«Нивка» ягодка опять

Lada Niva — один из трёх мамонтов нашего автопрома. Из серийных моделей старше только уазовская «Буханка» и, собственно, кириллическая «Нива» ВАЗ-21213. Модель же с латинским названием Niva дебютировала ещё 1996 году, а массовый выпуск стартовал пять лет спустя, так что в этом году у автомобиля двойной юбилей. За это время она выпускалась под маркой Lada (в 2001 году), потом Chevrolet, а с 2020 года снова Lada. Чтобы мы не запутались окончательно, АВТОВАЗ переформатировал её внешность и присвоил модели новое название — Lada Niva Travel. Изменился ли её характер?

Подтяжку лица делали люди, не лишённые азарта. Нивино лицо они тянули, пока оно не встало вровень с приподнятым капотом, который продолжает подоконную линию автомобиля. Фары теперь пристальны, как взгляд следователя, а чёрная решётка радиатора в иных ракурсах напоминает о стилистике Mitsubishi. Вкупе с увеличенными накладками колёсных арок автомобиль кажется чем угодно, но не привычной старушкой-Нивой.

Модель теперь называется Lada Niva Travel, а «старая Нива» — Niva Legend
Сзади отличить новинку можно по форме светодиодных фонарей и чуть изменённому бамперу, но в остальном — всё по-прежнему

Правда, образ высоколобого внедорожника размывается при виде в три четверти: потяжелевший передок визуально перетягивает среднюю часть, а корма скромностью форм по-прежнему напоминает замёрзшую собачку. Фронтон Niva Travel в изолированном виде прямо-таки неплох — типичный фейс современного внедорожника. Но поскольку стилистам не дали порезвиться вволю, результат получился компромиссным, и бывший дизайнер АВТОВАЗа Валерий Семушкин даже обрушился на модель с критикой, заявив «Ежедневному автомобильному журналу»:

— Не сочетается дизайн передней части с характером всего автомобиля. Наломанные углы, черное пятно, полностью перекрывающее передок. Я хотел бы, чтобы автомобиль был более цельным. Кузов не соответствует биодизайну, который был в девяностых годах. Тогда он имел самостоятельную пластику, сейчас же этого не получилось.

Длина автомобиля выросла на 43 мм, но исключительно за счёт переднего бампера

Впрочем, дизайнеры всегда хотят неограниченной свободы (и столь же неограниченных бюджетов), но реальность расходится с нашими хотелками. Рестайлинг был вынужденной мерой, чтобы Niva продержалась ещё минимум три года до выхода новой модели уже на французской платформе. И сдаётся мне, клиентам, не очень отличающим стилистику биодизайна от, допустим, баухауса, обновлённая Niva придётся по душе просто потому, что она кажется крупнее и солиднее. А соседям вообще можно сказать, что новая модель.

А за рулём главным следствием нового дизайна является хорошо видимый капот, который солидно вздыхает на косогорах и обозначает предел возможного при попытках протиснуться между деревьев.

Кроме того, буксировочных проушин теперь две, слева и справа. Они и сделаны лучше: раньше приходилось цепляться за утопленную в бампере петлю (иногда через промежуточное звено), теперь же скобы более открытые и удобные.

К сожалению, рестайлинг не коснулся салона от слова совсем. Даже нарост мультимедийного экрана по верху центральной консоли появился ещё на прежней Chevrolet Niva в 2019 году.

И дело даже не в старомодном дизайне, который смотрелся свежо ещё в допутинскую эпоху. И даже не в эргономике — с поправкой на возраст, она вполне целесообразна: подумаешь настройка зеркал вынесена в нижнюю часть центральной консоли, а руль не регулируется по вылету. Скорее, настроение снижает ощущение пластмассовой хлипкости салона с его дышащими кнопками, строптивым рычажком рециркуляции, плохо читаемыми приборами. Но логика здесь та же, что и с дизайном: новый интерьер — это большие вложения, которые на фоне беднеющего покупателя и валютных интриг просто не оправданы. Niva ведь берут не ради эргономического совершенства.

