Движение вверх. Как челябинец попал в фильм с Владимиром Машковым

Александр Ряполов не был актёром, пока случай не свёл его со съёмочной группой «Движения вверх»

Александр Ряполов настолько высок, что от постоянного взгляда вверх во время интервью у меня болит шея. Рост Александра — 207 см, — в точности, как у олимпийского чемпиона по баскетболу 1972 года Алжана Жармухамедова, которого он сыграл в фильме «Движение вверх». При этом выпускник архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ актёром никогда не был, на Алжана не похож и даже на кинопробы попал случайно. О счастливом случае и съемках с Владимиром Машковым он рассказывает мне в тренировочном зале команды «Челбаскет», где в студенческие годы успешно играл сам.

Актёр Джемс Тратас и Александр Ряполов (справа) в фильме «Движение вверх»

Фильм «Движение вверх» 2017 года — история одного из самых драматичных моментов в истории спорта: финальном матче между непобедимой сборной США по баскетболу с командой Советского союза в 1972 году. Сюжет кажется в каком-то смысле фантастическим, почти фантазийным, но эта фантастика случилась на самом деле. Тренера советской сборной сыграл Владимир Машков.

А на роль номер 7 советской сборной Алжана Жармухамедова, первого казаха с олимпийским золотом, претендовали три профессиональные актёра.

— Они и внешне больше походили на Алжана Мусурбековича, — рассказывает Александр. — А я актёром не был, плюс у меня серо-голубые глаза, светлые волосы. К тому же я в тот момент был мощным и весил 115 килограммов, а Жармухамедов достаточно худой.

Александр жил в Челябинске с 1998 по 2001 году. Со школьных лет он увлекался баскетболом, и много игр провёл в этом зале во дворце Пионеров

В съемочную команду Саша попал случайно. Играя в баскетбол, он познакомился с Александром Беловым — сыном Сергея Белова, великого русского баскетболиста, единственного, вошедшего в Hall of Fame (зал славы баскетбола). В том матче 1972 года против американцев Сергей Белов принёс команде 20 очков из 51. Саша вспоминает:

— Александр Белов был спортивным консультантом «Движения вверх», и как-то в 2016 году он позвал меня на баскетбольную тренировку с актёрами, которые готовились к съёмкам, отрабатывая комбинации, которые реально разыгрывались в 1972 году. Я в тот момент в баскетбол уже почти не играл из-за серьёзной травмы колена, но Саша сказал: «Приходи, там жёстких игроков не будет, только актёры».

Хорошая техника игры в баскетбол и задатки актёра обеспечили Александру роль в фильме

Белов сразу предупредил, что если на тренировке появится режиссёр Антон Мегердичев, поиграть не удастся, потому что начнётся съемочный процесс.

— Но режиссёра вроде не должно было быть, поэтому я пошёл, — говорит Александр. — Появляюсь в зале, а там сидит Антон Мегердичев, и я такой: ну, всё, на площадку уже не выйдешь…

Однако репетиция проходила в одной половине зала: актёры отрабатывали движения, а оператор, вооружённый смартфоном, прикидывал удачные ракурсы. Александр, заскучав, взял мяч и стал бросать его в другое кольцо. Оказалось, не зря:

— Вдруг подходит Антон, встаёт на одной кромке, смотрит. Потом обходит меня, встаёт с другой стороны, снова смотрит. Я дальше бросаю. Наконец он подходит и говорит: «Саш, вы знаете, кто я?». Я отвечаю: «Ну, я в курсе, да». Он говорит: «Саш, я ещё не знаю, кого вы сыграете, но вы точно будете сниматься в моём фильме».

Александр не мечтал оказаться в такой компании

Слова режиссёра Александр всерьёз не воспринял. В юности, кстати, он мечтал стать актёром — планировал даже поступать в челябинский «кулёк» (институт культуры), но родители не отпустили. Он знал историю того матча, поэтому понимал, что фильм может получиться эпическим. И тем не менее всё звучало слишком неправдоподобно.

— Ну, вот к вам подойдут на улице и скажут: пойдём в фильме сниматься. Что вы подумаете? — смеётся Александр. — Свежо предание, да верится с трудом.

Однако его пригласили на ещё одну тренировку, где шла предварительная съемка: бегали операторы со стедикамами, ездил специальный автомобильчик с камерой, увешанный стабилизаторами. Александр разыгрывал сцены с актёрами фильма, но был, скорее, статистом.

И всё же он начал готовиться к роли: за два месяца сбросил 15 килограммов и пошёл на курсы актёрского мастерства.

— Что делают на таких курсах?

— Там много упражнений, в том числе очень странных, например, на умение переносить яркие источники света, чтобы пятикиловаттные прожекторы не отвлекали тебя во время съемок. Есть актёрская подготовка, когда в течение восьми часов отыгрываешь целый спектр эмоций — от полной апатии до ликования.

