ-2113. Инцидент случился 8 февраля недалеко от Комсомольской площади. Мнения относительно провокатора ссоры разошлись даже внутри нашей редакции. Что скажите?

Конфликт начался у остановки «Комсомольская площадь» на улице Горького. «Лада» поворачивала налево через трамвайные пути, объезжая вереницу вставших маршруток, когда из её середины начал выворачивать ПАЗик (госномер в 167 ур 174). «Ладе» пришлось уворачиваться, и в отместку её водитель притормозил автобус, чем, видимо, вызвал агрессию оппонента. И тот продемонстрировал манеру езды, которая попадает под определение опасного вождения в ПДД.

Маршрутчик настиг оппонента на пересечении улицы Горького и Первой Пятилетки, устроил перепалку и, судя по жестам, угрожал его избить.

Маршрутчик замахивался, обозначая желание избить водителя Lada

Вопрос, кто был инициатором конфликта? Вообще правила требуют от автомобилистов уступать дорогу водителям автобусов: напомню точную формулировку из ПДД.

Пункт 18.3 ПДД. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

А является ли такой ПАЗик автобусом с точки зрения ПДД? Автоэксперт Юрий Панченко отмечает, что хотя в народе прижился термин «маршрутка», юридически это понятие не значимо. ПАЗики, как на видео, относятся к полноценным маршрутным автобусам и имеют равные с ними права.

— Если машина принадлежит компании, которая имеет контракт с администрацией города на обслуживание маршрута с четко обозначенными остановками, ПАЗик считается точно таким же автобусом, — говорит юрист. — И у прочих водителей есть обязанность выпускать его от остановок. И совершенно не важно, что автобус пытается выехать в левый ряд, если в правом, например, стоит аварийный автомобиль. Всё равно водители обязаны его пропускать.

Но, подчеркивает эксперт, для получения преимущества автобус должен остановиться именно на остановке, а не просто где-то поблизости.

Типичная для Челябинска ситуация: маршрутки встают у остановки как попало. Обратите внимание на знак «Остановка маршрутного транспорта». Согласно ПДД, пропускать нужно только первую маршрутку

— Как водители легковушек должны догадываться, есть здесь остановка или нет? — задается вопросом Юрий Панченко. — Для этого существует знак «Остановка маршрутного транспорта», который ставится в начале посадочной площадки. Чтобы он оставался видимым, у водителя автобуса есть обязанность встать так, чтобы задний борт машины помещался за знаком. Если же маршрутчик просто стоял где-то перед остановкой, тем более, далеко от края тротуара, обязанности пропускать его при перестроении влево нет.

Судя по видео, ПАЗик даже не высаживал пассажиров, а просто застрял позади автобуса, не подъезжая вплотную к остановке и потому не имея приоритета. Кроме того, водители в принципе не видели знака «Остановка маршрутного транспорта» из-за столпотворения самих маршруток.

Маршрутчик стоит со смещением относительно автобуса впереди: похоже, к остановке герой видео и не подъезжал

Но и попытка «учить» автобус на заснеженной дороге не выглядит следствием высокого интеллекта: внезапная остановка «Лады» могла спровоцировать цепную реакцию и травмы пассажиров ПАЗика — они уязвимы к резким торможениям.

Последующие действия маршрутчика также не делают ему чести. Кстати, кратковременное «перемирие» в середине ролика вызвано, судя по всем, лишь остановкой маршрутчика ради высадки пассажиров вне остановки.

По данным управления транспортом в Челябинске маршрут №85 эксплуатирует компания ООО «Урал-Дом», директором которой является Альфия Даутова. Я позвонил по номеру, указанному в регистрационных данных. Женский голос ответил:

— Нет, я комментировать не буду, ролик я не видела и неизвестно, когда открою. Потому что меня нет в городе и я не буду ничего смотреть, а значит, не буду и комментировать.

— Кто-то из ваших помощников мог бы прокомментировать?

— Никто не будет кроме меня комментировать.

— Хорошо, у вас какие-то взыскания применяются к маршрутчикам?

— Обязательно. Давайте так: меня нет в городе, мне не очень удобно разговаривать.

На этом разговор прервался. И это печально, потому что мы сталкиваемся в безразличием к проблеме маршрутчиков постоянно. Например, вот экипаж ДПС игнорирует проезд микроавтобуса на красный свет. А на улице Труда маршрутки в ежедневном режиме срезают путь через парковки. Недалеко на улице Кашириных они массово ездят по пешеходным аллеям. В нашу хронику маршрутчики регулярно попадают из-за пожаров и ДТП.

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер планирует победить маршруточную проблему за счёт новых автобусов на газомоторном топливе — очередная партия прибыла в город в декабре. Но дело идет не быстро: в 2020 году в город поступило 29 новых автобусов против 66 годом ранее. При этом, по оценкам губернатора, для ликвидации маршруточного «гнезда» нужно порядка 300 машин, тогда как сейчас в Челябинске работают немногим более сотни автобусов большого класса. А челябинцы замечают на улицах старые автобусы, якобы выходящие на замену в момент обслуживания новых.

Весной ожидается подорожание проезда в маршрутках.

One Comment

  1. Чебурашка

    вот сложно в сортах ….гхм… разбираться. разве что водитель автобуса более неадекватен т.к. водитель общественного транспорта.

Добавить комментарий