Мишустинский манёвр: реформа техосмотра всё-таки состоялась

Челябинский ПТО на Игуменке — и это не вся очередь

В конце февраля СМИ, включая государственные, со ссылкой на премьер-министра Михаила Мишустина сообщили о переносе реформы техосмотра на октябрь 2021 года. Но уже в первых числах марта наши читатели начали присылать фотографии очередей на ПТО и жаловаться на невозможность «купить» диагностические карты. Я стал разбираться, что именно подписал Мишустин и реально ли пройти техосмотр в заочном режиме (спойлер — невозможно).

Реформа состоялась по плану

— Мишустин явно преувеличил, когда заявлял журналистам о переносе реформы на октябрь, — объяснил директор сети станций техосмотра «ТОПСТО» Геннадий Безносов. — Реформа состоялась в полном объёме, и ни один из нормативов не отменен: работает фотофиксация, контролируется пропускная способность ПТО, а диагностические карты выдаются в электронном виде с цифровой подписью эксперта.

Вступили в силу и поправки в КоАП и Уголовный кодекс, которые усиливают ответственность сотрудников и руководства ПТО за «левый» техосмотр. Юрлицам грозят штрафы до полумиллиона рублей, должностным — наказание вплоть до ареста.

Директор ПТО «Авто-М» Илья Барыкин подтвердил, что с 1 марта правила техосмотра ужесточились:

— Мы сами обалдели, если честно, — сказал он. — Я думаю, СМИ не верно донесли информацию, потому что до 1 октября правительство лишь продлило срок действия некоторых диагностических карт, но сама реформа состоялась по плану.

Что же подписал Мишустин

Единственным послаблением стало продление на полгода (но не менее чем до 1 октября) срока действия диагностических карт, которые истекают в период с 1 февраля до 30 сентября 2021 года — текст постановления правительства есть на сайте кабмина. При этом формулировки сопроводительного текста в самом документе создают впечатление, будто речь идет об отсрочке реформы:

— В сложившейся ситуации необходимо отложить срок введения нового порядка техосмотра до 1 октября, — подчеркнул председатель правительства.

В частности, СМИ распространили информацию, что на 1 октября переносится обязательная фотофиксация посещений ПТО, но и это оказалось неправдой.

— Мишустин не подписал постановление о переносе фотофиксации, — подчеркнул Геннадий Безносов. — Да, СМИ со ссылкой на него вроде бы анонсировали такой шаг, но в реальном тексте постановления указаний на временную отмену фотофиксации нет.

Специалист также отметил, что перенос реформы физически невозможен в столь короткие сроки:

— Большинство изменений в порядок техосмотра вносились федеральными законами, а Правительство РФ может отменить разве что некоторые подзаконные акты, но и этого сделано не было, — сказал Геннадий Безносов. — Поэтому с 1 марта система плохонько, но заработала.

При наличии неисправностей у автовладельца есть 20 дней на их устранение: тогда при повторном обращении эксперт ПТО проверит лишь проблемные зоны автомобиля. Сверх этого срока техосмотр проходится заново по всем пунктам

Реально ли купить техосмотр

Перестали работать и «продавцы техосмотра»: если не все, то, по крайней мере, большинство. Я попытался купить диагностическую карту по телефону без посещения ПТО, но во всех случаях получил лишь приглашение посетить пункт лично. По легенде на лобовом стекле автомобиля есть трещина, поэтому я просил выдать карту без осмотра. Реакция на уговоры была такой:

— Я вам еще раз объясняю: если у вас трещина на лобовом стекле, ее будет видно на фотографиях.

— А может, можно чуть подороже сделать, но без фотографий?

— Повторяю: вы должны приехать на пункт, там вас сфотографируют, если хотите время терять — приезжайте с трещиной.

— Ну, хоть как-то?

— Никак.

Что мешает нелегалам

Почему торговцы сдались так легко? Ведь они и раньше умудрялись вносить данные о диагностической карте в базу ЕАИСТО: для этого либо взламывая учетку эксперта, либо договариваясь с ПТО о «заочном осмотре».

Со слов опрошенных специалистов, работать в черную мешает несколько обстоятельств, включая и упомянутую фотофиксацию.

— Конечно, кто-то пытается подделывать фотографии с помощью «фотошопа», но у РСА, видимо, работают какие-то программы, которые выявляют поддельные снимки и аннулируют карту, — объяснил Илья Барыкин.

Вторая проблема — электронно-цифровая подпись эксперта.

— Нелегалы не имеют флешки (токена), который необходим для выгрузки диагностической карты, — указал Геннадий Безносов. — Да, они могут вступить в сговор с экспертом и подделать фотографии, но в любом случае есть модерация. Сейчас всё стало очень прозрачно: любой специалист может зайти в систему и увидеть время и место прохождения техосмотра, а если на фотографиях видны следы редактирования, смело пишем жалобу в РСА: это повлечет негативные последствия для оператора. Конечно, не все агенты перестали работать, но продажа карт сегодня затруднена.

С 1 марта вместо прежней базы данных ЕАИСТО заработала ее модернизированная версия ЕАИСТО-М, которая требует подключения и авторизации эксперта. Подкупить его, вероятно, можно, но с учетом крупных штрафов и уголовной ответственности такие манипуляции стали куда более рискованными.