Правда, уверенности, что утвердят на роль, не было всё равно. Но уже перед съемками актёр, отобранный на роль Жармухамедова, разорвал крестообразные связки, и Александра позвали уже на полноценные кинопробы.

— Я приехал на студию к Антону Мерегдичеву, и два часа играл отдельные эпизоды из фильма, — говорит Александр. — В финальный монтаж фильма вошли не все сцены, а так у моего героя было больше текста. Антон мне очень хорошо подыгрывал из-за камеры. Я, конечно, сильно волновался. По окончанию Антон сказал, что смонтирует и покажет продюсерам. А в мае мне позвонили и сказали, чтобы я приехал подписать контракт.

— Сколько, кстати, платят актёрам?

— Вообще минимальная ставка — 15 тысяч рублей за двенадцатичасовую смену, но поскольку я не профессиональный актёр, мне платили меньше.

— Но ты же не ради денег, так?

— Да, хотя на те полгода, что шли съемки, мне пришлось отказаться от других занятий полностью. На тот момент я работал в трёх местах и уже хорошо получал. То есть я сильно потерял в доходах, но, конечно, дело не в этом.

Сцена, снятая в США: Александр в «индейской» куртке, которая ему попросту мала, поэтому накинута на плечи

Съемки начались в июле 2016 года и закончились в ноябре: они проходили в Москве, Прибалтике, Грузии и США.

— А сцены в Грузии действительно так красивы или это монтаж?

— Нет, это живая съемка, и нам очень повезло: в одно утро мы встали и увидели, что Казбек открылся от облаков. Это редко бывает, и через пару часов его уже затянуло. Но сцена, где мы стоим на его фоне, настоящая.

Вершина Казбека и советская сборная на её фоне

— Как выглядел твой среднестатистический день?

— В семь утра тебя забирает машина, в восемь ты на съемочной площадке, переодеваешься, накладываешь грим. А потом — часов десять-двенадцать непрерывной работы. Во время съемки баскетбольных сцен у большинства актёров были дублёры — профессиональные баскетболисты. У меня дублёра не было, поэтому я бегал непрерывно: и с теми, и с другими. Снимали с шести камер, то есть слепых зон на площадке не было. Ты должен постоянно быть в образе.

— Выматывает?

— Меня иногда спрашивают: что сложнее — играть в баскетбол или сниматься в фильме? Так вот, баскетболистов так не гоняют, как актёров. Ну, представь: десять часов беготни в кедах «Конверс» с их тонкой жёсткой подошвой.

Владимир Машков, сыгравший тренера сборной Владимира Кондрашина (в фильме — Гаранжина), был «хедлайнером» съемочного процесса.

— Как ты относился к актёру Владимиру Машкову до того, как познакомился?

— Ну, ты что — это кумир. Первое впечатление из детства — фильм «Вор». И я боялся Машкова по тому фильму: я помню, как он ругался там на мальчика, и мне казалось, что он и в жизни такой же суровый.

— А на деле?

— Сначала Владимир Львович стал приходить на наши тренировки: садился на трибуне и молча наблюдал. Потом в какой-то день он подходит и знакомится, и, конечно, у тебя в этот момент восторг, но ты его не особо показываешь. Это же работа. Ты себя держишь. А потом так случилось, что мы подружились и с ним, и с Андреем Игоревичем Смоляковым. Началось всё с мелких фраз вроде: «Саня, пойдём курить». Я такой: «Пф-ф, конечно, пойдем, ну как тут откажешь?». Я с ними ходил в курилку, мы разговаривали, потом стали встречаться в перерывах: заглянешь к ним в вагончик, они такие: «Сань, заходи!» И после первого преподавателя Игоря Матуза моими учителями в актёрском деле стали Владимир Львович и Андрей Игоревич. Они меня натаскивали, помогали, я им бесконечно благодарен. И до сих пор Владимир Машков мой шеф: я преподаю в театральной школе Олега Табакова биомеханику движения актёра — это часть курса «Сценическое движение». А Владимир Машков там худрук.

— А каково было играть с Машковым в кадре?

— В такие дни работа строится совсем по-другому: чтобы сняться в сцене на 15 секунд, ты готовишься день, потом несколько часов идут съемки. Но Владимир Львович артист такого уровня, что он создаёт вокруг себя всю сцену, и когда ты в неё заходишь с диалогом, ты чувствуешь себя абсолютно органично, потому что он почти всё за тебя сделал.

Сцена, в которой тренер советской сборной Владимир Кондрашин (Гаранжин) замечает проблемы со зрение у Алжана Жармухамедова

— У тебя довольно короткие фразы: мне кажется, их в чём-то сложнее играть, чем полноценные монологи?

— Да, есть, например, сцена, где за несколько секунд — целая гамма эмоций. Сначала мой герой говорит разочарованно: «Я сам уйду и доиграю в Ташкенте», потом тренер даёт ему контактные линзы, у него удивление, потом радость, потом «Служу Советскому союзу!». И всё это нужно уместить в короткую сцену.