Косящие рычаги коробки и раздатки
Камерой заднего вида сегодня не удивишь, но Niva сумела, потому что…
…камера имеет персональный омыватель. Он активируется вместо с «брызгалкой» задних стёкол
Подлокотник — решение спорное: в городской суете он мешает пользоваться куцеватым ручником

К сожалению, технических изменений не последовало — это именно рестайлинг, а не попытка апгрейда модели. Все недостатки, включая тесный салон и недостаточно тяговитый мотор, остались при ней вместе с «рюкзаком» запаски на задней двери, которая требует осторожности при парковке.

Двигатель ВАЗ-2123 объемом 1,7 литра (80 л.с.) — потомок моторов для вазовской «классики» с увеличенным диаметром цилиндра
Niva хоть и добавила внешней стати, осталась машиной компактной — она на 20 см короче Hyundai Creta. Места на задних сиденьях впритык
Не слишком удобен и багажник объемом 320 литров. Размашистую заднюю дверь не открыть в тесноте

Сохранились и ездовые впечатления: если вы катались на Chevrolet Niva, ничего нового вы не узнаете. Из-за маломощного двигателя и шумности Niva кажется машиной более громоздкой, чем есть на самом деле, и после тех же кроссоверов едет натужно. На трассе ощущается дефицит лошадей: ленивый двигатель нужно как следует крутить, а динамика на 4 и 5 передачах валидольная.

Впрочем, чего-то критичного в её повадках нет. Да, она погуливает в полосе, усилитель руля гудит на больших углах, а мягковатая педаль тормоза требует решительных нажатий. Но со временем привыкаешь и перестаёшь обращать внимание. Зато у Niva почти безупречная обзорность, в том числе по зеркалам, что несколько символично, потому что модель и является своеобразным взглядом назад.

А ещё она покоряет подвеской, которая создана для штурма самых выматывающих дорог. Энергоёмкость сочетается с известным комфортом, и если обычно выезд на грейдер или полевую дорогу вызывает тревогу и уныние, то в случае с Niva — почти ликование. Разминая сайлент-блоки, она с аппетитом поедает разнокалиберные ухабы и при этом не донимает качкой. В классе компактных проходимцев подобную отрешённость демонстрирует разве что Renault Duster.

Системы стабилизации нет даже в качестве опции, хотя в некоторых режимах Niva склонна к заносу — например, при резком маневрировании после торможения. С другой стороны, в сравнении с короткими «Нивами» она менее вертлява, а если въехать в поворот слишком быстро, просто плужит носом, расширяя радиус. Niva вообще не любит спешки и нервозности, и склоняет, скорее, к вдумчивой (если не задумчивой) езде. При этом полный привод придаёт ей некоторый запас устойчивости в заносе, если водитель имеет навыки езды с такими трансмиссиями.

И, конечно, машине многое прощаешь, едва появляется случай оценить её полный привод с понижающей передачей и блокировкой центрального дифференциала. Niva Travel осталась честным внедорожником и даже после застревания продолжает упрямо и неспешно бороться с рельефом, мало-помалу выползая к спасению. Ей, конечно, не хватает всё того же тяговитого мотора — первые метры в снегу я частенько глох. Проблему решило включение пониженной передачи: с ней Niva уже прёт с флегматичностью танка, а если и зарывается, то не намертво. Вперёд, назад, снова вперёд… Эх, ещё бы задняя передача включалась помягче, но такова Niva — отступать она не любит.

Просвет автомобиля даже вырос с 200 до 220 мм, так что более пышные бампера не должны сказаться на проходимости
Стальная защита картера улыбается хэллоуинской гримасой
Задняя подвеска — мост с тягой Панара, из-за которой машину слегка переставлеяет на ухабах

Одним словом, это привычная нам Niva со всеми её плюсами и минусами. А мотив для её обновления понятен: если в 2018 году Chevrolet Niva и Lada 4×4 продавались почти одинаковыми тиражами на уровне 30 тысяч автомобилей в год, то по итогам 2020 года младшая модель сохранила темп, а вот спрос на Niva сократился раза в полтора. Отчасти это объяснялось пересменкой брендов (модель переехала из салонов Chevrolet к дилерам Lada), но наверняка сказывается и моральное устаревание — уж больно примелькалась «Шнива» с её обмылочным дизайном. И приделав ей новый лик, АВТОВАЗ надеется всколыхнуть интерес к модели.