Откуда очереди на ПТО

С начала марта мы получаем жалобы от читателей на невозможность пройти техосмотр из-за неработающей базы данных ЕАИСТО-М. Операторы подтвердили, что база функционирует нестабильно, и это — одна из причин проволочек и очередей. Кроме того, есть проблемы с подключением новых экспертов и внесением изменений в реестр ПТО, что не позволяет ряду пунктов работать полноценно.

Въезд на ПТО — машину ждут очереди. Такой картины мы не видели лет десять

Установлены ограничения на пропускную способность — один эксперт может принимать в среднем 16 машин за восьмичасовую смену. Время нахождения машины на ПТО контролируется по времени снимков: если между ними менее получаса, данные не загрузятся в базу.

Очереди на ПТО есть и в буквальном смысле, но, по словам операторов, они не отражают реальной картины, потому что большинство пунктов работает только по предварительной записи, то есть «лишних» клиентов попросту не записывают. Сложности отмечают и агенты по продажам полисов ОСАГО (для его оформления необходима действующая диагностическая карта).

Кому нужно проходить техосмотр в 2021 году?

Техосмотр не проходят легковые автомобили в возрасте до 4 лет, а машины в возрасте 4–10 лет делают его раз в два года (кроме такси). В зачет идут календарные годы, то есть автомобиль, выпущенный в декабре 2017 года, считается четырехлетним уже сейчас, хотя фактически ему лишь три с небольшим. При этом до апреля 2020 года тайминг был другим, и, чтобы не запутаться, проверьте срок действия своей диагностической карты по базе данных. Вам понадобится госномер, VIN автомобиля, номера кузова и рамы — все данные есть в свидетельстве о регистрации машины.

Если срок действия вашей карты истекает в период с 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года, ее действие автоматически продлевается на полгода (но не менее чем до 1 октября 2021 года).

11 Comments

  1. «Челябинский ПТО на Игуменке — и это не вся очередь» — проходил там ТО в конце февраля, с запасом в месяц. (ОСАГО кончается 31 марта), дабы на всякий случай избежать вакханалии. Чуйка не подвела.

    На прямой вопрос — а без рабочего ручника пройду? — Прям сейчас да, после 1 марта ХЗ. Ну сопсно это и решило вопрос. Когда проходил был единственным на СТО, и это в середине выходного дня.

    А вот с ОСАГО там побрили. В прошлом году у них делал, вышло на 700 руб дешевле, чем в моей конторе где страховался 5 лет, да и еще и ехать в свою контору далеко, в будний день, а там хрен где запаркуешься. А тут возле дома через дорогу (дом видно на второй фотке).

    Оказалось что страховая в которой у них страховался сдулась. Сейчас ищу варианты. В прошлом году было чуть меньше 7 тыр, а в этом меньше почти 10 нигде нет. Хрень какая то.

    1. Странно, у меня ОСАГО в этом году дешево вышла, что-то типа 4 тысяч. А у тебя может быть из-за ДТП КБМ стал высоким? Там сразу процентов 30 добавляется

      1. Может быть. Я там же на Игуменке пробивал сколько, где что стоит. Сервис сильно тупил, и мало вариантов выдавал. И попало ли старое ДТП в базу тоже ХЗ.

      2. У тебя же вроде не так давно был замес какой-то? Или там без ОСАГО оформляли?
        Просто там принцип такой: допустим, КМБ был 0,65, попал в ДТП, он становится 0,85 и начинает от этой величины каждый год снижаться на 0,05. То есть после ДТП ещё пять лет будет возвращаться к уровню 0,65.

      3. ДТП было года 2 назад.

      4. Кстати, вчера вспомнил: сейчас же страховые в рамках «вилки» тарифов могут выбирать почти свободно, наверное, по какой-то их классификации твой автомобиль попал в рисковые, может быть, в силу возраста или марки, поэтому они тебе базовые тариф побольше делают.

  2. Я правильно понимаю что авто 2019 года выпуска должно пройти ТО до 31 декабря 2022 года?
    по ссылке сервис не робит

    1. Хороший вопрос. Формально ведь техосмотр нужен для покупки ОСАГО, и получается, что необходимость возникнет в течение 2023 года в месяц, когда приобретается ОСАГО (обычно совпадает с месяцем покупки машины). Но в 2022 году появится штраф за езду без диагностической карты, и я не совсем пока понимаю, как для новых машин будет отсчитываться точный день, когда истекает четырёхлетний срок — то ли по фактической дате производства или регистрации, то ли по календарному году. Запомню вопрос, разберусь.

      1. да, было бы не лишним точно знать. у меня месяц страховки август. как бы 8 месяцев от года.

      2. Я боюсь, сейчас никто толком не скажет, но через год тема будет в самом соку накануне введения штрафа, и тогда уже должна быть ясность. Потому что пока ведь нет даже зацепок: как РСА скажет считать годичность, так и будет. Сейчас они огрубили расчёты, потому что точную дату задаёт время покупки ОСАГО, но накануне введения ежедневного штрафа должны будут конкретизировать, от какой именно даты и как считаются 4 года.

    2. Сервис не робит? Так у вас, наверное, и нет ещё диагностической карты, новая же машина? Сервис в ступоре )))

Добавить комментарий для krasnovwebОтменить ответ