Китайцы запустили автобус-беспилотник. Неказистый, но перспективный

В Китае начал курсировать беспилотный автобус Baidu Apollo, который возит пассажиров по 20-километровому маршруту. Судя по видео, делает он это пока крадучись, но лиха беда начало. Выпускать машины начали ещё в 2018 и до сих пор, как я понял, шли тесты.

Автобус имеет 14 мест при длине 4,4 метра — это размер небольшого кроссовера вроде Skoda Karoq. Такую вместительность обеспечивает компактность электромоторов и отсутствие водителя со всеми его причиндалами.

Сотый автобус выпустили ещё летом 2018 года

Пробег на зарядке у электробуса небольшой, 100 километров, но в пересчёте на городские маршруты это 3-4 полноценные петли по городу вроде Челябинск. То есть примерно полдня работы.

И при всей комичности этого микробуса, я думаю, за ним будущее. Когда нынешние автомобилисты спорят о невозможности перехода на электротягу и машины с автопилотом, они исходят из нынешних представлений о мобильности, но ведь может измениться и сама концепция: когда есть сверхгибкий общественный транспорт, для чего личный?

Автопилотируемые автобусы упрощают многие задачи: у них предсказуемый маршрут и возможность спокойно зарядиться батарею на базе. При этом не обязательно ехать по строго определённому маршруту. Не вижу проблем создать систему, которая гибко меняет его в зависимости от карты предпочтений, которая составляется в прямом эфире на основе смартфонных запросов.

Автопилот может оживить и каршеринг, ведь если исключить человеческий фактор, вопросов о распределении ответственности за машину (и ДТП) уже не будет. Я думаю, в будущем не будет резкого деления между шерингом и общественным транспортом. Просто клиенты-индивидуалисты будут платить чуть больше за возможность ехать в одиночку.

И, кстати, такие идеи двигает вперёд не только тревога о глобальном потеплении — есть и экономические резоны. Допустим, водитель автобуса получает 50 тысяч рублей в месяц, с учетом налогов компания платит за него 80 тысяч в месяц или почти миллион рублей в год. Нормальная мотивация, чтобы заменить его унифицированными мозгами по цене персонального компьютера.

Россия, кстати, тоже не отстаёт: «Яндекс» уже не первый год обкатывает беспилотные такси в Иннополисе.

11 Comments

  1. Интересная штука, согласен что формат может выстрелить.
    Артем, у меня к вам вопрос, на счет другого формата транспорта будущего, индивидуального.
    Каждый раз когда еду в машине не покидает чувство неэффективности затрат. В том плане, что едешь ты один, твой вес 50-100 кг., а машина — одну две тонны. И вот для перевозки легкой тушки используется такая махина.
    И подумалось, что может перспективным быть формат двухместного автомобиля, где пассажир сидит за водителем, сам каркас из современных прочных сплавов, может трубочный, не знаю) Но суть в максимальном облегчении авто.
    И если такая машина будет весить не 1300 кг, а 300-400, то насколько меньшие затраты энергоресурсов потребуются.
    Электрическая, на этаноле, но машина может быть вполне комфортной и очень компактной. Узкая — меньше места в плотном городском потоке. А вариант на 1-2 человек достаточен ну для очень многих случаев. Большинство машин так и ездят на 90% времени.
    Такие фантазии)

    Не было видно нигде подобных разработок?

    1. Павел, вы прямо Renault Twizy описали, там как раз два места, электропривод и расположение седоков друг за другом. Но вот честно: нужен какой-то мощный экономический стимул, чтобы в такую табакерку сесть. Я как-то попробовал втиснуться туда на Московском автосалоне — это прям «ущемление достоинства»)))) Не ездил никогда, но в Франции видел. и вид у «Твизиков» жалковатый. Я думаю, компактизация транспорта — это уже пройденный этап, всё-таки будущее за разного вида «шерингом». И вот для шеринга, возможно, даже одноместные капсулы будут использоваться.

      1. Концептуально похоже), но мне виделось более практичное устройство. А в этом Твизи даже окон нет.
        Посмотрел отзывы, странная штука конечно получилась 🙂
        Поживем увидим, может сделают что-то более удобное и столь же компактное. Экономически заставить использовать «табакерки» при желании государство сможет и ценой и налогами.
        А может и сгинет формат за невостребованностью.

    2. Павел, а как же понты? пока человек может позволить себе лэндкрузер, его никакой силой не запихнешь в двухместную букашку. )))

  2. Заменить водителя на робота выгодно по многим критериям: экономически в первую очередь, безопасность, соблюдение пдд. Но вот вопрос: а куда девать водителей? С учётом все растущей глобальной конкуренции всех во всем, проблема безработицы присутствует. Хотя, на самом деле, это не должно быть проблемой. Если труд переложить на плечи машин, человек вроде как должен быть более свободным. Однако ВВП при этом не падает, выходит, государство просто должно платить людям, чтобы они просто могли жить и заниматься своими делами, хобби и прочии. Идеально!

    1. Я думаю, в будущем роботизация очень больно ударит по социуму, потому что вымываться будут не только рабочие профессии, но и «умственные». Предположу, что нейросети способны заменить почти любого алгоритмически действующего сотрудника, а это — бухгалтеры, журналисты, сотрудники кол-центров, частично юристы, частично дизайнеры… И ведь никогда не было такого, чтобы робот, заменив человека, продолжал его содержать. То есть по сути эти люди станут безработными и будут искать себя в других сферах. Наверное, фокус сместиться на другие профессии, может быть, будет очень сильно расслоение: то есть роботы заберут себе «серединку», а люди нужны будут на самых трудных физических работах с низкой «маржинальностью» (где роботы невыгодны) и наоборот на очень сложных работах, которые требуют большого ума/образования и где высока конкуренция.

      1. у нас в России такая бухгалтерия, которую никакие нейросети не осилят. ))
        ну а по поводу тучи безработных… роботов-то тоже обслуживать надо. правда это будет довольно высококвалифицированная рабсила. с безработицей низкоквалифицированных все просто — они вернутся к себе домой в солнечные Н-станы. )))

      2. учитывая тренд на вытаскивание движения товара в белую вполне допускаю что в будущем сама налоговая будет «той бухгалтерией» проводящей все транзакции и снимающей необходимые налоги. тож самое касается и отдела кадров/ПФР.
        ну и у государства по сути вариантов не остается как повесить содержание населения на себя в виде обязательного дохода. Суммы эти будут браться с того же бизнеса (назовем это иной системой налогооблажение 🙂 ). По сути сейчас бизнес платит зп чтобы население могло с этих денег покупать продукцию бизнеса. а станет бизнес-государство-население-бизнес.

      3. Мы же под роботами в данном случае понимаем не только физически железки, но и программы. И получится, что, условно, 20 специалистов обслуживают роботов, которые заменили 1000 человек ))) Причём эти 20 человек сидят где-нибудь в Калифорнии, а 1000 безработных топчутся тут

      4. не вижу особых проблем с «географией».
        так или иначе проработать условия «игры» вполне возможно.
        просто иных вариантов я от «механизации труда» не вижу

Добавить комментарий для ЧебурашкаОтменить ответ