Что потом? Определённости нет, но АВТОВАЗ отказывается от собственных платформ в пользу технологий Renault, и следующая Niva получит французскую тележку CMF-B — запуск планируется на 2024 год. Разработка нового внедорожника в планы АВТОВАЗ (точнее, материнской компании Renault) явно не вписывается, что, впрочем, не мешает выпускать классические Niva Travel и Niva Legend после 2024 года. Вопрос, скорее всего, будет решаться ситуативно: будет спрос, останутся «Нивы».

Приставка Travel подчёркивает целевое назначение машины — путешествия. Хотя именно для затяжных туров машина подходит едва ли. А вот вылазки к местным красотам — её стихия

Цены после обновления выросли на 10-25 тысяч рублей в зависимости от комплектации, но дело тут не только в рестайлинге, но и общем подорожании автомобилей. Базовая Lada Niva Travel в комплектации Classic стоит 748 тысяч рублей (+10 тысяч в сравнении с дорестайлинговой машиной). Версия Comfort с магнитолой, кондиционером и легкосплавными колёсами обойдётся в 805 тысяч (+17 тысяч), при этом сразу имеет подогрев сидений — раньше он полагался только топовой комплектации. В версии Luxe за 891 тысячу (+20 тысяч) появляются пассажирская подушка безопасности, парктроник, камера, обогрев лобового стекла, мультимедийная система, регулировка водительского сиденья по высоте, противотуманные фары, 16-дюймовые колёса и замок с дистанционным управлением.

Комплектация Off-Road

Есть ещё версии Comfort Off-Road и Luxe Off-Road, но отличия, скорее, имиджевые. Они заметны благодаря чёрному обвесу и шноркелю для преодоления бродов глубиной до полуметра. Доплата за такие версии составляет 15-40 тысяч рублей. Итого самая дорогая Niva Travel стоит 906 тысяч рублей.

Пятидверная Lada Niva Legend при прочих равных примерно на 70 тысяч рублей дешевле

Дорого? Да, но, с другой стороны, Niva Travel может себе позволить ценовой волюнтаризм, ведь конкурентов почти нет. Пятидверная Lada Niva Legend стоит в диапазоне 645-730 тысяч рублей и ориентирована, скорее, на жителей села. Более крупный «УАЗ-Патриот» обойдётся минимум в 939 тысяч рублей. А иностранные внедорожники и того хлеще: даже за малыша Suzuki Jimny сегодня просят от 1,7 млн рублей — две топовых Niva.

Таким образом, АВТОВАЗ при минимальных затратах умело создал иллюзию, будто перед нами чуть ли не новая модель. И цель достигнута: «Нивка» ягодка опять.

Кстати, целью нашего «тревела» было святилище Большие Аллаки: ансамбль скальных глыб весьма причудливой формы, которые, по мнению ученых, считались святым местом древних людей. Жили они в этих краях якобы с эпохи верхнего палеолита (более 40 тысяч лет назад), и причины их ветхозаветного восторга, в общем, очевидны — в камнях можно увидеть очертания слонов, черепах, летающих тарелок и палачей в масках. На камнях есть древние рисунки, сделанные охрой, которые, к сожалению, очень пострадали от вандалов, красящих поверх дурные надписи.