У Алжана Жармухамедова действительно было плохое зрение, а ещё отсутствовали фаланги пальцев на правой руке — следствие травмы на шлифовальном производстве, где он работал в юности. Тем не менее, он стал одним из самых успешных советских баскетболистов. Кстати, Александр Ряполов и Алжан Жармухамедов не только одного роста, но и земляки: до переезда в Челябинск первые восемь лет жизни Саша провёл в Ташкенте, близ которого вырос и Алжан.

— Ты ведь встречался с ним перед съемками?

— Да, я задавал ему много вопросов о личной жизни, об отношениях в команде. Он — человек очень закрытый, но, знаешь, я потом понял — он являлся совестью команды, человеком с невероятным внутренним стержнем. Он всегда готов за себя постоять, и Сергей Белов потом писал, что очень уважал Алжана Мусурбековича именно за то, что на одной из первых совместных тренировок тот дал ему, звезде сборной, отпор. Кроме того, у него просто невероятная физическая выносливость. От дома до школы, где он учился, было 20 километров по горным дорогам. И если не приходил автобус, он бегал. В сборной он играл матчи без замены, то есть мог двигаться буквально бесконечно.

— А история с линзами — это реальность?

— Её немного сместили во времени: линзы советского производства Алжан Мусурбекович начал носить в 1973 году, причём они были из жёсткого пластика, поэтому действительно выпадали во время игры. Но на олимпиаде он играл без них. Он плохо видел, но хорошо ориентировался на площадке.

 

Герой Александра вынимает линзу: вторая потерялась во время матча. В реальности такого не было

— То есть в фильме есть отступления от исторической правды?

— Да, это же художественный фильм, там часть событий смещены во времени для усиления драматизма. Например, проблемы с сердцем у Александра Белова возникли позже. А член сборной Модестас Паулаусках не был «врагом народа» и вообще никакой русофобией не страдал. Он живёт в Каунасе и до недавнего времени ездил в Калининград тренировать детей и поддерживать практику разговора на русском. Я очень хочу познакомиться с ним.

С 2011 года это шестой приезд Александра на его вторую родину

Александр жил в Челябинске с девятилетнего возраста: семья перебралась из Узбекистана в 1998 году, а уехал Александр после окончания ЮУрГУ в 2011.

— Я Челябинску очень благодарен, — говорит он. — И школе №45, где были замечательные учителя, и ЮУрГУ. Я пошёл на одну из самых сложных специальностей, промышленное и гражданское строительство, и там ещё был старый преподавательский костяк. К тому же, после Челябинска мне ничего страшно.

— В смысле?

— Ну, я застал время, когда ходили школа на школу, микрорайон на микрорайон. Я тогда уже был высокий, больше двух метров, но худой, так что желающих сразиться было много. А ещё здесь я начал играть в баскетбол, и у нас была отличная команда — лучшая на тот момент.

— А уехал, потому что не увидел перспективы?

— Я долго жил с типичным убеждением, что Москва — это такой ужасный город, где все торопятся, бегут, и всем друг на друга плевать. Но после института в столицу уехала моя девушка, и чтобы не рвать отношения, я за ней. И понял, что Москва — мой город. Но, знаешь, когда молодёжь говорит, что нужно непременно уезжать из регионов в Москву, я отвечаю: не обязательно, лучше сделайте своё место таким, чтобы к вам люди из Москвы возвращались.

— И как в этом контексте выглядит Челябинск? Упадническое настроение?

— Нет, как раз наоборот. Первое — это, конечно, новый аэропорт. Второе — видно, что появляются новые здания. А главное, я не почувствовал привычного запаха гари и смога. Воздух, по-моему, стал чище.

— Ну, и напоследок: тот опыт игры в кино стал для тебя прикольным эпизодом в жизни или что-то с тех пор изменилось?

— Всё изменилось. Во мне словно что-то открылось: до этого я занимался строительством. Но фильм заставил меня поверить в свои творческие способности. Сейчас помимо работы в театральной студии я пишу стиху, снимаюсь в короткометражных фильмах, занимаюсь организацией фестивалей как креативный продюсер (у меня целая команда) и попробовал себя в режиссёрском деле: снимал рекламу, музыкальные клипы, документальный фильм про фанатов рок-фестивалей.

— А баскетбол?

— На него, к сожалению, просто не хватает времени.

Тем не менее, Александр продолжает следить за баскетбольной жизнью, и в Челябинск приехал, чтобы поддержать команду «Челбаскет», которая 21 февраля в драматичной манере обыграла команду «Русичи» (Курск) в заключительном домашнем матче на регулярном этапе чемпионата.

Александр наблюдает за тренировкой команды «Челбаскет» во дворце Пионеров

3 Comments

Добавить комментарий для СерёгинОтменить ответ