Топи

Весьма понравился сериал «Топи». Это при том, что к творчеству Дмитрия Глуховского я до сих пор был равнодушен: пытался читать «Метро» — не пошло, читал «Текст» — бросил на полпути. Единственный его роман, который я осилил, «Сумерки», но и там впечатление испортила концовка.

А вот «Топи», снятые по сценарию Глуховского, зашли от и до. Глуховский умеет придумать идею, а литературная слабость здесь компенсируется режиссурой Владимира Мирзоева.

Фабула такая: пятеро довольно разных и малознакомых молодых человека едут в заброшенный монастырь. Одни, чтобы что-то найти, другие, чтобы от чего-то сбежать. Изначально походило на банальный фильм ужасов, где сначала все навеселе, а потом реки крови, но нет.

В фильме есть элемент хоррора, много обнажёнки, встречаются отрубленные головы, немало чудаковатых и безумных людей, а ещё — атмосфера безысходности. Но всё это — не самоцель. К последней серии становится ясна идейная подоплёка повествования: она не так что бы очень оригинальна, но цельна и доходчива, а финальный кадр (дождитесь его во время титров) и вовсе близок к гениальности.

Съёмки шли, видимо, где-то в архангельской глухомани, и помимо атмосферных видов и общей интриги очень доставляет игра второстепенных актёров — они на контрасте с главными героями все возрастные и все убедительные. Молодёжь же показана в меру безголовой и в меру фальшивой, но и это не портит сюжета, потом что автор и не приклеивает к главным персонажам героического имиджа.

Отдельное спасибо, что в сериале нет ни одного опостылевшей рожи, вроде Петрова-Козловского или, не дай бог, Безрукова. Главную роль сыграл внук Олега Янковского Иван, а остальных артистов я если и видел, то не особо помню где.

Мои симпатии объясняются и тем, что идея сериала перекликается с «Блаберидами»: тоже заброшенное селение, тоже зловещий комбинат под боком, тоже странные психические эффекты. Впрочем, развязка другая, и мне она кажется вполне органичной.

Если сам жанр мистического триллера вам не противен — рекомендую. Несмотря на кое-какие сюжетные изъяны в средней части повествования, сериал смотрится хорошо, а главное, не зря.

8 Comments

    1. А мне впечатление о нём испортила авторская версия «Метро 2033». Он сначала её почти без редактуры в онлайн выложил, там совершенно безобразный авторский стиль, предложения на полстраницы, «он пошёл, он сел, она пошла, они посмотрели…» )))) В итоге я поставил на нём, как на писателе, крест. Но изданные его книги, видимо, причёсаны литнеграми, стиль позабористее.
      А ещё доставляют диалоги в играх по серии «Метро» — как будто мальчик-даун писал.
      Глуховский, к.м.к, хороший автор идей и сценарист, а писатель постольку поскольку.

  1. Спасибо за интересный анонс, Артём! Я люблю Глуховского (ну, может, просто посчастливилось читать, когда он уже обзавёлся бетой)) А в этом сериале, похоже, гремучая смесь хорошей идеи, атмосферных локаций и Ивана Янковского) Обязательно посмотрю!

    1. Больше всего меня порадовало, что в кои-то веке в развлекательном российском кино чувствуется крепкая идея в основе — тут надо Глуховскому спасибо сказать. Я, может быть, саму идею готов обсудить и где-то поспорить, но это не в качестве даже критики, а так, в развитие мысли. Радует, что кино вышло одновременно интересным и осмысленным. Правда, среднюю часть можно было слегка резануть, есть там длинноты, но даже это не портит впечатления — седьмая серия спасает

      1. Ну, я скорострел, конечно, но мы уже сегодня решили, что это всё нормально))
        Посмотрела, в общем, сериал, понравился, ещё раз спасибо вам! Не скажу, что сносит башню, но вполне выбивает из колеи. Понравилось, что много разных идей и смыслов, и каждый может увидеть что-то своё. Ничего, что некоторые недооформлены, для восприятия это даже лучше! Ещё понравилось, что нет какого-то канона, но вы про это и так писали. И отдельное спасибо создателям сериала за музыкально-лирические вставки, раньше советское кино изобиловало такими оттяжками, и это давало возможность осмысливать какие-то вещи при прямо при просмотре фильмов (что у Тарковского, что у Рязанова). Потом это стало редкостью, и вот в «Топях» я это с удивлением обнаружила. Визуальная атмосфера потрясающая, места такие дикие, я бывала в тех краях, там действительно всё по-другому ощущается.
        Если будет несложно, пожалуйста, продолжайте выкладывать особо понравившиеся фильмы и сериалы, хорошо?

        P.S. А Ивану всё же до деда далеко)

      2. Ну, я рад! Ивану, да и молодым актёрам вообще далеко до старой школы, в принципе, «Топи» вытягивает старая гвардия, молодёжь там больше на статистов похожа. Образы мента, хозяина, зеков, всех приспешников — вот они цепляют. А так да, по атмосфере и некой загадочности он очень необычно смотрится.
        Надо завести привычку писать рецензии на хорошие фильмы/сериалы, а то иной раз сам не могу вспомнить, что хорошего смотрели. Впрочем, довольно редко сейчас увидишь что-то, чтобы прям захотелось другим рекомендовать. Из недавнего — фильм «Батя» с Вдовиченко. Он не безупречен (можно было сильнее сделать, особенно ту часть, что в настоящем времени происходят), но за многочисленные и довольно убедительные флешбеки из детства героя в 1992 году можно многое простить. Пост-советское детство получилось очень узнаваемым, ироничным, почти слезоточивым. И Вдовиченко конкретно в этой роли хорош

      3. О, я помню рекламу. Записала себе, посмотрю! Спасибо, Артём!

Добавить комментарий для Антон Л.Отменить ответ