Когда-то здесь совершались ритуалы

14 Comments

  1. Однажды Алдару-Косе надоело ездить на ишаке и он купил конское седло, длинные стремена и конскую уздечку. Но почему-то никто не подумал, что он купил коня. Все смеялись с того, что он на ишака нацепил конскую сбрую.
    Выглядит интересно. Внешне. Усаживаясь в салон понимаешь, что ты внутри ВАЗ 2115. Терпимо, но не за эти деньги. Впрочем, это классика. Не читайте до обеда советских газет. Так других-то нет! (с)

  2. У меня много лет сидит в бошке незакрытый гештальт — купить классическую Ниву 3х дверную. Такой проходимости не даст ни один кроссовер/паркетник с их подключаемыми муфтами. Даже сами конструкторы нивы считали, что ее проходимость избыточна и порой рассматривали другие концепции (типа как у первого паркетника — первого RAV4). В итоге прикидываю возросшие расходы на бензин, вспоминаю, что в ней не очень то комфортно ездить каждый день с воем раздатки, и про то, что такая проходимость нужна обычно 3 раза в году, а обычно вполне достаточно монопривода, хорошего просвета и хороших шин. И в очередной раз откладываю подальше этот гештальт купить себе Ниву. Наверное надо дожить до пенсии, смотрю на них зачастую пенсионеры ездят, будет такая давно желанная машина в последний путь так сказать.

    1. У меня тоже есть что-то подобное, но горожанам Нива, по большому счёту, не нужна. Всегда можно найти подходящую локацию или чуть более крюковатый путь и проехать на легковушке. А если уж совсем в глушь ехать, то и на Ниве застрять можно.
      Чтобы ощутить кайф от Нивы, думаю, нужно жить где-то на отшибе, где месяца три в году дороги заметены снегом, а ещё три месяца выглядят как грязевые ванны.
      С другой стороны, всё равно машина должна ездить и по трассам, и по городу, а вот здесь на Ниве (даже Шниве) уже дискомфортно. Жаль вообще, что АВТОВАЗ полностью просрал потенциал Нивы, которая могла бы дать жизнь целой линейке внедорожников. А они 40 лет почивали на лаврах и рассказывали всем, как в 76 году их осенило и какие они молодцы))) За это время можно было сделать более комфортный внедорожник с независимой задней подвеской и более длинной базой, поставить ESP, подобрать нормальный мотор и так далее. Но нет, тупо доили старушку (ну и продолжают доить).
      Сейчас Нива-трёхведрка — это что-то вроде квадроцикла. Автомобиль для досуга и совсем уж тяжелого быта.

    2. Я разработал другой план. Купить древнюю, тысяч за 100, и тысяч за 150 отремонтировать, включая замену сидений и прочего. Рассмотрите такой вариант. Но мне лень. А гештальт такой же.

  3. В 2012 году забирал новую Шниву из автосалона и проехал на ней почти 3000 км до Красной Поляны. В Уральских горах меня обгоняли все фуры, а расход стремился к 20 л/100 км. После Самары, к моменту когда Шнива проехала уже 1000 км, динамика чуть улучшилась. А на М-4 «Дон» я смог разогнать ее «аж» до 157 км/ч! В качестве бонуса возможность объезжать все ремонты дорог по обочине не снижая скорости. В Красной Поляне, где L-200 других подрядчиков весело бегали по горам, Шнива начала регулярно кипеть и разваливаться. За 1,5 года в ней сломалось….всё!!! В итоге ее там и продали кому-то за бесценок.
    В 2015-2016 году была возможность детально сравнить дизельный Тигуан 1 поколения и новенькую классическую Ниву. Про разницу на асфальте говорить бессмысленно, и так все понятно. А вне дорог машины оказались почти одинаковыми по проходимости. Нива выше, у нее больше ходы подвески. При этом Тигуан за счет тяговитого дизеля и хорошо работающих электронных имитаций блокировок едет примерно также. Только ест ровно в 2 раза меньше Нивы в любом режиме и, в отличие от нее, не разваливается на ходу.

    1. В прошлом году купили тестю очередную шниву. Я бился в истерике, что полный привод ему, как зайцу стоп-сигнал, мол давай икс рей купим. Типа кроссовер, но не сравнить с нивой. С асфальта ты не съезжаешь. Нет. купили. Но речь не об этом. Была у меня в качестве разъездной машины «пятнашка». И тесть, когда в неё садился, приговаривал: Вот же резкая какая машина! И я удивлялся всё время. Так вот, купили мы очередную шниву. Я еду на старой, тесть на новой. И я понимаю, почему ему пятнашка резкая.

  4. >>> Пятидверная Lada Niva Legend при прочих равных пример. но на 70 тысяч рублей дешевле

    читал что в данный момент ее производство приостановлено. И вроде как ходят слухи что не факт что будет восстановлено.Полагаю причина может быть во внутренней конкуренции.

    1. Да, возможно именно поэтому. Тоже думал, что классическая Нива честнее, что ли. А Шнива как бы между ниш попадает: как по мне, лучше уж до Дастера натянуть, он более сбалансированный под ежедневные поездки, да и надёжность небо и земля

  5. Чё то ни чЁ в голову то и не лезет. Был тут в одном салоне, с клиентом по работе, пока ждали посмотрели на это со шноркелем и на половину для рекламы облитую грязевым слоем. Ну да морда чуть симпатичней, а в остальном, сгниет все кхуям уже через год. А если посмотреть в гарантийный талон, автоваза, то вообще становится не смешно. Уж слишком все ограничено, китайцы и те уже пять лет гарантий дают, а автоваз все на месте топчется, во всем, даже в этом. Последнее что обновили, это регламент выдачи документов гарантийных ремонтов при обращениях клиентов с признаками потребительского экстремизма. А машина, да за такие деньги, ну его нах. Реально, эти машины брать, выгодней б/ушными, за дарма и вкладывая в них немного, юзать пару раз в год. тогда ни утопить, ни ударить будет не жалко, и лужи объезжать не будешь, и через мелколесье не жалко. А так, прежде чем поехать в лес, эта покупка за миллион должна немного состариться, до состояния не жалко.
    А как оптимистично выглядит сайт по продажам это ваяния. прям как у настоящих: показать все двигатели, показать все КПП, а по факту, выбор цвета, и переплата в сто тысяч за шноркель, и нехненужные окрашенные бампера с камерой заднего вида, ну не стоит это все плюс сто ( а да забыл «дисплей». Да и приподнятые основания релингов над крышей чуть ли не на 5 мм меня прям возбуждают. прям представляю, как после мойки да на морозе религи, гуляют то вверх то вниз, за счет льда и гнется крыша

    1. С учетом того, что камера заднего вида с дисплеем стоит около десятки с установкой

  6. Сразу видно мечтателей о ниве, у которых её раньше не было:)))
    Это аппарат пиздец какой:) Пару минусов опишу:
    1) Она гниёт и сильно. Уже начиная с первого года появляются очаги коррозии на кузове, это расстраивает оч сильно.
    2) Кондиционер работает отвратительно. Дует не пойми куда и как, совсем не так как на иномарках. Направляешь в рожу, но при этом в ноги дует горячий воздух. Хз как это всё работать должно, но от слова кондиционер там только название.
    3) Шум и вой в салоне оч сильные. 2 часа езды по трассе изматывают, прям честно. Приезжаешь уставший с гудящей головой.
    Всё это чувствуется, конечно, на фоне нормальных машин. И всё это никак не отменяет её положительных качеств, которых, на мой взгляд, больше, чем отрицательных значительно)

    1. Это я ничего не сказал про всякие неработающие штуки, которые постоянно ломаются, в основном мелочи)) Да и проходимость у неё не самая уж прям выдающаяся — мотора не хватает. Тот же дастер получше на бездорожье, на мой взгляд. ЕСП и 2л мотор реально компенсируют просадки относительно нивы.

      1. Niva на фоне «дуси» выигрывает, когда буксовать нужно долго, потому что у того муфта через некоторое время перегревается и кирдык. Правда, они её совершенствуют, так что сейчас вроде бы нужно совсем уж увлечённого её греть. Но в любом случае с заблокированным центральным диффом уверенности поболее

    2. Так я же и говорю — квадроцикл 😀 Какой с него спрос? Прёт и прёт. А сгниёт, утопим и за новым пойдем 😀

Добавить комментарий для Вадим ЛедковОтменить ответ